Урок чтения в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

иконникова светлана владимировна

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением В. П. Астафьев «Капалуха»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения.

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковые словари русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением В. П. Астафьев «Капалуха»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения.

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковые словари русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; презентация.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь, улыбнитесь.

- Повернитесь, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.

-Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика). Определяют самоготовность

(«настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами.

– Расскажите о своих домашних питомцах.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Прочитайте орфографически.

– Прочитайте шепотом.

– Прочитайте громко.

– Прочитайте вопросительно.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

•  Вороненку гнездо – родимая хатка.

•  Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют, высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

 На доске размещены карточки с названиями литературных произведений и именами их авторов.

В. И. Белов «Малька провинилась…»

В.П.Астафьев « Капалуха»

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

-Посмотрите внимательно на доску,что вы видите?(произведение и их авторов)

-Что может объединять эти произведения?

-Почему они все оказались в одной группе? 

Дети высказывают свои гипозезы, учитель фиксирует их на доске.

1.Может быть, во всех этих произведениях говорится о бережном отношении к живой природе.

2. Наверно, писатели призывают людей быть внимательными по отношению к братьям нашим меньшим.

3.Что если, поэты и писатели доказывают своими произведениями такую мысль: человек-сильный и мудрый и поэтому обязан беречь и защищать мир природы)

4.Возможно, писатели говорят о том,  что все должны заботится о своём потомстве.

- У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым.

- Скажите, а какое произведение  вызвало затруднение ответить на мой вопрос? (Капалуха В.П.Астафьев)

- А почему? (Мы его еще не читали)

        

- Кто догадался,  с каким произведением мы с вами познакомимся?

-А какая же будет цель нашего исследования?(Определить основную идею этих произведений и проверить выдвинутые гипотезы)

-Прежде чем приступить к работе мы должны наметить план по которому мы будем работать.

Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы:

ПЛАН НА ДОСКЕ

1. Познакомиться с биографией В.П.Астафьева

2. Прочитать рассказ В.П.Астафьева « Капалуха».

3.Узнать кто это капалуха?

4. Выделить основную идею и сравнить с идеей рассказов М.М. Пришвина и В.И.Белова

5.Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя, ставят цель,определяют задачи чтения ,выдвигают гипотезы

и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство с биографией автора

- Сегодня на уроке мы  познакомимся с биографией Виктора Петровича Астафьева

- И расскажет нам об этом (ученица

 Портрет В.П.Астафьева. (Слайд)

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд). В 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей.

Виктор Петрович создал изумительные произведения

(Выставка книг) (Слайд )

«Васюткино озеро».

«Пастух и пастушка».

«Последний поклон».

«Кража».

«Царь-рыба».

«Ода русскому огороду».

«Перевал».

«Звездопад».

Слушают рассказ учащегося, рассматривают фотографии, портрет автора.

Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковыми словарями в парах

Проводит словарную работу.

-  В тексте нам будут  встретятся трудные слова. Научимся понимать их и правильно читать.

-Где мы можем узнать значение этих слов? (словари, энциклопедии.)

Будем работать в парах

Вспомни правила работы: Говорим шепотом, Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

Тайга – труднопроходимый лес.

Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Пастьба – место, где пасут скот.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник – растения с крупными листьями.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Напружены – напряжены.

Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

Черничник – заросли черники.

Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.

Зарождающийся – начинающий жить, существовать.

Озираться – оглядываться.

Покоробленные леса – искривленные.

Редколапые ели – редкие ветви.

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно

строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.

– Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

1.сообщение учащегося о птице

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?

Ученица М.А.  подготовила нам сообщения о этой птице

Капалуха – самка глухаря. Она меньше самца, весит около 2 кг. Птица имеет пеструю окраску. Поэтому капалуху не заметно, когда она сидит на гнезде.Выводит птенцов капалуха в мае-июне. Яйца (от 6 до 12) откладывает на земле, в ямке, которую выстилает мхом, веточками и перьями. Яйца и птенцов самка охраняет самоотверженно. Водит птенцов только мать, она же учит их добывать корм и прятаться от опасности. Раньше глухарь повсеместно водился в Европе и Азии. Чаще  всего глухарь встречается в России и в Швеции. В карельском языке  kорраlа "глухарь", в финском kорреlо – то же самое.Кополухой  называют на Урале, пеструхой в Ленинградской области, глушицей  на Севере.Бытует неверное мнение, что капалуха так названа, потому что копает  себе ямку под гнездо.

Слушают рассказ учащегося, рассматривают фотографии

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение

и позицию.

Строят монологические

VII.Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти  встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем-

Руки сложили назад.

Личностные УУД

-общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения

2. чтение по цепочке

1)Читаем до слов «.....Вы поглядите на нее!»

-О какой находке рассказывает автор?

-Что решили сделать мальчики с гнездом? Какое правило они забыли?(Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)

2) Далее читаем до конца.

- О какой любви идет речь в рассказе? (о любви матери к своим будущим детям)

- Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).

– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе?

 (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают

информацию из различных источников.

3. Работа в парах

-А теперь давайте снова вернемся к рассказу. И поработаем в парах.

- Рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа, составим таблицу сравнений.

Мы работаем в технологических картах.

Найдите и прочитайте в тексте слова (действия), которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду и  как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

Запишите их в техн.карту( приложение1)

- Посмотрите, все ли мы правильно подобрали  или можно, что-нибудь поменять.

-Сравните с образцом и оцените свою работу в парах.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Оцениваю свою работу в парах

Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условия- ми ее реализации

VII.Обмен информацией

– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо? ( Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль).

– Как вы понимаете такое состояние глухарки? ( Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.)

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

(Человек не должен относится к миру природы беспечно, не задумываясь о последствиях.)

(Человек должен ответственно и бережно относится к миру природы)

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы.

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери.

•  Найти дополнительную литературу о птицах нашего края.

•  Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

•  Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Составление синквейна

        

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися.

- Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы М.М.Пришвина , В.И.Белова и В.П.Астафьева?

(Мы прочитали три рассказа о собаке Мальке, капалухе, утке  маме из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей. Они готовы преодолеть любые трудности и препятствия. У этих животных оказалось доброе сердце, способное любить)

-Чтобы красиво завершить наш урок, давайте, ребята, составим синквейн про маму-капалуху.

Правила написания синквейна на слайде.

- Кто желает прочитать, что у вас получилось?

-Предлагаю  оценить свою работу на уроке сердечками.

Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко,

У кого остались затруднения и не все было понятным зеленое сердечко.

 Ваши горящие сердца призывают всех: «Люби живое»

Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД

Уметь выполнять самооценку

Регулятивные УУД

-умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

Приложение1

Поведение капалухи

В начале рассказа

В конце рассказа




Предварительный просмотр:

В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением В. П. Астафьев «Капалуха»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения.

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковые словари русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Астафьева; выставка книг писателя; презентация.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь, улыбнитесь.

- Повернитесь, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.

-Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика). Определяют самоготовность

(«настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами.

– Расскажите о своих домашних питомцах.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Прочитайте орфографически.

– Прочитайте шепотом.

– Прочитайте громко.

– Прочитайте вопросительно.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

•  Вороненку гнездо – родимая хатка.

•  Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют, высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

 На доске размещены карточки с названиями литературных произведений и именами их авторов.

В. И. Белов «Малька провинилась…»

В.П.Астафьев « Капалуха»

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

-Посмотрите внимательно на доску,что вы видите?(произведение и их авторов)

-Что может объединять эти произведения?

-Почему они все оказались в одной группе? 

Дети высказывают свои гипозезы, учитель фиксирует их на доске.

1.Может быть, во всех этих произведениях говорится о бережном отношении к живой природе.

2. Наверно, писатели призывают людей быть внимательными по отношению к братьям нашим меньшим.

3.Что если, поэты и писатели доказывают своими произведениями такую мысль: человек-сильный и мудрый и поэтому обязан беречь и защищать мир природы)

4.Возможно, писатели говорят о том,  что все должны заботится о своём потомстве.

- У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым.

- Скажите, а какое произведение  вызвало затруднение ответить на мой вопрос? (Капалуха В.П.Астафьев)

- А почему? (Мы его еще не читали)

        

- Кто догадался,  с каким произведением мы с вами познакомимся?

-А какая же будет цель нашего исследования?(Определить основную идею этих произведений и проверить выдвинутые гипотезы)

-Прежде чем приступить к работе мы должны наметить план по которому мы будем работать.

Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы:

ПЛАН НА ДОСКЕ

1. Познакомиться с биографией В.П.Астафьева

2. Прочитать рассказ В.П.Астафьева « Капалуха».

3.Узнать кто это капалуха?

4. Выделить основную идею и сравнить с идеей рассказов М.М. Пришвина и В.И.Белова

5.Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя, ставят цель,определяют задачи чтения ,выдвигают гипотезы

и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство с биографией автора

- Сегодня на уроке мы  познакомимся с биографией Виктора Петровича Астафьева

- И расскажет нам об этом (ученица

 Портрет В.П.Астафьева. (Слайд)

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд). В 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей.

Виктор Петрович создал изумительные произведения

(Выставка книг) (Слайд )

«Васюткино озеро».

«Пастух и пастушка».

«Последний поклон».

«Кража».

«Царь-рыба».

«Ода русскому огороду».

«Перевал».

«Звездопад».

Слушают рассказ учащегося, рассматривают фотографии, портрет автора.

Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковыми словарями в парах

Проводит словарную работу.

-  В тексте нам будут  встретятся трудные слова. Научимся понимать их и правильно читать.

-Где мы можем узнать значение этих слов? (словари, энциклопедии.)

Будем работать в парах

Вспомни правила работы: Говорим шепотом, Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

Тайга – труднопроходимый лес.

Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Пастьба – место, где пасут скот.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник – растения с крупными листьями.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Напружены – напряжены.

Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

Черничник – заросли черники.

Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.

Зарождающийся – начинающий жить, существовать.

Озираться – оглядываться.

Покоробленные леса – искривленные.

Редколапые ели – редкие ветви.

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно

строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.

– Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

1.сообщение учащегося о птице

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?

Ученица М.А.  подготовила нам сообщения о этой птице

Капалуха – самка глухаря. Она меньше самца, весит около 2 кг. Птица имеет пеструю окраску. Поэтому капалуху не заметно, когда она сидит на гнезде.Выводит птенцов капалуха в мае-июне. Яйца (от 6 до 12) откладывает на земле, в ямке, которую выстилает мхом, веточками и перьями. Яйца и птенцов самка охраняет самоотверженно. Водит птенцов только мать, она же учит их добывать корм и прятаться от опасности. Раньше глухарь повсеместно водился в Европе и Азии. Чаще  всего глухарь встречается в России и в Швеции. В карельском языке  kорраlа "глухарь", в финском kорреlо – то же самое.Кополухой  называют на Урале, пеструхой в Ленинградской области, глушицей  на Севере.Бытует неверное мнение, что капалуха так названа, потому что копает  себе ямку под гнездо.

Слушают рассказ учащегося, рассматривают фотографии

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение

и позицию.

Строят монологические

VII.Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти  встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем-

Руки сложили назад.

Личностные УУД

-общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения

2. чтение по цепочке

1)Читаем до слов «.....Вы поглядите на нее!»

-О какой находке рассказывает автор?

-Что решили сделать мальчики с гнездом? Какое правило они забыли?(Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)

2) Далее читаем до конца.

- О какой любви идет речь в рассказе? (о любви матери к своим будущим детям)

- Какое чувство вы испытали, читая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).

– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе?

 (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают

информацию из различных источников.

3. Работа в парах

-А теперь давайте снова вернемся к рассказу. И поработаем в парах.

- Рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа, составим таблицу сравнений.

Мы работаем в технологических картах.

Найдите и прочитайте в тексте слова (действия), которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду и  как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

Запишите их в техн.карту( приложение1)

- Посмотрите, все ли мы правильно подобрали  или можно, что-нибудь поменять.

-Сравните с образцом и оцените свою работу в парах.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Оцениваю свою работу в парах

Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условия- ми ее реализации

VII.Обмен информацией

– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо? ( Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль).

– Как вы понимаете такое состояние глухарки? ( Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.)

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

(Человек не должен относится к миру природы беспечно, не задумываясь о последствиях.)

(Человек должен ответственно и бережно относится к миру природы)

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы.

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери.

•  Найти дополнительную литературу о птицах нашего края.

•  Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

•  Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Составление синквейна

        

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися.

- Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы М.М.Пришвина , В.И.Белова и В.П.Астафьева?

(Мы прочитали три рассказа о собаке Мальке, капалухе, утке  маме из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей. Они готовы преодолеть любые трудности и препятствия. У этих животных оказалось доброе сердце, способное любить)

-Чтобы красиво завершить наш урок, давайте, ребята, составим синквейн про маму-капалуху.

Правила написания синквейна на слайде.

- Кто желает прочитать, что у вас получилось?

-Предлагаю  оценить свою работу на уроке сердечками.

Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко,

У кого остались затруднения и не все было понятным зеленое сердечко.

 Ваши горящие сердца призывают всех: «Люби живое»

Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД

Уметь выполнять самооценку

Регулятивные УУД

-умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

Приложение1

Поведение капалухи

В начале рассказа

В конце рассказа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.

Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или  к 8 марта....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.

Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...