Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Лисовая Ольга Петровна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 4-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (М.: Баласс, 2012) обеспечена учебно-методическим комплектом для 4-го класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Гимназия №63 Калининского района

Санкт-Петербурга

«РЕКОМЕНДОВАНО»

 МО учителей  _____________________

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«ПРИНЯТО»

Педагогический совет

Образовательного учреждения

Протокол № __от __ ________20…г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Гимназии №63

Туманова О.Г. ____________

Приказ № __от _____________20….г.

Рабочая программа учебного курса

по  литературному чтению

для 4  «В» класса

(3 часа в неделю,  102 часа в год)

Учитель-составитель: Лисовая Ольга Петровна

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 4-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (М.: Баласс, 2012) обеспечена учебно-методическим комплектом для 4-го класса.

Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста _ правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаре овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способности детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Описание  места учебного предмета в учебном плане. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе на проверочные работы отводится часть времени (15-20 минут) на 7 уроках.

Требования к результатам освоения учебного курса «Литературное чтение»

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности i отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к пре почтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

        этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Средством достижения личностных результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являет формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений.

Ученик научится:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором;
  • осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;
  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключе слов;
  • находить ключевые слова в тексте;
  • отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль; отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Ученик сможет научиться:

  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;
  • формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную mi и заглавие текста.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. 1 Круг детского чтения.
  2. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.
  3. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  4. Литературоведческая пропедевтика.
  5. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Круг детского чтения

Произведения современной детской  литературы разных  жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской  детской  литературы (17 ч). Отрывки из русских  летописей. Русские  народные сказки  в  ранних записях. Стихи  для   детей   поэтов   XVII   в.   Савватия,  Симеона  Полоцкого, Кариона  Истомина.  Произведения  для   детей   писателей  XVIII   в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение   для   сердца  и  разума»,  детские стихи  А.   Шишкова.  Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  прямой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская   литература XX   в.  (51  ч).  Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг.  Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»).  Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для  детей: стихи Е.  Благининой, Б. Заходера, В.  Берестова,  И.   Токмаковой, Н.  Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).

Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать  содержание по ходу чтения или  слушания;

– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по  ходу  чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его  вариантах, составлять сложный  план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для  составления рассказа на определённую тему.

Дети,  заканчивающие начальную школу,  при чтении  доступных им художественных текстов  овладевают правильным  типом  читательской деятельности, а именно  могут:

–  прогнозировать содержание текста на  основе  заглавия,  иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова  в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев  (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей  с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание  своего  отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы  произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный  смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)

повествовательного текста с элементами описания или  рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев  с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные  творческие  работы: переводы с  древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны  уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–  подробно, сжато и  выборочно пересказывать  художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Учебно-методический комплекс для учителя::

  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение («В океане света»). Учебник для 4класса в 2-х частях М. Баллас 2013
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь к учебнику по литературному чтению для 4-го класса М. Баллас 2013
  • Н.А.Шестакова, Т.В.Кулюкина Толковый словарик к учебнику по литературному чтению для 3 и 4 класса. М. Баллас 2013
  • Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. М.А.Яковлева. Уроки литературного чтения в 4-ом классе. Методические рекомендации для учителя. М. Баласс. 2013. 
  • CD  Кирилл и Мефодий «Литературное чтение»  4 класс.

Учебно-методический комплекс для учащегося:

  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение («В океане света»). Учебник для 4класса в 2-х частях М. Баллас 2013
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь к учебнику по литературному чтению для 4-го класса М. Баллас 2013


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

(102 ЧАСА, 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

Часть I

Любимые книги

(8 ч.)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог»

1

Называть жанры произведений, изучаемые в этом учебном году, рассказывать об их авторах, определять собственную позицию к читаемому. Знать, что такое пролог.

Проявлять интерес к содержанию учебника по литературному чтению. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, находить нужную главу в содержании учебника, предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.

Старт.

2

Раздел 1.  Вводный урок по разделу. Любимые книги.

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»)

1

Называть тему выставки книг, соотносить с названием раздела, рассказывать о книге. Называть книги, которые понравились и запомнились, их авторов.

Читать выразительно и наизусть фрагменты из прочитанных ранее произведений.

Называть приемы, с помощью которых можно определить отношение к изображаемому, специфические особенности жанров.

Читать и анализировать стихотворение на основе развития чувства.

Проявлять к чтению книг, различных по жанру. Анализировать книги, представленные на выставке, прочитанные летом и в прошлом голу, сравнивать книги по разным основаниям

Старт.

3

Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Урок знакомства с произведением.

1

Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике.

Проявлять интерес к чтению книг данного жанра.  Соотносить содержание книги и содержание учебника. Составлять рассказ о книге на основе технологии критического мышления для обучения чтения и письму. Оценивать результат своей работы на уроке по критериям, выработанным в совместной деятельности.

Тек.

4

Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3).  Характеристика героя произведения.

1

Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана.

Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками.  Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей.

Тек.

5

Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести

1

Понимать, почему данное произведение относится к жанру фантастической повести. Называть специфические особенности жанра. Называть другие произведения, которые относятся к данному жанру.

Проявлять интерес к чтению произведений фантастической литературы. Сравнивать различные произведения фантастической литературы: находить общее и отличия. Сравнивать жанр сказочной повести и фантастической повести.

Оценивать результат работы на уроке на основе самооценки и текущего контроля.

6

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).  Знакомство с жанром. Сравнение с жанром фантастической повести.

1

Понимать специфические особенности данного жанра, находить подтверждение в тексте. Объяснять смысл названия произведения.

Проявлять интерес к творчеству Ю. Мориц. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий.

Тек.

7

Обобщение по разделу. Проверочная работа N° 1

1

Называть авторов произведений и их героев, знать особенности жанров фантастической повести, баллады, особенности характеристики героев.

Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тем.

8

Внеклассное чтение.

Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения)

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

У истоков русской детской литературы

(16 часов)

9

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой...») Т

1

Характеризовать художественные произведения: его жанр, сюжет, описывать героев.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Старт.

10

«Повесть временных лет». «Расселение славян»

1

Осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Находить ключевые слова в тексте.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

11

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

Составлять устный рассказ о героях прочитанного произведения по плану

Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей

Тек.

12

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

1

Пользоваться разными видами чтения: выборочным и просмотровым. Извлекать информацию, представленную в форме сплошного текста.

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать выполненную работу.

Тек.

13

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям)

1

Понимать, почему чтение подобных текстов имеет смысл для сегодняшних школьников. Находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять свое высказывание.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тек.

14

Путешествие 1.

XVII век. Справщик Савватий - первый детский поэт

1

Находить в тексте материал для характеристики героя, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, задавать вопросы.

Тек.

15

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

1

Характеризовать особенности прослушанного художественного текста: язык, сюжет. Читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Определять цель деятельности на уроке, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Тек.

16

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI—XVII  вв. Проверочная работа № 2

1

Называть авторов произведений и их героев, знать особенности жанров летопись, наставление.

Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тем.

17

Внеклассное чтение

Книги о книгах

1

Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги.

Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, обложка книги).

18

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

1

Определять авторскую позицию в художественном тексте, находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Характеризовать героя произведения.

Высказывать свое отношение к герою прочитанного произведения, к его поступкам.

Тек.

19

Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2-3)

1

Отвечать на вопросы по содержанию, понимать главную мысль, создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Понимать ценность семьи, чувство уважения, ответственности по отношению к своим близким.

Тек.

20

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары

1

Определять отличительные особенности автобиографической книги и мемуаров, анализировать поступки героев произведений, соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Тек.

21

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова)

1

Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументированно свое отношение к прочитанному, к героям статей.

Тек.

22

Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь»

1

Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать тексты, отражая авторскую позицию.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, строить рассуждения.

Тек.

23

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI— XVIII веках. Проверочная работа № 3

1

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Тем.

24

Внеклассное чтение.

Писатели о себе (автобиографические книги)

1

Определять тему выставки книг. Группировать по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

XIX век. Путешествие продолжается.

30 час.

25

Путешествие 3.

Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)

1

Понимать специфические особенности данного жанра, находить подтверждение в тексте. Объяснять смысл названия произведения.

Проявлять интерес к творчеству И.А.Крылова. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий.

Тек.

26

Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)

1

Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Тек.

27

Путешествие 4.

1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица...» (ч.1, 2, 3)

1

Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать как построена сказка. Отвечать на вопросы по содержанию, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тек.

28

А. Погорельский «Чёрная курица...». Нелёгкий путь в подземное царство. Встреча с подземными жителями (ч. 4,5)

1

Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Тек.

29

А. Погорельский «Чёрная курица...». Главный герой сказки (ч. 6)

1

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Делать вывод на основе поступков героя, как нужно поступить в той или иной ситуации, делать свой нравственный выбор.

Тек.

30

Путешествие 5.

Лето 1831 года. Как писать для детей?

1

Находить в научно-познавательном тексте необходимую информацию по истории Царского Села. Сравнивать творчество А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.

Выбирать из статьи информацию необходимую для подготовки сообщения по теме. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тек.

31

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство с героями сказки (ч. 1-4)

1

Выявлять особенности поэтического текста сказки. Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. Характеризовать героев сказки, называть качества их характера.

 Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Тек.

32

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 5-9)

1

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Наблюдать за развитие настроения в тексте. Сравнивать героев текста на основе поступков.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Тек.

33

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10-15). В чём главный смысл сказки? (Финал)

1

Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта шмеля, мухи, комара. Определять нравственный смысл текста

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Высказывать свое отношение к героям данного текста, к их поступкам.

Тек.

34

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

Определять тему и название выставки книг. Выявлять особенности поэтического текста. Распределять роли, инсценировать отрывок произведения.

Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им.

35

Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обобщение.  Литературные сказки

1

Объяснять смысл заглавия произведения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Определять особенности жанра литературной сказки.

Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тек.

36

Владимир Даль «Война грибов с ягодами»  (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра)

1

Пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, изучающим. Характеризовать особенности данного текста: определять жанр, передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в организации игры на уроке.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

37

Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»)

1

Формулировать основную мысль текста, находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора, составлять краткий пересказ на основе ключевых слов.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тек.

38

Обобщение.

Проверочная работа № 4

1

Составлять простой план, рассказ-характеристику писателя начала XIX века. Высказывать и обосновывать свой ответ.

Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тем.

39

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем, или «Литературные сказки писателей XIX века»

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

40

Путешествие 6.

Мир природы приходит на страницы книг

1

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Находить слова, характеризующие героя произведения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно у учителем. Использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

Тек.

41

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

1

Пользоваться приемом выборочного чтения, находить ключевые слова текста. Высказывать свое отношение к прочитанному, к герою .

Извлекать информацию, представленную в форме текста. Устанавливать причинно-следственные связи, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тек.

42

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева

1

Называть особенности поэтического текста. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки, образы. Уметь иллюстрировать текст.

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Передавать авторское отношение, настроение при чтении.

Тек.

43

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе

1

Выразительно читать стихотворения, определять тему произведений. Сравнивать образы, представленные в стихотворении. Задавать вопросы по данным текстам.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате работы класса и учителя. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Тек.

44

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении (Дедушка Мазай — добрый охотник)

1

Определять содержание текста по заголовку, иллюстрации, группе ключевых слов. Находить в тексте материал для характеристики главного героя.

Проявлять интерес к творчеству Н.А. Некрасова. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий

Тек.

45

Путешествие 7.

Школа в Ясной Поляне

1

Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

46

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»)

1

Находить в тексте информацию о личности Л.Н. Толстого, о Толстом-учителе. Передавать последовательность развития сюжета произведения, описывать героев, находить ключевые слова, составлять простой план.

Проявлять интерес к творчеству Л.Н. Толстого. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий

Тек.

47

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»)

1

Определять тип текста, видеть языковые средства, использованные автором.

Находить ключевые слова текстов. Формулировать основную мысль каждого текста.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Строить рассуждения.

Тек.

48

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

1

Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тем.

49

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город», «Деревня и уездный город»)

1

Называть отличительные особенности жанра – очерк. Формулировать основную мысль текста. Составлять план произведения на основе опорных слов. Читать и анализировать описание двух городов.

Находить в учебнике нужную главу. Предполагать по заголовку содержание текста. Чувствовать красоту художественного слова. Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю.

Тек.

50

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Просёлочная дорога», «Наше Отечество»)

1

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию, понимать главную мысль. Использовать прием выборочного чтения, составлять простой план с опорой на ключевые слова.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Чувствовать красоту художественного слова. Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю

Тек.

51

А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1—3)

1

Называть отличительные признаки жанра рассказ. Находить в тексте слова, характеризующие поведение героев. Составлять рассказ-характеристику главных героев.

Проявлять интерес к творчеству А.И.Куприна. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст рассказа, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий

Тек.

52

А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4-6)

1

Анализировать текст по предложенным вопросам. Определять основные события произведения.

Пользоваться приемом творческого пересказа.

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении текста. Обсуждать поступки героев произведения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тек.

53

Обобщение.

Проверочная работа № 5

1

Рассказывать о нужной книге по заданным параметрам, группировать книги по подтемам. Извлекать информацию, представленную в таблице. Пользоваться словарями, справочниками.

Определять учебную задачу урока, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тем.

54

Внеклассное чтение.

Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

1

Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы.

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

Часть II

55

Путешествие 8 (в библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8

1

Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

56

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10—11)

1

Отвечать на вопросы учителя к тексту произведения и находить в тексте предложения, которые подтверждают высказанную мысль. Размышлять о характере и поступках героя.

Проявлять интерес к творчеству Л.Чарской. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий

Тек.

57

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение

1

Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана.

Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками.  Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей.

Тек.

58

Внеклассное чтение.

Мир детства

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

59

Путешествие 9.

Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

1

Участвовать в ведении учителем диалога

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

60

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин)

1

Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы.

Ориентироваться в учебнике, в оглавлении, в условных обозначениях. Перерабатывать и преобразовывать информацию в таблицу. Строить рассуждения.

Тек.

61

Гимназисты К.Чуковского (К.И.Чуковский «Телефон»)

1

Называть юмористические рассказы о детях известных авторов. Представлять выбранную книгу. Определять тему выставки книг. Объяснять название текста, заглавие.

Извлекать информацию, представленную в схеме. Устанавливать причинно-следственные связи. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

Тек.

62

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского

1

Понимать и объяснять, что такое словесная игра. Инсценировать произведение, читать по ролям.

Извлекать информацию, представленную в схеме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тек.

63

Внеклассное чтение.

Современные чудаки

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

64

Путешествие 10.

Вокруг Маршака

1

Выделять ключевые слова текста. Понимать почему надо использовать прием выборочного чтения. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

65

Внеклассное чтение.

Современные детские журналы

1

Определять тему выставки журналов, классифицировать, группировать журналы по разным основаниям, представлять журнал.

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

66

Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1—4)

1

Относить произведение к жанру сказки. Различать народную и литературную сказки. Находить в сказке зачин, концовку и другие сказочные приметы.

Проявлять интерес к творчеству Е.Шварца. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст сказки, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий

Тек.

67

Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего — победа живого мира (гл. 5-8). Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение)

1

Определять главный смысл сказки. Находить ключевые слова в тексте. На основе опорных слов составлять свое высказывание. Выразительно читать сказочные фрагменты сказки по выбору учителя и учащихся.

Сравнивать сказку Е.Шварца и сказки со схожим сюжетом. Размышлять о характерах и поступках героев.

Тем.

68

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»)

1

Находить нужную главу в содержании учебника. Знать автора и название книги. Использовать прием выборочного чтения для выделения частей текста. Составление простого плана.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

69

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка», «Кот сметанный рот»)

1

Давать характеристику героям текста. Выявлять особенности воображаемого героя. Понимать каким образом в сюжете текста соединяются два жанра сказка и рассказ. Определять смысл названия произведения.

Прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей

Тек.

70

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»)

1

Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты, определять отличительные особенности. Характеризовать героев рассказа. Подробно пересказывать текст по плану.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате работы класса и учителя. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Тек.

71

Так кто же он - Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни») С. Маршак — критик, поэт, переводчик, редактор

1

Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Чувствовать красоту художественного слова. Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю

Тек.

72

Обобщение.

Проверочная работа № 6

1

Рассказывать о нужной книге по заданным параметрам, группировать книги по подтемам. Извлекать информацию, представленную в таблице. Пользоваться словарями, справочниками.

Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тем.

73

Внеклассное чтение.

«Творцы книг» (рассказы о писателях,  о художниках-иллюстраторах)

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

74

Путешествие 11.

1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто

1

Называть изученные произведения В.Маяковского, А.Барто. Называть особенности литературного утренника. Проводить словарную работу по ходу чтению, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

75

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».

Живая   кукла   наследника Тутти (ч. 2)

1

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Применять прием словесного рисования.

Проявлять интерес к творчеству Ю. Олеши . Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий

Тек.

76

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».

Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4)

1

Находить в тексте материал для характеристики героев. Находить ключевые слова в тексте. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и другие высказывания. Рассуждать какие качества ценятся в людях.

Тек.

77

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».

«Простые высокие истины» (обобщение)

1

Знать отличия научно-популярного и художественного текстов. Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту.

Извлекать информацию, представленную в схеме. Устанавливать причинно-следственные связи.

Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий

Тек.

78

Практикум «Учусь  работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»)

1

Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тем.

79

Путешествие 12.

«Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман  «Гайдар и дети»). А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2)

1

Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

80

А. Гайдар «Тимур и его команда».

Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4)

1

Находить ключевые слова текста. Составлять простой план текста. Инсценировать отрывок художественного текста. Использовать прием творческого пересказа.

Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Тек.

81

А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение)

1

Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана.

Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками.  Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей.

Тем.

82

Путешествие 13.

Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»)

1

Называть признаки сатирического произведения. Читать и анализировать произведение по предложенным вопросам. Находить в тексте ответ на проблемный вопрос.

Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому каталогу. Выявлять особенности сатирического произведения. Высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

Тек.

83

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»)

1

Называть признаки юмористического произведения. Составлять план рассказа, используя слова, выражающие настроение, тональность повествования.

Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому каталогу. Выявлять особенности юмористического произведения. Строить высказывание на тему «А что люблю я». Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей.

Тек.

84

Внеклассное чтение.

Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

85

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять характер стихотворения с помощью ключевых слов. Подбирать заголовок к группе стихотворений. Обсуждать содержание стихотворений по составленному плану.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тек.

86

Внеклассное чтение.

«Не про меня ли это?»

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

87

Путешествие 14.

«Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

1

Выразительно читать стихотворения, определять тему произведений. Сравнивать образы, представленные в стихотворении. Задавать вопросы по данным текстам.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате работы класса и учителя. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Тек.

88

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

Стихи Э. Мошковской  и Э. Успенского

1

Называть отличительные особенности жанра небылицы, считалки. Предполагать содержание стихотворений по его заглавию, иллюстрации, ключевым словам. Иллюстрировать прочитанные стихотворения по выбору учащихся.

Находить ответы в тексте на предложенные учителем вопросы. Аргументировать свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Тек.

89

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной

1

Читать и анализировать содержание стихотворений. Передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Пользоваться разными видами текста: изучающим, ознакомительным. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Тек.

90

Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр

1

Определять признаки, особенности жанра миниатюра. Находить слова, помогающие создать определённый образ. Называть слова –олицетворения.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Тек.

91

Стихи Н. Матвеевой

1

Читать текст стихотворений, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитанные стихотворения.

Выбирать книги автора в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Тек.

92

Внеклассное чтение.

Любимые стихи

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

93

Практикум  «Учусь  читать лирический текст»

1

Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тем.

94

Обобщение.

Проверочная работа № 7

1

Составление таблицы «История детской литературы в 20-70-е годы XX века» с опорой на учебник. Отвечать на вопросы, предложенные учителем.

Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий.

Тем.

95

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями. Поиски снежного цветка (картины 1-4)

1

Называть особенности, признаки жанра пьеса-сказки. Знать для какой цели создаются афиши. Чтение по ролям текста произведение. Анализировать поступки героев, находить предложения, которые подтверждают точку зрения.

Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике

Тек.

96

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 5-8)

1

Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана. Чтение по ролям.

Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками.  Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей.

Тек.

97

Путешествие 15.

Современные детские писатели (К. Драгунская «Крайний случай»)

1

Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

98

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»)

1

Наблюдать над творческой манерой письма К.Драгунской, используя в этой работе критерии, предложенные учителем. Составлять таблицу, преобразовывать полученную информацию.

Выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Тек.

99

Интервью с Тимом Собакиным (стихи и проза Тима Собакина)

1

Читать и анализировать тексты стихотворений автора. Находить языковые средства, помогающие определить настроение и образы текста. Отвечать на вопросы по содержанию стихотворений.

Проявлять интерес к творчеству Тима Собакина. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий

Тек.

100

Обобщение. Берём интервью у детских писателей

1

Самостоятельно составить рассказ-ответ, пользуясь материалами учебника и образцами интервью.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тек.

101

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

1

Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста.

Тек.

102

Внеклассное чтение.

«О чём можно, о чём хочется читать»

1

Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу

Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы.

Резерв


Портреты

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

1.

портрет Есенин Сергей Александрович

2.

О. Н. Тишурина Писатели и начальной школе.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1.

1.

Андерсен Ханс Кристиан 1805 – 1875

6 – 7

2.

Бажов Павел Петрович 1879 – 1950

8 – 9

3.

Барто Агния Львовна1906 – 1981

10 – 11

4.

Берестов Валентин Дмитриевич1928 – 1998

12 – 13

5.

Бианки Виталий Валентинович1894 – 1959

14 – 15

6.

Блок Александр Александрович1880 – 1920

16 – 17

7.

Якоб Гримм 1785 – 1863 Вильгельм Гримм 1786 – 1859

18 – 19

8.

Даль Владимир Иванович 1801 – 1872

20 – 21

9.

Драгунский Виктор Юзефович 1913 – 1972

22 – 23

10.

Ершов Пётр Павлович 1815 – 1869

24 – 25

11.

Есенин Сергей Александрович 1895 – 1925

26 – 27

12.

Житков Борис Степанович 1882 – 1938

28 – 29

13.

Жуковский Василий Андреевич 1783 – 1852

30 – 31

14.

Заходер Борис Владимирович 1918 – 2000

32 – 33

15.

Ишимова Александра Иосифовна (Осиповна) 1805 – 1881

34 – 35

16.

Коваль Юрий Иосифович 1938 – 1995

36 – 37

17.

Кончаловская Наталия Петровна 1903 – 1988

38 – 39

18.

Крылов Иван Андреевич 1769 – 1844

40 – 41

19.

Куприн Александр Иванович 1870 – 1938

42 – 43

20.

Лермонтов Михаил Юрьевич 1814 – 1841

44 – 45

21.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович 1852 – 1912

46 – 47

22.

Маршак Самуил Яковлевич 1887 – 1964

48 – 49

23.

Маяковский Владимир Владимирович 1893 – 1930

50 – 51

24.

Михалков Сергей Владимирович р. 1913

52 – 53

25.

Некрасов Николай Алексеевич 1821 – 1878

54 – 55

26.

Носов Николай Николаевич 1908 – 1976

56 – 57

27.

Паустовский Константин Георгиевич 1892 – 1968

58 – 59

28.

Перро Шарль 1628 – 1703

60 – 61

29.

Пришвин Михаил Михайлович 1873 – 1954

62 – 63

30.

Пушкин Александр Сергеевич 1799 1837

64 – 65

31.

Свифт Джонатан 1667 – 1745

66 – 67

32.

Толстой Алексей Константинович 1817 – 1875

68 – 69

33.

Толстой Алексей Николаевич 1883 – 1945

70 – 71

34.

Толстой Лев Николаевич 1828 – 1910

72 – 73

35.

Тютчев Фёдор Иванович 1803 – 1873

73 – 74

36.

Ушинский Константин Дмитриевич 1824 – 1871

76 – 77

37.

Фет Афанасий Афанасьевич 1820 – 1892

78 – 79

38.

Хармс Даниил 1905 – 1942

80 – 81

39.

Чарушин Евгений Иванович 1901 – 1965

82 – 83

40.

Чехов Антон Павлович 1860 – 1904

84 – 85

41.

Чуковский Корней 1882 – 1969

86 – 87

3.

О. Н. Тишурина Писатели и начальной школе.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения Выпуск 2

1.

Аким Яков Лазаревич р. 1923

4 – 5

2.

Аксаков Сергей Тимофеевич 1791 – 1859

6 – 7

3.

Ахматова Анна Андреевна 1889 – 1966

8 – 9

4.

Бальмонт Константин Дмитриевич 1867 – 1942

10 – 11

5.

Благинина Елена Александровна 1903 – 1989

12 – 13

6.

Гайдар Аркадий Петрович 1904 – 1941

14 – 15

7.

Гаршин Всеволод Михайлович 1855 – 1888

16 – 17

8.

Горький Максим 1868 – 1936

18 – 19

9.

Дрожжин Спиридон Дмитриевич 1848 – 1930

20 – 21

10.

Зощенко Михаил Михайлович 1894 – 1958

22 – 23

11.

Катаев Валентин Петрович 1897 – 1986

24 – 25

12.

Киплинг Джозеф Редьярд 1865 – 1936

26 – 27

13.

Лагерлёф Сельма Лувиса Оттилия 1858 – 1940

28 – 29

14.

Линдгрен Астрид Анна Эмилия 1907 – 2002

30 – 31

15.

Майков Аполлон Николаевич 1821 – 1897

32 – 33

16.

Милн Алан Александер 1882 – 1956

34 – 35

17.

Одоевский Владимир Фёдорович 1803 – 1896

36 – 37

18.

Осеева Валентина Александровна 1902 – 1956

38 – 39

19.

Пантелеев Леонид 1908 – 1987

40 – 41

20.

Пермяк Евгений Андреевич 1902 – 1982

42 – 43

21.

Платонов Андрей Платонович 1899 – 1951

44 – 45

22.

Плещеев Алексей Николаевич 1825 – 1893

46 – 47

23.

Погорельский Антоний 1787 – 1836

48 – 49

24.

Родари Джанни 1920 – 1980

50 – 51

25.

Сладков Николай Иванович 1920 – 1996

52 – 53

26.

Суриков Иван Захарович 1841 – 1880

54 – 55

27.

Токмакова Ирина Петровна р. 1929

56 – 57

28.

Тувим Юлиан 1894 – 1953

58 – 59

29.

Чёрный Саша 1880 – 1932

60 – 61

30.

Шим Эдуард Юрьевич

62 – 63



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 1 класс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Календарно-тематическое планирование в 1 классе составленно  в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Календарно-тематическое планирование 2 класс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Календарно-тематическое планирование для 2-го класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой.

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего   образования   на основе авторской  программы...

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Анализ выполнения итоговой комплексной работыв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Анализ выполнения итоговой комплексной работыв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...