Разработка урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Давлетшина Ольга Вадимовна

      Данный урок является 4 уроком в разделе «Самое обыкновенное чудо» в курсе литературного чтения 2 класс. Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, через изучение литературных произведений этой темы мы вводим детей в мир человеческих отношений, в мир нравственных ценностей, воспитываем личность со свободным, независимым мышлением.

        Для достижения цели урока я использовала технологии развития критического мышления, так как в основе данной технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует развитию необходимых универсальных учебных действий согласно ФГОС общего начального образования.                                                                                                Урок состоит из трех стадий.                                                                                                 Первая стадия «вызов» - ее задача: расширить знания о сказках, развивать умение выдвигать предположения. Для вовлечения в процесс познания использовала структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН

        Вторая стадия «осмысление» - ее задача: способствовать развитию внимания к авторскому слову в художественном тексте, систематизировать знания о понятии «счастье» для глубокого и более осознанного понимания термина. Так как тип урока: получение новых знаний, то учащимся необходимо уметь самостоятельно определять тему и задачи урока, для этого я использовала задания проблемно - творческого и поискового характера, задание по составлению характеристик героев, которое развивает навыки классифицирования информации. Кроме этого для развития умения извлекать информацию из текста и иллюстраций, воспроизводить по памяти информацию, для глубокого и более осознанного понимания термина были использованы такие структуры как, РАУНД РОБИН, СОРТ КАРТДС, МИКС-ПЭА-ШЭА, ТАГ-ОФ-ВО, КОНЭРС.

        Третья стадия «рефлексия» - задача: удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно оценивать себя и своего товарища.

Для обратной связи я использовала прием «Билетик на выход», который позволит мне узнать, что еще интересует учащихся, а так же увидеть, как оценил себя каждый ученик и урок в целом.

       На каждой стадии урока прослеживается организованная работа в группах - это и ситуация сотрудничества, диалога, и учебные задания, и безопасная среда. Вера в способности учащихся является одним из неотъемлемых компонентов вовлечения в образовательный процесс, поэтому для активизации познавательной деятельности учащихся отмечены ситуации успеха в виде поощрения, похвалы и веры в учеников.

      Роль учителя на уроке - в основном координирующая, состоящая из инструкций деятельности для учащихся.

     Таким образом, использование всех стадий урока и приемов в ТРКМ предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению

по программе «Школа 2100» с использованием элементов сингапурской методики

Учитель: Давлетшина Ольга Вадимовна

Школа, класс:  МБОУ «ЗСОШ№4» г.Заинск, 2 класс

Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо»

Тема урока: Дж. Родари «Солнце и туча». Секрет счастья.

Тип урока: получение новых знаний

Цель урока: способствовать изучению (правильному восприятию и пониманию) сказки Дж. Родари «Солнце и туча», совершенствованию навыка выразительного осознанного чтения, организации продуктивного диалога с автором.

Планируемые результаты урока:

Предметные (образовательные): формирование типа правильной читательской деятельности; способствовать формированию умения  выразительно читать текст, понимать главную его идею.

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: способствовать формированию правильной, связной речи.

- Регулятивные: способствовать формированию умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, оценивать себя и своего товарища.

- Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные (воспитательные): обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемного изложения

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая

Оборудование: видеоматериал

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Орг. момент

ТИМ ЧИР короткое и весёлое упражнение для поднятия духа.

ТИМ ЧИР

В этом классе все друзья.

Вы и мы, и ты, и я,

Влево, вправо повернись.

И соседу улыбнись.

Настраиваются на работу.

Регулятивные:

саморегуляция

2.Мотивация к учению

Вы готовы открывать новое? Тогда вперёд.

Закройте глаза и внимательно послушайте композицию.

- Что вы можете сказать об этой мелодии?

- Куда вас приглашает  песня?

Закрывают глаза, слушают песню

Я. Рождественской

«В гостях у сказки», высказывают предположения.

Приглашение в  сказку.

Общеучебные:

Структурирование знаний.

3.Актуализация знаний

СИНГЛ РАУНД

РОБИН

проговаривание ответов по кругу 1 раз.

- Что такое сказка?

Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев.

- Какие бывают сказки?                        

(Волшебные, бытовые и о животных)

- Как вы думаете, почему мы заговорили о чудесах и сказках? Подумайте и проговорите ответы по кругу. Время по 10 сек, начинает партнёр№1.

СИНГЛ РАУНД РОБИН

-Верно.  Мы продолжаем работу по разделу

«Самое обыкновенное чудо» в жанре сказка.

(Запись на доске: «Сказка»)

А, ведь, сказка-ложь, да в ней намёк.  

Добру молодцу урок.

Сказка – это всегда что-то таинственное.  

А какой секрет откроет нам эта сказка?

Вымышленная история о ком либо.

Бытовые, волшебные, о животных.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по разделу «Самое обыкновенное чудо» и жанр нового  произведения - сказка.

Постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.Постановка проблемы

СИНГЛ РАУНД РОБИН

проговаривание ответов по кругу 1 раз.

Хотите узнать, кто написал новую сказку?

(хлопают)

Посмотрите на портреты и постарайтесь определить, кто автор сказки? Аргументируйте свой выбор. 

СИНГЛ РАУНД РОБИН

Начинает партнёр №2.

Ю. Гагарин, В. Путин, Дж. Родари.

Рассказ учителя.

Джанни Родари жил в Италии. Родился в бедной семье. Папа работал булочником, мама – служанкой. Они рано умерли. Джанни Родари остался сиротой. Он много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть “Приключения Пиноккио”. Став учителем начальных классов, он наизусть пересказывал целые главы из этой книги. Позже Джанни Родари стал писать свои собственные истории.

 (Запись на доске: «Сказка» Дж.Родари)

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки на листах А-4.  

Светит, сверкает,

Всех согревает.

(Солнце)

Нахмурится, насупится,

В слезы ударится, ничего не останется.

(Туча)

Дополнительные загадки.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

(Солнце)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

(Туча)

(На доску вывешиваются рисунки)

-  Предположите, как может  называться эта сказка и  кто будут её героями?

( Запись на доске: Сказка Дж.Родари «Солнце и туча»).

 - Проговорите  тему урока.

(Читают запись на доске)

- Поставьте цели.

Сегодня мы с вами должны:

(Вывешиваются на доске)

Знать: содержание сказки «Солнце и туча», основную идею сказки, секрет.

(Запись на доске: содержание, идея, секрет)

Уметь: читать сказку выразительно

(Запись на доске: читать, рассуждать)

Применять полученные знания в жизни.

(выяснить какой урок хотел преподать нам автор и применять эти знания в жизни)

(Запись на доске: применять)

Ю. Гагарин-космонавт;

В. Путин-президент;

Дж. Родари- автор.

Отгадывают загадки

Предположения детей

Дж. Родари «Солнце и туча»

Знать содержание сказки «Солнце и туча», основную идею сказки.

Уметь читать сказку выразительно Применять полученные знания в жизни.

Регулятивные: целеполагание;

Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Общеучебные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

Смыслообразование;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

5.Первичное восприятие текста

100рублей САМЭРИ записывают главную мысль в рамках заданного количества слов.

СОРТ КАРТДС  классификация идей в зависимости от категории и объяснение причины.

6. Анализ произведения

МИКС ПЭА ШЭА смешиваются под музыку, образуют пару и обсуждают предложенную тему.

ТАГ-ОФ-ВО «перетягивания каната» учитель записывает дилемму, каждый ученик записывает до4 причин в поддержку каждой из двух точек зрения.

7.Обобщение

ТОКИН МЭД запись слов, фраз, картинок на определённую тему, презентация работы.

КОНЭРС «углы»- распределяются по углам в зависимости от выбранного варианта ответа.

8.Рефлексия

ТИМ ЧИР короткое и весёлое упражнение для поднятия духа.

Работа с текстом до чтения.

- Рассмотрите иллюстрация на странице 122 учебника.

- Есть ли в ней, что-нибудь сказочное?

Конечно, солнышко улыбается.

- Каким изображено солнышко?

- Какой изображена туча?

- Что может произойти между солнцем и тучей?

- Могут ли жить на небе туча и солнце вместе?

- Как вы думаете, дружно ли они живут?

Проверим наши предположения.

Текст сказки слушают в аудиозаписи.

100рублей САМЭРИ

- Партнеры 1,3 возьмите жёлтые листочки.

Напишите 10 слов, характеризующие солнышко.

Партнеры 2,4 возьмите синие листочки.

Напишите 10 слов, характеризующие тучу.

- Зачитайте, что у вас получилось.

-Кто справился,  погладьте себя по головке, вы, молодцы.

Остальные похлопайте себе за работу.

СОРТ КАРТДС

- Разделите карточки на две группы и объясните свой выбор.

Солнце.

путешествовало весело и горделиво

каждая ягодка радовалась ему

раздаривало свои лучи

весело бултыхалось

Туча

хмурилась

не унималась, злилась

ворчала

удивлялась, рассыпалась

- Прочитайте с нужной интонацией.  

(Карточки вывешиваются под рисунками солнышка и тучи)

МИКС ПЭА ШЭА

«Я рисую речку, я рисую солнце»

-Встаньте, задвиньте стульчики. По окончанию музыки найдите себе пару.

- Кого напоминают своими действиями и речью солнце и туча?

(Начинает тот, у кого волосы длиннее)

- Почему солнечных лучей хватило на всех?

(Начинает тот, кто ниже ростом)

- Какой секрет раскрыл нам автор?

(Начинает тот, у кого больше размер обуви)

- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?

(Начинает тот, у кого больше пуговиц на одежде)

- На чьей стороне симпатии автора?

-Спасибо, садитесь на место.                                

- Вы так аплодировали в симпатии к солнышку, что у меня возник вопрос:

Нужны ли нам тучи?

ТАГ-ОФ-ВО

-Возьмите розовые листочки. Разделите горизонтальной линией пополам. Запишите доводы за и против.

- И наш вывод: Тучи нужны.

Туча - это дождь, вода. А вода - это жизнь.

- Кто был счастливее – солнце или туча?    

ТОКИН МЭД

–Запишите как можно больше слов, фраз, картинок, ассоциируя их со словом: солнце.

- Пройдите и оставьте заметки у соседнего стола.

- Презентуйте свои работы другим столам.

КОНЭРС

Пройдите и встаньте возле той пословицы, где спрятан секрет этой сказки .

  • «Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим»
  • «Радость не вечна, печаль не бесконечна»
  • «Добро того учит, кто слушает»
  • «От добра, добра не ищут»

-Повторите, чему научила вас эта сказка.

- Вернемся к нашей таблице: знать, уметь, применять. Всё ли намеченное было выполнено?

- Есть ли в нашем классе солнышко? С кем из ребят вы его ассоциируете?

- Перед вами конверты: если вам понравилось на уроке, и вы хорошо поработали, поднимите солнышко, если же нет, то тучку. 

БИЛЕТИК НА ВЫХОД.

-Запишите вопросы и отношение к уроку.

ТИМ ЧИР «Чистая работа»

Учащиеся просматривают и анализируют иллюстрацию.

Солнце улыбается.

Ярким, ласковым.

Хмурой, злой, недовольной всем.

Они поругались, туча обиделась на солнце.

Дети высказывают свои предположения

Людей

Солнышко дарила их всем понемногу.

Быть щедрыми, добрыми, помогать другим.

        

На стороне солнышка.

Да.

Для того, чтобы почва была плодородной, когда очень жарко, хочется прохладного дождя

Солнце.

Потому что солнце дарило другим радость.

Высказывания детей

Да.

Общеучебние:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; сознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение работать в паре; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, оценивать себя и своего товарища. Развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Личностные: обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения; оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: способствовать формированию умения

Регулятивные: оценка и саморегуляция

Общеучебние: рефлексия способов и условий действия, контроль т оценка процесса и результатов деятельности.

9.Домашнее задание

Придумайте небольшую сказку на тему “Вода и огонь”

Записывают домашнее задание в дневник.

Общеучебние:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....