Анализ русской волшебной сказки на уроках литературного чтения.
статья по чтению (3 класс) на тему

В статье рассматриваются истоки русской волшебной сказки.  Автор полробно останавливается на методике  анализа сказки на уроке в начальной школе. В качестве примеров, рассматриваются сказки "Царевна - Лягушка" и "Гуси - Лебеди".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_russkoy_volshebnoy_skazki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ русской волшебной сказки на уроках литературного чтения в начальной школе.

Русская волшебная сказка относится к устному народному творчеству (большой фольклор). Её исследованием занимался В. Я. Пропп ( «Морфология волшебной сказки») и О.М. Фрейденберг («Лекции по филологии». Несколько иной подход к исследованию волшебной сказки можно найти в трудах А. Афанасьева.

В  основе волшебной русской сказки лежит принцип мифологического восприятия мира. Это принцип бинарности и принцип системы неразличений.

Принцип бинарности.

В древности люди верили в существование нереального мира. В их представлении был мир реальный, мир жизни  и нереальный мир. Пол ним  подразумевался мир чужой, мир смерти.  В древности покойников не хоронили, а клали к очагу, вглубь пещеры. Ближе к огню располагались самые старшие члены общины. Они умирали первыми от трупного яда.  Отсюда пошло поверье, сто в «тот мир» забирают лучших. Позднее люди стали хоронить усопших за очагом. Они верили, что ушедшие предки смотрят на них из печки. Таким образом, печь в русской сказке - символ смерти.

В доме существовали бинарные пары: печь- красный угол, дверь (для людей) – окно (вход для нечистой силы). Поэтому окно не открывали, а проветривали дом через дверь. Угол считался местом скопления нечистой силы. Поэтому дом не строили на перекрестке дорог. Также нельзя было садиться на угол за столом.

Мужским первопредком считался домовой, а женским – кикимора. Они считались представителями мира умерших, «того» мира. При заселении в новый дом впускали сначала мужского первопредка в виде лапотка, а потом женского первопредка в виде кошки или курицы. Цвета чужого мира – чёрный, белый или рыжий.  Именно в эти цвета окрашены герои волшебных сказок. Достаточно вспомнить Сивку – Бурку, Курочку - Рябу и других. Эти герои – представители «того» мира, мира мертвых. Свой мир связан с кругом, четными числами. Чужой мир – с квадратом, нечётными числами. Поэтому в сказках  присутствуют  волшебные числа 3 и 7.

Древние люди верили, что человек уходит в мир смерти, «тот» мир не навсегда. Человек ухолит, чтобы возвратиться. Жизнь вторична по отношению к смерти.

Принцип системы неразличений.

Древний человек не различал себя и свои части.

- Части тела. Так, волосы, ногти, слюнки могли действовать самостоятельно. В сказке «Марья – царевна и Морской Царь» героиня оставляет вместо себя свои слюнки.

- Неразличение себя и своего отражения. Отсюда пошли суеверия, связанные с зеркалом. Ведь отражение должно быть целым. Если с ним что- либо случиться, то и хозяину его грозит беда.

- Неразличение себя и одежды ( не оставляй свой поясок).

- Неразличение себя и слова. Отсюда пришла вера в силу заговора. Достаточно вспомнить сказку « Сивка- Бурка».

-Неразличение себя и взгляда. Отсюда вера в сглаз.

-Неразличение себя и имени.

-Особое отношение к пространству. Ведь пространство связано с дорогой. А дорога опасна. Она ведет в «тот» мир.

Всё сказанное выше находит свое отражение в сказке. Герой попадает в волшебный мир. Он пытается покорить мир с помощью обряда, заговора. Он проходит испытание в  волшебном  мире и возвращается из него. Но возвращается другим, обновленным.

Таким образом, все идет по кругу. Волшебный мир населен мифическими существами. Этот волшебный мир, скорее всего, - мир мертвых. Кощей – это мертвец (скелет, вечный). Интересен образ Бабы Яги. О ней сказано: «Лежит Баба Яга – костяная нога, ногой в дверь упирается, нос в потолок врос». То есть она занимает всю избушку. Но нигде не сказано, что Баба Яга великанша. Она не больше Ивана – Царевича. Значит, Баба Яга – мертвец, а избушка – гроб. Пропп полагает, что она пограничный житель между миром живых и миром мертвых. Баба Яга не видит и не слышит. Она ориентируется по нюху. А это мир мертвых.

Итак, в  сказке присутствует два мира: мир реальный и мир волшебный, нереальный, чудесный. Начало сказки – это жизнь в реальном мире далее следует запрет и нарушение запрета. И герой отправляется в путь – дорогу. В дороге он встречает помощников. Кто они? Старенький старичок, то есть такой старенький, что и на свете не бывает. Значит, этот герой из мира мертвых. Герой может встретить печку – символ смерти и. т. д. С их помощью он попадает в волшебный мир, где проходит испытание и, только пройдя испытание, возвращается в реальный мир. Но возвращается другим, обновленным.

Каков же герой в волшебной сказки? Обычно это самый непривлекательный персонаж. Он маленький, грязненький. Испытание. он пройдет благодаря волшебным помощникам, посланцам из  волшебного мира. Самому ему делать ничего не надо.

План характеристики героя.

1. Каков же герой в волшебной сказке?

2. Какого его положение в семье?

3. Кто его любит, а кто вредит?

4. Какой он по возрасту? По внешнему виду?

5. Есть ли у него связь с миром предков - животных?

6. Кто оказывает ему помощь и почему?

7. Как его зовут? Почему в имени указываться уменьшительно – ласкательная форма?

8. Способен ли он совершить чудеса без волшебного помощника?

9. Всегда ли герой торжествует в сказке?

Приведу пример анализа двух сказок.

Анализ сказки «Царевна - Лягушка».

  1. Исходная ситуация – зачин. Жизнь в реальном мире. Всегда ли так? Да, все начала сказок похожи. Три сына пустили стрелы. Стрела Ивана – Царевича попала в болото. Болото связанно с волшебным миром. Таким образом, невеста Ивана – Царевича  из другого мира. Она дочь Кощея. Можно поставить проблемный вопрос: «А может ли от зла родиться добро?».
  2. Свадьба. Но герои из разных миров. Вместе жить они не смогут. Они должны пройти испытание.
  3. Испытание героини – это хлеб, рубашка, танец. Героиня сама ничего не делает. По ее хлопку появляются мамушки – нянюшки. Они все сделают за нее.
  4. Запрет и нарушение запрета.
  5. Уход героя из дома.
  6. Встреча с героем помощником (Старый старичок).
  7. Встреча с Бабой – Ягой
  8. Договор. Встреча с животными. Пропп пишет, что для того, чтобы выжить, Ивану – Царевичу нужно  научиться договариваться.
  9. Испытание героя – кульминация. Героиня ничего не делала сама, герой тоже ничего не делает сам.
  10. Свадьба. Но теперь это уже настоящая свадьба. Оба  героя вернулись из «того» мира.

Анализ сказки Гуси – Лебеди.

  1. Зачин. Жизнь в реальном мире.
  2. Экспозиция. Запрет, нарушение запрета.
  3. Завязка. Уход из дома. Встреча с волшебными помощниками. Это печь, река (символы смерти), яблоня (мировое дерево). Они пытаются угостить героиню, то есть приобщить к своему миру. Она не принимает угощение. Далее следует   встреча с героем – помощником (ежиком). Она его пожалела, за это ежик показывает ей путь к братику.
  4. У Бабы – Яги. Встреча с Мышкой. Договор (ты мне -  я тебе).
  5. Кульминация – бегство с братиком.
  6. Испытание героини.
  7. Развязка. Возвращение домой.
  8. Последействие. Приезд родителей.

Порядок работы над сказкой.

  1. Анализ композиции (выделение элементов сказки).

Характеристика героев.

Отражение мифологических принципов.

Сравнение каждого элемента сказки с другими сказками.

2 Составление текста по аналогии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Конспект урока "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))

Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения.   Дети знакомятся с приемами обработки русских народных сказок....

Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения

Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут...

Презентация "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения в начальных классах"

Презентация  "Методы работы над сказками на уроках литературного чтения  в начальных классах". В данном материале представлены возможности использования активных методов обучения детей младш...

"Чему учат русские народные сказки". Презентация по литературному чтению.

Презентацию можно использовать на уроках чтения и во внеурочной деятельности. В данной презентации даны ответы на вопрос "Чему учат русские народные сказки"...