Мастер-класс «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Плешакова Инна Михайловна

Методы и приемы работы при анализе русской народной сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 ТЕМА «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ  НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ  НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

 

 ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С ПРИЁМАМИ  РАБОТЫ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЗАДАЧИ:

1. РАСКРЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПРИЁМАМИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ;

2. ПОКАЗАТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ, УБЕДИТЬ ПЕДАГОГОВ В ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ.

Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство –

Страна сказок, чудес и волшебства. Деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть да и себя показать.  И в сказке побывать  

(слайд1  тема мастер-класса) Добрый день, уважаемые  коллеги! Я, учитель начальных классов Гирьянской школы Беловского района Плешакова Инна Михайловна, не случайно начала наш разговор о сказке. Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе.  Народная сказка играет важную роль в формировании представлений о семейных ценностях у детей. Она является не только источником развлечения, но и мощным инструментом воспитания и обучения

 И сегодня в ходе своего мастер-класса (слайд  2)     я покажу вам   несколько приемов работы над сказкой на уроках родной литературы,  способствующих  приобщению младших школьников к истокам народной культуры.

Мой выбор пал  на жанр русского фольклора – сказку- неспроста.

(слайд 3)Щедрая  беловская земля подарила много талантливых людей,  среди них сказительница Дарья Васильевна Струкова, которая жила  в селе Бобрава Беловского района. Сказки её были записаны в 1980 году студентами Курского педагогического университета (слайд 4) под руководством фольклориста, доктора филологических наук  Ю.И. Юдина. Сказки удалось издать только после его смерти. Читая их , любуешься красотой курского слова, чувствуешь поэзию фольклорного текста. Юрий Иванович записывал народные сказки для потомков, благодаря ему мы имеем возможность сравнивать курские варианты с общеизвестными.

И сегодня мы отправимся путешествовать по знакомой всем вам сказке,  в которой небо синее, птицы грозные, яблонька да речка да и чудо- печка. Эта сказка называется?

Её  вы читали в обработке А. Афанасьева, А. Толстого. Подобная сказка есть и в сборнике «Бобравские сказки». (слайд  5 )

Глаза закрываем, немного помечтаем. Тихонько повернемся. В сказку перенесемся.  (Театральная постановка «Гуси-лебеди»)

(слайд 6)   Приемы работы над сказкой «Гуси – лебеди»:

 Ветерок – озорник рассыпал части нашей сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак. (работа с картинками) .

 Прием «Восстановление последовательности событий» (Работа в парах)

Антиципация текста.  Работа проводится с текстом до чтения. Данный этап – качественно новый уровень работы с текстом, на котором ученик превращается в своеобразного соавтора. Это помогает школьнику не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.

Вот мы и попали с вами в сказку.  (Зачитывается два первых предложения)

Заметили ли вы отличие данной сказки от ранее услышанной или прочитанной вами сказки «Гуси-лебеди»?

 (слайд7)  Игра «Лингвистическая экспертиза» В сказке с главными героями произошло много приключений. Следователи хотят разобраться в этом. Они  обратились к нам за помощью. У них скопилось несколько документов, в которых есть предложения, смысл которых им не совсем понятен, да и данные, кто предоставил эти документы, тоже потерялись. Наша задача как экспертов, опираясь на диалектный словарь, записать эти предложения в соответствии с нормами литературного языка.        

Этот прием применяется с целью организации  деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.

(слайд 8) Приём «Паспорт литературного героя»

Служит для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики героя.

 Опишите образ девочки Настечки по плану:

 (Девочка Настечка ) – групповая работа

Имя – Настечка

Создатель – народ

Прописка – «Гуси – Лебеди»

Внешний вид –

Личностные качества –

Время работы в группах закончилось. Я прошу прочитать, что вы подготовили.

  Наше путешествие продолжается. И на пути у нас Матушка-печка.

 Смотрите, а у печки-то пирожки уже готовы, не простые они – волшебные. На каждом пирожке написаны слова. Вам нужно придумать фразу, начиная со слова, которое записано перед вами на грани кубика, и выполнить задание.

  • Предложи (свой вариант названия сказки)
  • Назови ( героев сказки)
  • Придумай (другой ход событий)
  • Почему (  герой поступил так)
  • Объясни (почему такой конец сказки)
  • Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).

 (слайд 9) Приём «Кубик Блума»  помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал. Он способствует быстрому запоминанию любых текстов, используется  после прочтения текста.  

 Специальный кубик, на гранях которого написаны действия: «Почему», «Придумай», «Поделись», «Назови», «Предложи», «Объясни». Человек бросает кубик и выполняет действие, написанное на выпавшей грани.

Молодцы, вы и с этим заданием справились. Ой, смотрите что это? Перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Это слово многозначное. Оно относится не только к птицам. Пером в далекие времена записывали сказители свои сказки, а в наше время в среде журналистики есть выражение «Проба пера».

 (слайд 10) Прием «Интервьюирование» 

Давайте поиграем с вами в игру "Журналисты". Для этого мы разделимся на 2 группы: журналисты и герои сказки.  Группа журналистов представляется, как это делают журналисты, и задаёт нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке.  Герои отвечают на них.

Примерные вопросы к игре "Журналисты":

Здравствуйте! Я,  …., из журнала " Лукоморье", хочу обратиться с вопросом к  Настечке: Родители   давали тебе наказ глядеть за Ивашечкой, чтобы гуси-лебеди не унесли?" Почему ты оставила   его  без присмотра? Заранее благодарен.

Ответ: Загулялась, заигралась, забыла о наказе родителей.

Здравствуйте! Меня зовут  ……, я из программы "В гостях у сказки", у меня созрел вопрос к многоуважаемому  ежику :Скажите, пожалуйста, почему вы решили помочь Настечке? Спасибо

Ответ: Я причинил девочке боль, когда она укололась о мои иголки.  Мне очень хотелось ей помочь.

Этот прием применяется с целью развития всех основных видов коммуникативных действий:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка 

(слайд 11) Прием «Соотнесение пословиц – «орешков» с их «ядрышками» - мыслями

Матушка-яблонька, как называет ее в своей сказке Дарья Струкова, тоже приготовила для вас свое задание.

Выберите пословицы, соответствующие  главной мысли сказки. Соедините «орешки» с «ядрышками» пословиц

 «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую в пословице. «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. Этот прием используется  для овладения умением выделять  главную мысль текста.

(слайд12) Рефлексия

В  сказке  нам встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.

- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.  - У каждого из вас есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

- Если вы считаете, что мастер-класс прошел для вас интересно, с пользой – поднимите  красное яблоко.

- Если  есть какие-то вопросы по мастер-классу, - желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.

 Я  благодарю вас за работу и поддержку. Надеюсь, представленный мною опыт пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Личностные УУД младших школьников"

Мастер-класс дает описание формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника на примере классного часа "Дружба начинается с улыбки"и фраг7мента урока литературного чтения по пр...

Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

Мастер - класс "Развитие самооценки младших школьников"

Мастер - класс для учителей начальных классов...

презентация к мастер - классу "Развитие самооценки младшего школьника"

презентация к масатер- классу "Развитие самооценки младших школьников"...

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"...

Мастер-класс по ТРКМ младших школьников на уроках литературного чтения

Мастер-класс по использованию приёмов технологии развития критического мышления на уроках чтения на примере произведения В.Осеевой "До первого дождя"...

Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность. (Из опыта работы)

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народны...