Мастер-класс по ТРКМ младших школьников на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Баранова Ирина Сергеевна

Мастер-класс по использованию приёмов технологии развития критического мышления на уроках чтения на примере произведения В.Осеевой "До первого дождя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТРКМ68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Мастер-класс

«Приемы развития критического мышления младших

   школьников на уроках  литературного чтения»

                                 

Учение без мысли - напрасный труд. 

Конфуций

Мышление - это новое сотворение мира. 

Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,

 если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.

Джек Лондон

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития         критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности на уроках литературного чтения.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  •  Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
  • Оборудование: ноутбук, толковые словари, карточки с пословицами, брошюры, значки запись песни «Настоящий друг» из мультипликационного фильма «Тимка и Димка» 1976. Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева, песня из мультипликационного фильма «Фиксики».

  1. Подготовительно-организационный: 

Приветствие, вступительное слово.

Рада всех приветствовать! Меня зовут Баранова Ирина Сергеевна

 Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно поработать, я предлагаю   пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.

Я начну на русском

- Здравствуйте!

- Нихао ! (Китай)

- Гомар Джоба ! (Грузия)

- Хэллоу! (Англия)

- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)

- Здоровэньки булы! (Украина)

- Норуон норгуй! (Якутия)

- Джечь буречь (Удмуртия)
- Д
обры дзень! (Белоруссия)
-
Oла! (Португалия)

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.

Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление – это ключевое слово в основе технологии, которую я начала с недавних пор практиковать и некоторым опытом хочу поделиться с вами.

 

Практическая работа по тексту "До первого дождя" В.А. Осеева

  • Вызов

1.Пословицы рассыпались (собрать пословицы из частей о дружбе)

Сообщение темы урока

- Молодцы! Итак,  какое общее понятие в этих пословицах? (понятие «Дружба»).

 Что мы сегодня будем обсуждать?

Тема нашего урока «Дружба».

Сегодня мы попытаемся ответить на  главный вопрос: «Что такое дружба?»

2 .Работа над понятием «дружба».

 Дружба в нашей жизни встречается постоянно:

Давайте вместе подумаем,  где же у нас в республике мы встречаемся с этим понятием в названиях каких- либо объектов- названия населенных пунктов - поселок «Дружба», Кошехабльского района РА;

- лагерь  отдыха «Дружба», Майкопского района РА;

- стадион «Дружба», города Майкопа, Республики Адыгея.

-Есть даже орден Дружбы народов. Орден Дружбы народов был учрежден Президиумом Верховного Совета Советского Союза и был предназначен для награждения отдельных лиц, а также предприятий и учреждений, за особые заслуги в деле укрепления дружбы и сотрудничества между социалистическими нациями. Орден был изготовлен из серебра и представлял собой позолоченную звезду, покрытую темно-красной эмалью. В центре звезды располагался накладной герб СССР. В 1972 году, в год основания ордена тогда ещё Адыгейская Автономная область удостоилась этой награды.

Отлично!

3.Составление кластера о дружбе

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает  это слово? Значит что оно.

– Что значит «дружба»?  Для каждой группы приготовлены маркеры и листы с ключевым словом. Мы с вами будем составлять кластеры к понятию «Дружба».  Запишите  как можно больше определений этому слову  (Ответы детей: Дружба-это доверие, добродетель, любовь и т.д.) (5мин.)

Представление кластеров

                                   

                                  Дружба

 -Зачем «дружба» нужна людям?  (Дружба нужна людям для понимания и взаимопомощи, чтобы не было войны )

              – У вас на столах  толковые словари Ожегова и Даля , давайте обратимся к ним.

 Найдите в словарях слово «дружба» и узнайте его значение.

Давайте сравним значения слова.

(Группы зачитывают определения и сравнивают их.)

4. Физминутка.

Пришло время немного отдохнуть и подвигаться. Прошу всех встать и, не стесняясь повторять за мной. Итак, начнём.

  • Осмысление.

5.Работа с текстом В. Осеева «До первого дождя».

                                 Рассказ о дружбе

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня. 

Что ответила Маша, как вы думаете? (предположения)

 Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

Что сказала учительница, услышав ответ? (предположения)

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

        - Давайте придумаем конец к этому рассказу (придумывание концовок).

  • Третья стадия рефлексия.

6. Запись синквейна.

     На данном этапе работы над произведением мы используем приём -                                                СИНКВЕЙН

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

(глаголы).

 Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к

теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть

темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.

Сначала мы учимся вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могут

быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные. 

Написание синквейна

Первая группа пишет синквейн о девочке Маше, вторая о Тане.

Существительное              Маша                                                            Таня

2 прилагательных        опрятная, эгоистичная        добрая, отзывчивая

3 глагола    дружила, не укрыла, покраснела                          побежала, промокла, покраснела

Отношение к герою ( фраза из 4 слов)

Дружба до первого дождя

5 строка  слово-синоним, выражающее основную мысль текста.

Взаимовыручка

(Представление синквейнов)

7. Подведение итогов. Игра «Нить дружбы»

- Понравилось произведение? Как бы вы поступили со своим другом в этой ситуации?

- Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?

 Настоящий друг – кто он?

   Какими качествами должен обладать настоящий друг?

        Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

        Что такое дружба?

Завершить  мастер-класс  хотелось бы  игрой. (клубок передаётся из рук в руки, разматывая нить под стихотворение Лобанок Марины

        

От сердца к сердцу вьется нить –

Она прочнее лишь с годами,

Ее ни сжечь, ни разрубить,

Ни взвесить точными весами.

Мы бережно ее храним,

Порой слегка приукрашаем

Воображением своим,

Но держим и не отпускаем.

 И стоит имя лишь назвать,

Она тотчас же отзовется,

Чтоб тотчас снова поддержать,

Ведь нить та Дружбою зовется.

Я желаю вам, никогда не терять нити дружбы.

А сейчас мне бы хотелось всех вас наградить орденами Дружбы. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Мастер-класс на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

Разработка мастер-класса с презентацией по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Презентация к мастер-классу на тему:"Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями"

В презентации используются по формированию коммуникативных УУД  учащихся на уроках литературного чтения при работе с поэтическими произведениями А.С. Пушкина (2 класс)...

Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....