Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"
материал на тему

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mk.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие младших школьников

на уроках русского языка

( на примере словарно-орфографической работы).        

        Я приветствую, вас на мастер -  классе по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» (слайд № 1). 

     Я надеюсь, что у вас веселое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день.

        В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка является одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике.

            Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Понятно, что эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных, или красивых) не принесёт желаемого результата. Учебная деятельность должна включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий.

  Третий год я работаю по методике «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Автором данной методики является Бакулина Галина Александровна (слайд № 2) — доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Вятского государственного гуманитарного университета.  Считаю эту методику эффективной в обучении детей русскому языку, т. к. она направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и др.), на повышение качества устной и письменной речи детей, а также на осознанное и активное участие школьников в организации уроков.

         В своей педагогической работе  стараюсь найти решение проблемы, которая волнует, наверное, всех творчески работающих учителей: как развить мыслительные способности, интеллект обучающихся. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. К 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – на половину, а к 12 годам – на три четверти.

        

        

        Поэтому дети младшего школьного возраста легко усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется.

        Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка направлена на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с применением средств субъективизации.

 

        (слайд № 3) Под субъективизацией понимается качественно новый уровень участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающий его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.

        Понятие субъективизация непосредственно связано с термином «субъект». Его важнейший смысл – активное начало в человеке. При этом человек является субъектом целенаправленного действия, которым он сознательно управляет, проявляя произвольную осознанную активность.

        Центральное место среди потенциалов субъекта занимает интеллект.  В основу предлагаемой нами методики положено представление об интеллекте (слайд № 4) как о совокупности определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности. К ним относятся способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которого означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом; способность к логическому мышлению, проявляющаяся в умении видеть причинно-следственные связи между событиями и явлениями реального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве; а также восприятие, внимание, память, воображение, речь индивида. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.

        Очень важным является то, что многие компоненты интеллекта индивида (память, внимание, воображение, способность к логическому мышлению, речь, эрудиция и др.) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это в свою очередь означает, что нормальное интеллектуальное развитие личности предполагает одновременное комплексное развитие нескольких качеств интеллекта.

        Активное включение ученика в учебный процесс – это способ организации работы обучаемого, поскольку именно в деятельности происходит формирование субъекта, становление личности. Эта деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для проявления инициативной, продуктивной, осознанной активности ученика, стимулировать его учебно-познавательный поиск с элементами творчества. Для этого обучающимся передается ряд функций учителя. Дети, исподволь и ненавязчиво направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему минутки чистописания и словарно-орфографической работы, принимают непосредственное участие в составлении учебных заданий к выполняемым на уроке упражнениям, им принадлежит первое слово в формулировании выводов и обобщений. Учитель направляет и координирует ход урока.

      В качестве основных средств субъективизации выступают: (слайд № 5)

1. систематическое использование антиципации (т. е. опережающего отражения окружающей действительности) на всех или большинстве структурных этапах урока русского языка;

2. целенаправленное развитие логического мышления обучающихся;

3. повышение речевой активности обучающихся.

        Набор перечисленных средств не случаен. С помощью антиципации обучающийся предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением. Чрезвычайно важно, что механизм вероятностного прогноза обеспечивает преднастройку организма на действие: ситуация, требующая конкретной реакции, еще не возникла, но соответствующие системы уже находятся в состоянии готовности; обучающийся быстро и прочно включается в рабочую ситуацию; возникает готовность к усвоению знаний. Формулируемая цель становится намерением. В результате процесс овладения знаниями происходит быстрее и эффективнее. Вместе с тем,  прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулирует их формирование и развитие.

        Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов. В свою очередь процесс мышления невозможен без участия внимания, памяти речи (хотя бы внутренней) и, следовательно, обеспечивает их развитие.

        Широкое включение устной речи в учебную деятельность также стимулирует внимание, память и мышление обучающегося, существенно влияет на процесс овладения понятиями, масштабы обобщения и абстрагирования. Как было сказано выше, хорошо развитая устная речь благотворно влияет на повышение качества письменной речи.

Методика проведения словарно-орфографической работы

 В соответствии с данной методикой структура словарно-орфографической работы приобретает особую стройность и четкость. В ней выделяется несколько последовательно проводимых частей: (слайд № 6)

1) представление обучающимися нового словарного слова;

2) выявление его лексического значения;

3) этимологическая справка (где это возможно);

4) освоение написания слова;

5) введение нового словарного слова в активный словарь детей.

        Сегодня на мастер-классе остановлюсь более подробно на первом этапе -  представление обучающимися нового словарного слова.

        Представление нового словарного слова состоит в самостоятельном определении и формулировании школьниками темы словарно-орфографической работы. Эта деятельность осуществляется с помощью нового типа комплексно-логических упражнений, выполнение которых направлено на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка, интенсификацию речемыслительного процесса и значительное увеличение его роли в представлении нового «трудного» слова. Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.

        В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление. Например, учитель предлагает: «Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (слайд № 7) Для этого расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них и соедините имеющиеся в них буквы».

   

  Е :                                Д :::       Д :.

                     М .

  В ::                             Е ::.         Ь :::.

   

(Искомое слово медведь. ) (слайд № 8)

        Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих обучающимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова. (слайд № 9)

Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили? Возможный ответ: :

        «Мы прочитали слово учитель. (слайд № 10) Начали с прямоугольника, который выделен другим цветом. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны».

        

        По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством устных указаний, учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает обучающимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке: (слайд № 11)

    .  .     .  .     .  .     .

О З А Б В Т Е Р А Д К

.         .        .        .

Какие это слова? Как вы их нашли?» Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. (слайд № 12) Чтобы их определить, надо соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу».

         Уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью для школьников во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос (или вопросы) дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.

        Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу обучающихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.

(слайд №  13)

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

Какие это слова?» (Искомые слова капуста и картофель.) (слайд № 14)

        Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр: (слайд № 15)

    3 4   5  6 7 8 9 10

1 А М Н О Р К В У

2 С Г Д Я Л Ч Ц Т

и ключ к нему: 2–3, 1–6, 2–7, 1–6, 1–4,1-3. Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово солома.)

        В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке: (слайд № 16)

     ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА

   

(Искомое слово береза.)

        Широкое применение упражнения этой группы находят в разделе «Морфология». Например, при изучении темы «Местоимение» учитель может предложить такое задание: (слайд № 17) «Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы сможете назвать новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расположите местоимения в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках». (слайд № 18) (Искомое слово беседа.)

        В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка, учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: выд…вить, охр…нять, б. лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…кает. (слайд № 19) Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (слайд № 20) (Искомое слово вокзал.)

        Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знаний учащихся, приобретенных при изучении других учебных дисциплин. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, здесь также возможны разные варианты.

        Задания на использование первичных знаний по геометрии.

Учитель дает установку: «Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них: (слайд № 21)

     о            ь            т            г            е           р

        

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы». (Время предъявления 50 — 60 с, после чего фигуры убираются. (слайд № 22, сначала пусто, потом фигуры в другом порядке, потом ответ). Затем учитель показывает те же самые геометрические фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове. Обучающиеся должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово. (гореть).

        Пример задания на использование знаний по изобразительному искусству.

 На доске изображаются квадраты разных цветов: (слайд № 23)

желтый         голубой        красный     зеленый  оранжевый   синий    фиолетовый

 

    М                  А                  К                  Б                О                Й           Н

        Каждому квадрату соответствует определенная буква. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из словарика. (Искомое слово комбайн.) Использование приемов данного типа, наряду с осуществлением межпредметных связей, стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.

        Для дальнейшего увеличения учебной инициативы и повышения интеллектуальной активности детей применяются упражнения пятой группы. Они предусматривают нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале. В том случае педагог вправе предложить такого типа задание: «Вы сможете назвать новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах»: (слайд № 24)

м…г…зин – прод…вец

б…льница – врач…

т…атр – к…тер

космический к…рабль – ?

        Какая имеется смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке? Примерный ответ: «В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актер, на космическом корабле – космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт».

        Для усиления орфографической значимости такого рода упражнений уобчающимся может быть предложено задание, с помощью которого устанавливается написание использованных в нем слов. Оно обычно носит поисковый характер, способствующий развитию орфографической зоркости учащихся. Один из вариантов: «Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, предварительно сгруппировав их по орфограммам». Постепенно степень сложности таких заданий увеличивается. Например: «Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, предварительно сгруппировав их по орфограммам. Начните ответ с группы, к которой относится меньшее (большее) количество слов». Для правильного ответа ученик не только должен объединить слова в группы по орфограммам, но и сосчитать, сколько слов будет в каждой группе.

        В шестую группу входят упражнения, в которых новое словарное слово определяется на основе установления принципа, в соответствии с которым располагаются исходные слова. Например, школьникам предлагается запись: (слайд № 25)

 

Планер, вертолет, …, ракета.

        Задание учителя: «Прочитайте слова. Установите принцип, в соответствии с которым они написаны. Определите новое словарное слово».

        Примерный ответ ученика: «Порядок написанных в этом ряду слов отражает увеличение скорости обозначенных ими летательных аппаратов. Здесь пропущено слово самолет. Его скорость больше скорости вертолета, но меньше ракеты. Значит, сегодня мы познакомимся со словом самолет».

        К седьмой группе относятся упражнения, с помощью которых новое словарное слово определяется школьниками с помощью нетрадиционного морфемного разбора нескольких исходных слов и выделения из каждого указанной части. Для этого учащимся предлагается такого вида таблица: (слайд № 26)

   ¬            ∩              ˄             □

преграда         красота              соседний          вкусный

                                                         ?

  

        Задание учителя: «Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению и выполните его».

        

        Примерный ответ ученика: «В словах каждой части таблицы надо выделить указанные части. Из них составить новое слово. Из слова преграда надо выделить приставку. Это приставка пре-. Из слова красота – корень -крас-. Из слова соседний –  суффикс: – н-. Из слова вкусный – окончание -ый. Получилось слово прекрасный».

        Восьмую группу образуют упражнения, предусматривающие различные операции с исходными словами, связанные с исключением из них букв по каким-либо признакам, и составление из оставшихся частей нового словарного слова. Например, учитель предлагает: «Из слов дать и соль исключите буквы, которые не обозначают звуков. (слайд № 27) Оставшиеся части соедините между собой. Назовите новое словарное слово. Обоснуйте свои действия». Примерный ответ ученика: «Из слов дать и соль надо исключить букву мягкий знак, так как она не обозначает звуков. Соединив части дат и сол, получим слово солдат. Значит, сегодня мы познакомимся со словом солдат».

        

        В девятую группу включаются упражнения, предусматривающие различные операции с исходными словами, связанные с добавлением к ним букв по каким-либо признакам, и составление нового словарного слова.

        Задание учителя: (слайд № 28, сначала на слайде ничего нет, потом после щелчка будут появляться ответы) «К слову, обозначающему сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубьями для мелкого рыхления почвы, добавьте одну букву. Она гласная. Может выполнять роль предлога при существительном в предложном падеже. Назовите новое словарное слово».

        Примерный ответ ученика: «Сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубьями для мелкого рыхления почвы – это борона. Гласная буква, которая может выполнять роль предлога при существительном в предложном падеже – это буква о. Если их соединить, получится слово оборона. Значит, сегодня мы познакомимся со словом оборона». Примечательно, что при составлении устных ответов, учащиеся вынуждены употреблять в своей речи разные синтаксические конструкции (причастные и деепричастные обороты, сложные предложения и т. д.) и соответственно овладевают ими на практическом уровне. С помощью этого приема можно составлять следующие слова: (слайд № 29) дорога (до, рога), картина (кар, тина), молоток (мол, о, ток), огород (о, город), погода (по, года), горизонт (гори, зонт) и т. д.

        К десятой группе относятся упражнения, предусматривающие определение нового слова из словарика на основе выявления закономерности его составления.

Например, учитель предлагает задание: «Внимательно посмотрите на данную запись: (слайд № 30)

в…сна                 гор… д           н…род

тр…ва                 угон                     ?

        Назовите слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?» Возможный ответ: «Это слово вагон. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом составлено слово народ. (слайд № 31) Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строчки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки». Школьники не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Упражнения данного типа ценны еще и тем, что с их помощью можно повышать орфографическую зоркость учащихся за счет пропуска орфограмм и соответствующих заданий такого плана: «Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам».

        Таким образом, на этапе словарно-орфографической работы процесс обучения обеспечивается комплексно: за счет корректировки содержания учебного процесса  и его организации: введение минимобилизующей части в начале рассматриваемого структурного этапа урока, содержанием которой является предопределение учениками темы словарно-орфографической работы и частные корректировки организационного характера в остальных его частях.

        

        Кроме того, при проведении словарно-орфографической работы в русле рассматриваемой методики эффект обучения обеспечивается и усиливается в решающей степени за счет взаимодействия и взаимодополнения таких факторов, как интенсификация процесса формирования, развития и совершенствования логического мышления, усиленной речемыслительной деятельности; расширением диапазона видов действий, связанных с антиципацией (наряду с самостоятельным формулированием темы словарно-орфографической работы дети предопределяют способы введения новых слов в арсенал индивидуальной лексики).

        Об эффективности данной методики можно говорить, сравнивая результативность словарных диктантов, она повысилась. Улучшилось качество написания не только словарных диктантов, но и других письменных работ, повысилась грамотность, орфографическая зоркость обучающихся.        

        Систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств обучающихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для обучающихся.

        

Практическая работа для присутствующих:

-Составьте задания для детей, используя не менее 3-х видов групп.

Рефлексия.

Смайлики: улыбающийся — понравилось, узнала новое

                   равнодушный — понравилось, но для себя не открыла ничего    

                                              нового, все  это знакомо

                   грустный — не понравилось.

1. Насколько полно, на Ваш взгляд, раскрыта тема мастер-класса?

2. Что нового узнали?

3. Какие трудности Вы испытывали в ходе выполнения заданий?

4. Есть необходимость в продолжении работы? Каким Вы видите это продолжение?

Пожелание коллегам: (слайд № 32)

Учитель! Труд твой кропотливый,

С каким трудом еще сравнишь?

Ты словно сеятель над нивой,

Бесценный урожай растишь!

Ты будто первооткрыватель,

Ведешь по жизни молодежь,

Ты в тоннах знаний, как старатель,

Крупицу золота найдешь!

   

- Благодарю за внимание! (слайд № 33)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка

В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников....

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

1. Почему я уделила место этому вопросу?        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...