Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка
статья по теме

Горина Людмила Владимировна

В статье рассказывается об интеллектаульно-речевом развитии младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка»

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистервег.

Русский язык - важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.

В ходе решения проблемы «Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка» я опираюсь на методику обучения русскому языку средствами субъективизации профессора Г.А. Бакулиной. Под субъективизацией понимается качественно новый уровень участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающий его прямое  и непосредственное участие в планировании и проведении всех  или большинства структурных этапов урока.

Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом.

Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные?

Ответить на эти вопросы можно, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной профессором Г.А. Бакулиной. Именно эта методика позволяет работать над темой «Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка».

Опыт работы по теме: «Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка» предназначен для использования в традиционной системе обучения, которой он придаёт развивающую направленность. Обучающимся передаётся часть функций учителя. Дети, исподволь и ненавязчиво направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, принимают активное участие в составлении учебных заданий, в формулировании выводов и обобщений.

В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание существенно обогащается за счёт работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелёгкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление обучающихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которые называются комплексными – интеллектуально-лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением обучающимися языковых знаний, умений и навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность, речь и др.

Согласно методике, ставшей основой опыта, несколько изменена структура урока (сохраняются все традиционные этапы урока в зависимости от типа урока и вводятся новые) и соответственно типы и виды упражнений.

Целью уроков является развитие логического мышления, поскольку логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Именно логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов (морфемного, морфологического, синтаксического и т.п.), часто используемых на уроках. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участи внимания, памяти, речи и, следовательно, обеспечивает их развитие.

Рассмотрим в качестве примера урок и отдельные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков

Мобилизующий этап

        Формулирование обучающимися темы и целей урока

        

        Минутка чистописания

Словарно-орфографическая работа

        

Физкультминутка

Закрепление знаний

        

Обобщение и рефлексия

Опыт работы показывает, что при правильном и систематическом использовании методики обучения средствами субъективизации, при использовании элементов информационных технологий возрастает интерес обучающихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается орфографическая грамотность, интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие. Изучение русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения

Школьники овладевают умениями работать со справочным материалом, вести поиск необходимого материала, находить несколько вариантов решения проблемы, слушать собеседника, делать обобщения и выводы. Ученики находятся в постоянном творческом поиске, прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

1. Почему я уделила место этому вопросу?        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...

Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...