Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Павлова Елена Николаевна

    В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно-богатых граждан страны.

     Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.

Ученые психологи отмечали интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главная аттестационная комиссия комитета по образованию

Администрации Волгоградской области

Волгоградский государственный институт повышения квалификации

 и переподготовки работников образования

Кафедра начального образования

Система работы по интеллектуальному развитию

 младших школьников

на уроках русского языка

 как средство формирования новых знаний.

                                                                                                                                                       Работу выполнила

Павлова Елена Николаевна

Волгоград 2007 г.

I. Информационно-справочные сведения об опыте.

1. Тема опыта:                                      Система работы по интеллектуальному  развитию младших школьников

                                                                     на уроках русского языка

      как средство формирования новых знаний

2.Автор опыта:                                  Павлова Елена Николаевна

                                                           учитель начальных  классов МОУ СОШ№30  

               

3. Место функционирования           400065          г.Волгоград

 опыта:                                                Краснооктябрьский район,

                                                            ул.Никопольская 1.

4. Опыт функционирует:                      с 2003 г.

5. Вид опыта:                                       эвристический

6. Опыт представлен следующими    настоящим описанием  

   материалами:                                     следующими приложениями:

                                                               приложение 1,2,3,4,5,6,7,8.

II. Технологические сведения об опыте.

1. Актуальность опыта.

    В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно-богатых граждан страны.

     Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.

Ученые психологи отмечали интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

     Но это чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового на могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.    

   Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка.

   Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

- эрудицией – суммой знаний из области науки и искусства;

- способностью  к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным –      творчеству и абстрагированию;

- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно - следственные  связи в окружающем мире;

- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью; различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Поэтому, изучив данную проблему,  мною была выбрана методическая тема: «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как средство формирования новых знаний», чтобы по-новому пересмотреть изучение нового материала.

2. Задачи, решаемые в опыте:

1. Разработать ряд упражнений,  в процессе которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются интеллектуальные качества: мышление, внимание, память и речь.

2. Учить детей находить собственные неординарные пути решения проблем, в максимальной степени активизировать мыслительную деятельность.

3. Формировать задания таким образом, чтобы школьники оказались поставленными перед необходимостью обосновать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Применять поисковый путь познания или частично-поисковый метод при изучении нового материала на уроках русского языка.

5. Формировать обще-учебные мыслительные умения ( анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, процедуры творческой деятельности).

3. Педагогические средства, представленные в опыте:

- Обобщение изученного по заранее составленному плану;

-  Беседа-рассуждение;

- Обобщающие таблицы со знаковым кодированием;

- Составление памятки;

- Беседа поиск;

- Развивающие упражнения.

4. Технология опыта.

     При формировании новых знаний на уроках русского языка немаловажная роль отводится формированию обще-учебных мыслительных умений, таких как:

- Анализ и выделение главного.

- Сравнение.

- Обобщение и систематизация.

- Определение и объяснение понятий.

- Конкретизация.

- Доказательство и опровержение.

- Процедуры творческой деятельности.

Все семь мыслительных умений школьников должны формироваться в каждом классе; основа (исходные операции) всех мыслительных умений школьников закладывается в начальных классах и там же должно быть сформировано до 50% всех мыслительных операций; процесс формирования основных мыслительных операций должен быть завершен в начальной и основной школе.

    Анализ и выделение главного в 1 классе предусматривает:

- Разделение на элементарные составные части несложных практических действий.

- Выделение на слух основных компонентов ритмически организованного текста.

- Разделение целостного изображения на элементы.

- Завершение элементарного анализа и выделение главного эмоциональной оценкой.

- Определение основного в несложном практическом задании.

- Выделение предмета мысли прочитанного текста.

- Выделение предмета мысли услышанного текста.

- Определение пространственных связей между предметами, явлениями (вверх-вниз, правое-левое, внутренне-внешнее, несущее-несомое и т.д.)

- Выделение смыслового центра целостного изображения.

- Определение временных связей между предметами, явлениями (младенчество-детство-юность-юность-зрелость-старость, раньше-сейчас-позже, завязка-кульминация-развязка и т.д.)

 

 Сравнение в 1 классе подразумевает:

- Установление сходства однотипных предметов, явлений по форме, величине, цвету, целевому назначению (неполное  сравнение, т.е. установление или только сходства, или только различия).

- Установление различий однотипных предметов, явлений по форме, величине, цвету, целевому назначению.

- Различение явлений по их следованию друг за другом.

- Различать предметы по их расположению относительно друг друга.

- Завершение сравнения эмоциональной оценкой.

Анализ и выделение главного 2 класс:

 - Разделение условия заданий на известное и неизвестное.

- Завершение элементарного анализа простым логическим выводом.

- Характеристика выделенного предмета мысли несложного текста.

- Характеристика смыслового центра целостного изображения.

Сравнение во 2 классе:

 - Составление простых сравнительных характеристик предметов и явлений.

- Определение не сравниваемых объектов, явлений.

- Завершение сравнения простым логическим выводом.

Анализ и выделение главного в 3 классе:

- Анализ по алгоритму услышанного текста.

- Анализ по алгоритму прочитанного текста.

- Разделение информации на логические части.

- Составление простого плана небольшого услышанного текста.

- Составление простого плана небольшого прочитанного текста.

- Определение пространственно-временных связей между предметами, явлениями.

Сравнение в 3 классе:

- Сравнение заданных предметов и явлений с помощью введения контрастного объекта.

- Осуществление сравнения количественных характеристик предметов, явлений (больше-меньше-равно).

- Осуществление качественных характеристик предметов и явлений (лучше-хуже-одинаково).

   В результате изучения программного материала учащиеся должны овладеть следующими умениями:

1. Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;

2. Прогнозировать результаты работы;

3. Готовить рабочее место в соответствии с заданием;

4. Планировать ход выполнения задания;

5. Рационально выполнять задание;

6. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы;

7. Руководить работой группы или коллектива;

8. Высказываться устно в виде:

а) пересказа;

б) рассказа;

в) тематического ответа;

г) характеристики;

д) сообщения или доклада;

е) рецензии или анатации текста;

ж) рецензии ответа товарища.

9. Участвовать в учебном диалоге;

10. Включаться в коллективное обсуждение проблем;

11. Работать с учебником:

а) понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя);

б) находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу);

в) самостоятельно проработать пункт или параграф учебника;

г) выделять главное в тексте;

д) пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника;

е) составлять план пункта или параграфа учебника;

ж) представить основное содержание текста в виде тезисов;

з) конспектировать текст;

и) составлять вопросы по тексту.

12. Работать со справочной и дополнительной литературой;

13. Усваивать информацию со слов учителя;

14. Усваивать информацию с помощью с помощью технических средств:

а) диа-, кинофильма;

б) диска или магнитной записи;

в) телепередачи;

г) компьютера;

д) видеомагнитофона.

 

   Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

      Этот метод используется с 1 класса, однако в 3 и 4 классах увеличивается доля самостоятельных действий учащихся. Их роль возрастает как при проведении беседы – рассуждение, так и при формулировании вывода и обобщения.

       В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения.

    Первый вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые учащиеся формулируют новое правило. Так, при ознакомлении младших школьников с темой «Правописание непроизносимых согласных» (2 класс), может быть использован следующий план:

1. Что такое стечение согласных?

2. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?

3. Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

4. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

В третьем классе при знакомстве с местоимением можно предложить такую беседу – рассуждение:

На доске написан текст:

Сова- хищная птица. Из всех хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

- Прочитай написанный на доске текст. Определи , какой в нем имеется недостаток?

- Как можно исправить этот недостаток?

- Прочитай текст, заменив во втором и третьем предложениях слово другими словами.

- Вместо какой части речи употребили слова она, у нее?

- Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. Слова она, у нее являются местоимениями. Называют ли местоимения она, у нее конкретный предмет или только указывают на него?

- Что такое местоимение?

В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна группа указывает на лица, поэтому эти местоимения называются личными. Личные местоимения бывают 1, 2, 3 лица.

- С помощью какого местоимения человек указывают на  самого себя?

-  С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу? К нескольким одноклассникам?

- С помощью какого местоимения вы укажите на человека мужского пола, который участвует в разговоре?..

- Перечислите местоимения 1, 2, 3 лица.

- Как изменяются личные местоимения?

- Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Что такое местоимения7

2. Как называются местоимения, которые указывают на лица?

3. Какие местоимения относятся к личным?

4. Как изменяются личные местоимения?

Второй вид – при изучении нового материала на уроках русского языка мною используются обобщающие таблицы со знаковым кодированием, что и является моей методической находкой. Так же, как и план, они составляются заранее учителем и предъявляются учащимся после беседы – рассуждения, связанной с изучением нового материала. С помощью таблиц младшие школьники учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал. При изучении темы «Правописание приставок и предлогов» (3 класс) учащиеся формулируют вывод на основе таблицы такого типа (см.Приложение 1).

     При изучении темы «Три типа склонения имен существительных» (4 класс) после беседы – рассуждения составляется таблица (см.Приложение 2).

Степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание и интеллектуальное развитие учащихся усиливаются при использовании третьего вида обобщения – самостоятельного составления ими обобщающих слов. Ученики приступают к работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен, а его переработка углубляет и систематизирует приобретенные знания.

      Эта деятельность может носить первоначально коллективный, далее групповой и индивидуальный характер. Например, при изучении темы «Род имен существительных» учащиеся могут составить схему такого типа (см.Приложение 3).

При освоении материала повышенной трудности используется план и схема одновременно. Например, для обобщения темы «Число имен существительных» (2 класс) учитель предлагает план:

1. Как изменяются имена существительные?

2. В каком числе они употребляются?

3. Что обозначают имена существительные в единственном числе?

4. Что обозначают имена существительные во множественном числе?

5. Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?

 

  После формулировании правила учащиеся составляют схему (см.Приложение 4).      

   В четвертом классе при изучении темы « 1 и 2 спряжение глаголов» рассуждение идет по такому плану:

1. Какого спряжения бывают глаголы?

2. Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

3. Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?

4. Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

     После рассуждения дети составляют схему к правилу (см.Приложение 5).

    Там, где позволяет специфика учебного материала, учащиеся вместо плана составляют памятку. Перед началом работы учащиеся анализируют структуру известным им памяток по ранее изученным темам. Отмечают, что в памятке можно выделить 2 части:

а) начало, в котором отражается условие написания;

б) основная часть, где представлена последовательность действий по выполнению указанного условия.

    Далее проводится работа по составлению памятки к изученному на уроке правилу. Так, при изучении темы: «Правописание глаголов в прошедшем времени» (4 класс) она может быть в виде беседы-поиска.

  - Теперь составьте памятку к изученному материалу. Сформулируйте ее начало. (Для того, чтобы правильно написать суффикс перед л в глаголах прошедшего времени надо …)

- Что следует сделать прежде всего? (надо образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу)

- Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола? (выяснить, какой суффикс стоит  перед –ть).    

- Что можно сделать после этого? (в глаголе прошедшего времени перед л написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед – ть).

   Составление памятки осуществляется после того, как вывод сформулирован учащимися, так как эта работа призвана углублять понимание действий при использовании того или иного правила.

    Таким образом, формулирование вывода с опорой на план, таблицу, схему и составление памятки к изученному правилу полностью становится делом учащихся. У учителя остается организационная и контрольно-корректирующая функция. Подобный подход позволяет уже на втором году обучения в значительной степени повысить роль учащихся при изучении нового материала.

    Кроме того, обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, их знаний об окружающем мире, активизирует умственную деятельность детей. Учащиеся класса становятся активными участниками учебного процесса.

    В процессе работы над новым материалом на уроках русского языка был разработан ряд упражнений, направленных на формирование следующих умений:

1. Выделение признаков предметов.

  а) Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, груши, арбуза, лимона, помидора?

б) Сколько букв имеют слова: снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов?

в) Сколько букв в словах: ручка, карандаш, парта, окно? Сколько слогов в этих словах?

г) Назови несколько признаков слов: стол телевизор, ложка, стул, нож, радио?

2. Узнавание предметов по признакам.

а) Назови предмет, про который можно сказать:

- черная, четырехугольная, сделана из дерева;

- белый, сладкий, твердый;

- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;

- желтый, продолговатый, кислый.

б) Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

- пушистый, ходит, мяукает;

- гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

в) Кто или что может быть:

- высоким или низким;

- большим или маленьким;

- холодным или горячим;

- коротким или длинным;

- твердым или жидким;

- узким или широким.

Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Что описывается в следующих загадках?

- сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

- сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

- не лает, не кусает, а дом не пускает. (Замок)

- без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)   

3. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи эти слова:

- кошка, книга, крыша;                     - число, весло, кресло;

- печь, течь, речь;                              - мышь, брошь, рожь;

- морж, нож, ковш;                            - колесо, полоса, яблоко.

б) Назови общие признаки:

- яблока и арбуза;                              - вилки и ложки;

- кошки и собаки;                              - стола и стула;

- книги и тетради;                             - ручки и карандаша.

в) Чем отличаются:

- книга от тетради;                            - рассказ от стихотворения;

- линейка от треугольника;              - существительное от глагола;

- сани от телеги;                                - прилагательное от существительного.

4. Классификация предметов и явлений. Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.

1) Дан перечень слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол.

    Слова размещаются в 2 столбика:

               ухо                                                   кот

               перо                                                 гриб

               ваза                                                  стол

                                                                        ель

Задание для школьника: выбери подпись к каждому столбику:

а) слова разделены по числу букв;

б) слова разделены по числу слогов; (правильный ответ)

в) слова разделены по родам.

2) Дан список слов: слово, кот, перо, книга, мел, мышь, кино, гриб.

     Слова размещаются в 2 столбика:

              слово                                                 кот

              перо                                                   мел

              книга                                                 мышь

              кино                                                   гриб

Задание для школьника: выбери подпись для каждого столбика:

а) слова разделены по числу слогов; (правильный ответ)

б) слова разделены по числу букв;

в) слова разделены по родам.

3) Дан перечень слов: ваза, рот, зуб, ток, роза, рука, перо, ель.

    Слова размещаются в 2 столбика:

            ваза                                                    рот

            роза                                                   зуб

            рука                                                   ток

            перо                                                   ель

Задание для школьника: выбери подпись к каждому столбику:

а) слова разделены по числу букв; (правильный ответ)

б) слова разделены по числу слогов; (правильный ответ)

в)слова разделены по родам.  

4) Дан перечень слов: мода, крот, круг, мышь, коза, пора, плуг, плот.

    Слова размещаются в 2 столбика:

         мода                                                      крот

         мышь                                                    круг

         коза                                                       плуг

         пора                                                      плот

Задание для школьника: выбери подпись к каждому столбику:

а) слова разделены по числу букв;

б) слова разделены по слогам;

в) слова распределены по родам.

Правильный ответ: для столбика 1:  а), б).

                                 для столбика  2:  а), б), в).

5) Школьникам даются слова, которые разбиты на 3 группы по родам:

       мама                          полотенце                             клен

       соска                         окно                                       пень

       тень                          небо                                        день

       соль                           солнце                                   стул

Нужно поставить пропущенные слова в следующие предложения:

а) в первом столбике слова ____________________ рода;

б) во втором столбике слова ___________________ рода;

в) в третьем столбике слова ___________________ рода.

6) Учащимся предлагаются слова, которые разбиты на 3 группы по числу слогов:

       мышь                           корова                                 сова

       конь                             соловей                               нора

        хор                              голова                                 пара

        рост                             перепел                              рана

Вставьте слова в следующие  предложения:

а) в первом столбике слова,  имеющие _________ слог;

б) во втором столбике слова, имеющие _________ слога;

в) в третьем столбике слова, имеющие __________ слога.

5. Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

1) Прочитай слова: лимон, апельсин, груша, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.

Назови ягоды и фрукты.

2) прочитай слова: стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.

  Подчеркни название мебели одной чертой, название посуды двумя чертами.

3) назови учащихся вашего класса, чьи имена начинаются с букв: Б, В, К,С.

4) Слова: пенал, тетрадь, стол, мышь, пол, ваза, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка.

Раздели их на группы по количеству слогов. К какой группе отнесешь слова: соль, ручка, молоток, корень?

6. Проверка результатов классификации.

1) Прочитай буквы: Е, Ё, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О.

Раздели эти буквы на 2 группы: гласные и согласные.

На какой строчке классификация произведена правильно:

Е,Ё,И,К                                         Ж,З,Л,М, Н, О

Е, Ё, И, О                                      Ж, З, К, Л, М, Н

Е, Ё, Н, О                                      Ж, З, И, К, Л, М, Н

И, Ё, Е                                           Ж, З, К, Л, М, Н, О      

2)Прочитай слова: май, кон, кора, сор, рама, лапа, палка, корка, волна.

Разделите эти слова по числу букв. В какой из таблиц классификация правильная?

а) сор          лапа         корка                   б) сор        лапа           корка

    кон          рана         палка                       кон        рана           палка

    май                          кора                         май        кора           волна

                                     волна

в) май          лапа         корка                  г) май        лапа             корка

    кон          рама         палка                       кон        кора             палка

                     сор          волна                       сор        рама             волна

                    кора                                          кора

7. Формирование умения выбирать основание для классификации.

1) Прочитай слова каждого столбика.

     Ответь, что послужило основанием для такого разделения слов:

    кошка                         окно                     молоток

    брошь                         яблоко                  дом

    мышь                          крыльцо               нож

   доска                            ведро                    цветок

Из нескольких ответов на данный вопрос выбери правильный:

а) слова сгруппированы по числу букв в слове;

б) слова сгруппированы по родам;

в) слова сгруппированы по числу слогов в словах.

2) Чем похожи следующие слова: утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан, диван.

Выбери правильный вариант ответа:

а) в этих словах одинаковое количество букв;

б) эти слова мужского рода;

в) эти слова женского рода;

г) эти слова состоят из двух слогов.

 8. Формирование умения относить объекты к роду.

Дана таблица с 3 столбцами:

мебель

посуда

одежда

               

Из перечня слов выпишите слова в соответствующие столбцы: стол, чашка, куртка, тарелка, диван, тумбочка, шапка, шкаф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.

Школьникам предлагается 2 столбца слов-понятий: каждое слово из правого столбца является родовым понятием для слова из левого столбца.

Ученики должны найти пары подходящих слов по образцу: тополь-дерево.

        ВИДОВЫЕ ПОНЯТИЯ                                   РОДОВЫЕ ПОНЯТИЯ

          мяч                                                                  мебель

         тополь                                                              цветок

          шкаф                                                                 насекомое

          тарелка                                                             дерево

          пальто                                                              одежда

          муравей                                                            посуда

          щука                                                                 игрушка

          колокольчик                                                    рыба

9. Закрепление умений по составлению определений.

1. Окончание – это часть слова, которая _________________________________

___________________________________________________________________

2. Приставка – это часть слова, которая _________________________________

____________________________________________________________________

3. Корень – это часть слова, которая_____________________________________

4. Суффикс – это часть слова, которая __________________________________

___________________________________________________________________

5. Существительное – это часть речи, которая ____________________________

____________________________________________________________________

6. Прилагательное – это часть речи, которая _____________________________ ____________________________________________________________________

5. Результативность опыта.

В данном опыте были разрешены следующие задачи:

1. Учителем был разработан ряд упражнений, направленных на формирование лингвистических знаний, умений и навыков, а также на совершенствование интеллектуальных качеств: мышления, внимания, памяти и речи.

2. В ходе изучения нового материала на уроках русского языка учитель использовал частично-поисковый метод. Средствами реализации данного метода были выбраны: беседа-рассуждение, план, обобщающие таблицы со знаковым кодированием,  схемы, памятки, беседа поиск.

     Подобный подход позволяет уже на втором году обучения в значительной степени повысить роль учащихся  при изучении нового материала.

3. В ходе проведения уроков ребята учились находить собственные пути решения проблемы, что в максимальной степени активизировало их мыслительную деятельность.

4. Учитель подбирал задания таким образом, чтобы учащиеся встали перед необходимостью обосновать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

Использование перечисленных выше педагогических средств, способствовало росту интеллектуального уровня детей 4 класса, что в свою очередь повышает уровень знаний, умений и навыков.

        Так при выполнении контрольных работ из 26 обучающихся 17-19 человек получают «4», «5», что составляет 71-78% качества знаний, 100%  успеваемости.

    В данной таблице представлен процент качества знаний за последние 3 года.

Годы

2 класс

3 класс

4 класс

2003-2004

62%

2004-2005

65%

2005-2006

67%

       

 Все ученики выполняют обязательный минимум содержания начального образования. Дети переносят свои умения на учебный материал других предметов, что также свидетельствует о сформированости у них знаний, умений, навыков.

       

III. Эффективность функционирования опыта.

1. Условия функционирования опыта.

     Опыт функционирует в МОУ СОШ №30.

   Наполняемость класса – 26 чел. Отбора не было. Дети занимаются в первую смену.

   В классе имеется оборудование, способствующее лучшему усвоению нового материала: таблицы («Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного числа», «Склонение имен существительных», «Спряжение глаголов», «Время глаголов» и др.), также в наличии имеются видеопрограммы по различным темам. С помощью видеопрограмм ребята отрабатывают изученный материал, что способствует его лучшему усвоению.

2. Рекомендации последователям опыта.

  При разработке систему работы по интеллектуальному развитию детей на уроках русского языка, следует учитывать, что одной из основных задач педагога является развитие умственных способностей детей, таких как: эрудиция, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, а также развитие  внимания, памяти.

       Посредством выбранных учителем форм и методов работы формирование умственных способностей детей происходит постепенно, в определенной системе. При подборе заданий, направленных на формирование обще-учебных мыслительных умений, следует учитывать возрастные особенности детей, особенности мышления ( переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее и к словесно-логическому), особенности усвоения детьми учебной программы.

Учитывая вышесказанное необходимо подбирать определенные средства обучения, которые помогут усвоению детьми нового материала. В данном опыте были представлены следующие педагогические средства: памятка, таблицы, план; а также разработан ряд упражнений, цель которых формирование следующий умений: сравнение, классификация, умение            давать словесную характеристику классов, умение выделять признаки предметов и др.

Применение на практике данных средств обучения способствовало росту интеллектуального уровня детей. Вследствие этого, данный опыт может быть использован в массовой практике для учителей начальных классов.

Приложение 1.

это

часть

пишется

с ?

с другими       ?

служит

образования новых

связи         в

вставить вопрос или

между   и     ?

между и       ?

Приложение 2.

На доске записаны слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь.

- Прочитайте написанные слова, найдите в них общее.

- Разделите данные имена существительные, которые вы отнесли к 1 группе? 2 группе? 3 группе?

- По каким признакам вы группировали существительные?

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительных. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения ( рядом с каждой цифрой в схеме прикрепляется слово – склонение).

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Как определить склонение имени существительного в и.п. ед. числа?

1

2

3

М.р.

а,я

Ж.р.

а,я

ь

Ср.р.

о,е

Приложение 3.

Род имен существительных.

мужской                                     женский                                    средний

он,мой                                         она, моя                                   оно, мое

Приложение 4.

Число имен существительных

        Единственное                                                                   Множественное

     Один предмет                                                  Несколько или много предметов

Приложение 5.

              1 спряжение                                                     2 спряжение

              - ешь                                                                  - ишь

              - ет                                                                     - ит

              - ем                                                                    - им

             - ете                                                                    - ите

             - ут (-ют)                                                            - ат (-ят)

Приложение 6.

Фрагменты уроков русского языка.

Тема: «Изменение глаголов по временам» 3 класс (1-4)

На доске написаны предложения:

«Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала.» (А.Гайдар)

«Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит; глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет». (А.Пушкин)

«И чайник шепнул утюгу… И заплакали блюдца… И зарыдало корыто…» (КИ.Чуковский).

- Из каких произведений эти отрывки?

- Перечислите имеющиеся в них глаголы.

- Почему вы считаете, что это глаголы?

-Найдите в одном из отрывков глаголы, которые обозначают действие, происходящее в настоящее время.

-На какой вопрос отвечают глаголы в настоящем времени?

- Кроме вопроса «что делает?» глаголы настоящего времени отвечают на вопросы «Что делаю? Что делаешь? Что делаем? Что делаете? Что делают?» (Учитель вывешивает таблицу с вопросами глаголов настоящего времени).

- Прочитайте глаголы, которые обозначают действие, происходившие в прошедшем времени.

- На какой вопрос отвечают глаголы в прошедшем времени? (Учитель вывешивает таблицу).

- Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые будут происходить.

- На какой вопрос отвечают глаголы в будущем времени? (таблица с вопросами).

- Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Как изменяются глаголы?

2. На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

3. На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

4. На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?  

 

Тема: «Приставка». (3класс, 1-4)

На доске записано стихотворение:

Заболел сегодня слон,

Написал записку он,

Небольшой листок бумаги

Обписал со всех сторон:

Записал температуру,

Попросил прислать микстуру,

Подписал конверт с тревогой

И отправил в путь-дорогу.

Слон письмо отдал Кроту,

Чтоб отправил он Коту,

Кот послал Слону пакет,

Отписал ему ответ,

Что лекарство посылает

И еще большой привет.

Пописал, устал немножко,

Посмотрел потом в окошко,

Описал еще погоду,

Прописал бочонок меду,

Дописал привет друзей,

Подписался Кот Матвей.

- Прочитай стихотворение.

- Найди однокоренные слова.

- Почему вы так считаете? (один и то же корень с одинаковым значением).

- Выделите корень.

- Назовите ту часть слова, которая стоит перед корнем.

- Часть слова, которая стоит перед корнем называется приставкой. Она обозначается значком       . Выделите приставку в данных словах.

- Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные?

- Что изменяется в слове с изменением приставки? (значение слова)

- Докажите это, используя 2 любых слова, которые написаны на доске.

- Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?

- Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Что такое приставка?

2. Для чего она служит?

3. Каким значком обозначается приставка?

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

 (3 класс, 1-4)

Учитель задает вопросы на тему «Знаешь ли ты птиц?», а дети записывают слова в один столбик.

- Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

 

- Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название? Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является объектом спортивной охоты. (Дергач).

- Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Часто люди держат ее в клетке. Герой одной из басен И.А.Крылова. (Чиж).

- Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти птиц? «Гра-гра», - кричит птица.  (Грач).

- Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (Сыч).

- Чем похожи эти слова: стриж, дергач и др.?

- Во второй столбик запишите 5 слов: им. Сущ. ж.р. с шипящими на конце.

- Какие буквы, обозначающие звуки, написаны в конце сущ. ж. и м. рода? (Учитель подчеркивает шипящие ж, ш, ч, щ).

- В конце существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

- На конце существительных какого рода после шипящих мягкий знак не пишется?

- Сформулируйте правило о правописании мягкого знака на конце сущ. после шипящих.

- Какую схему вы бы составили к этому правилу?

                       ж                                                   ж

                       ш                                                   ш

                       

Сущ. ж.р.       ь                        Сущ. м.р.                                                   ь          

                       ч                                                     ч

                       щ                                                    щ                                  

Тема: «Первое склонение имен существительных» (4 класс, 1-4).

Просклоняйте слова: белка, соня, река, земля.

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? О чем?

-Чем похожи слова?

- Существительные какого склонения мы изменяли по падежам?

- Назовите окончания существительных первого склонения во всех падежах по порядку.

- Какую можно составить таблицу к изучаемому материалу?

 (« Окончания существительных первого склонения»)

Название падежей

Окончание существительных

И.П.

-а, -я

Р.п.

-ы, и

Д.п.

В.п.

-у, -ю

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

П.п.

- Скажите по памяти, какие окончания имеют сущ. 1 склонения в разных падежах?

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (4класс, 1-4).

(Перед началом работы школьники анализируют структуру известных им памяток по ранее изученным темам.  Далее учитель проводит беседу – поиск).

- Теперь мы с вами составим памятку к изученному материалу. Сформулируйте ее начало. (Для того, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола надо…)

- Что следует сделать прежде всего? (Надо определить спряжение глагола)

- Как можно узнать спряжение глагола с безударным личным окончанием? (по неопределенной форме).

- Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола? (Выяснить, какой суффикс стоит перед –ть. Определить спряжение глагола).

- Что можно сделать после этого? (В окончаниях глаголов 1 спряжения напишем –е, а в окончаниях глаголов 2 спряжения –и).    

Приложение 7.

Конспект урока русского языка. 4 класс (1-4)

Тема

Три типа склонения имен существительных в единственном числе.

Цель:

  1. Дать понятие о трех типах склонения имени существительного и познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и роду.

2. Развитие умения сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова.

   3.Развитие речи учащихся.

Ход урока:

Учитель делит класс на 3 группы (можно по рядам). Каждой группе дает табличку лето, зима, весна. Табличку со словом осень ставит позднее.

1. Орг.момент

- открыли тетради, записали: число, «классная работа», тема урока.

2. Сообщение темы и целей урока

Тема урока- «Три типа склонения». Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя типами склонений имен существительных, потренируемся определять падеж и склонение.

3. Минутка чистописания

На доске:

                              з         ве                    лет

- Найдите закономерность (зима, весна, лето, осень. От первого слова взяли 1 букву, от второго 2 буквы и т.д.);

- Запишите в тетрадь.

- Что обозначают эти имена существительные? (времена года)

- В каком произведении К.Д.Ушинского рассказывается о временах года? («Четыре желания»)

- Почему Митя не мог выбрать свое любимое время года? (каждое по-своему хорошо)

- А хотите ли вы, чтобы у нас на уроке было и лето, и осень, и зима, и весна? Тогда первый ряд будет защищать лето, второй ряд – осень,  третий ряд – зиму, а весну – все вместе.

 - А начнем мы с того времени года, которое спряталось в словарной работе.

4. Словарно- орфографическая работа

 На доске записаны слова: бледноватый, ласково, облачно, молчаливый, сердечный, семейный, единогласно, тихо.

- Распределите слова на 2 группы.

- Назовите 1 группу (бледноватый, молчаливый, сердечный, семейный).

- Чем они похожи?

(1) это имя прилагательное, мужской род, -ый.

(2) обозначают качества человека.

(3) проверяемая безударная гласная.

(4) начинаются с согласного звука.

2 группа: ласково, единогласно, тихо, облачно.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- На какую букву оканчиваются?

- Это наречия. Какие вы знаете наречия?

- Из начальных букв этих слов составьте новое слово (лето).

- Значит, какое время года будем защищать? (лето)

5. Изучение нового материала

На доске – рисунки цветов: ромашка, василек, нарцисс, сирень, герань, гвоздика, рожь, одуванчик, незабудка.

- Назовите, что изображено на рисунках.

- Найдите в этих словах общее (им.сущ., обозначает название растения, ед.ч., слова из словаря)

- Распределите по вазам цветы, ориентируясь на таблицу.

Ученики берут по очереди рисунки цветов, произносят название орфографически и прикрепляют в нужную вазу. Остальные ребята записывают слова в 3 столбика

- Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе, 2,3?

- По каким признакам вы группировали существительные?(по роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают1, 2, 3 склонения (рядом с каждой цифрой к схеме прикрепляется слово склонение).

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Какие существительные относятся ко 2, 3 склонению?

- Как определить склонение им.сущ. в им.п. ед.ч.? (надо узнать род и выделить окончание)

- Как определить склонение им.сущ.в любом другом падеже, кроме именительного? (поставить в им.п.)

- Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Что такое склонение?

2. Какого склонения бывают имена существительные?

3. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

4. как определить склонение существительных?  

6. Физкультминутка

У медведя во бору

Грибы , ягоды беру…

Медведь не спит,

Все на нас глядит.

7. Закрепление нового материала

- О каком времени года говорится в физкультминутке?

1. После лета наступает осень, пора грибов и ягод.

- Продолжите начатые ряды до 4-5 слов, подбирая их по трем признакам одновременно.

- Признаки подбора слов определите самостоятельно. Укажите склонение имени существительного.

1) Подосиновик, подберезовик…

2) Клюква, брусника…

3) Рысь, мышь…

(взаимопроверка)

8. Закрепление ранее изученного материала

1. Осенью животные готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

 Работа с перфокартами. (в нужном кружочке поставить плюс)

Задание: определить падеж имени существительного.

Спит в берлоге

Под мощными лапами

Любит малину

Готовится к спячке

Медведица приносит

- Определить склонение имени существительного (устно)

- О ком эти словосочетания?

- Это опорные словосочетания текста. Как называется этот текст? (придумайте)

- С одним из этих словосочетаний придумайте предложение.

2. – О каком времени года будем говорить, если это слово начинается с 9 буквы алфавита? (зима)

- Диктант с комментируемым управлением.

1) На стволе ветвистой сосны мы заметили пестрого дятла.

- У существительного 1 склонения определить падеж.

2) На полянке тетерев нырял в пушистый снег.

- У существительного 2 склонения определить падеж.

3) Красногрудый снегирь клюет ягоды рябины.

- У существительного 2 склонения определить падеж.

Домашнее задание: «Составить предложения на тему «Зима», используя существительные в Р.и П.падежах.

9. Обобщение знаний

Весна подведет итоги нашей работы.

На доске:   1   2

                      3      4

Дети называют цифру, отвечают на вопрос под цифрой. Карточка переворачивается. Когда все перевернули – получилась картина «Весна».

                                            Вопросы:

1. Изменение по падежам – это словообразование или словоизменение?

2. Какой принцип положен в основу распределения по склонениям?

3. Почему в одном и том же падеже существительных окончания могут быть разными?

4. Существительное какого склонения в Р., Д.,П. падежах имеют окончание –и?

10. Итог

Мы подвели итоги. Я думаю, что урок прошел не зря.

Приложение 8.

Литература.

1. Бакулина Г.А. «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1, 2, 3 кл.» Киров, 1998г.

2. Волина В.В.Учимся играя. // Веселая грамматика. «Новая школа», Москва, 1994.

3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Москва, «Просвещение», 1987.

4. // Начальная школа:

№12, 1994 ст. «Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию».

№1, 1993 ст. «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка».

№8, 1989 ст. «Перспективы методики правописания в начальной школе».

№6, 1995 ст. «Развитие творческого мышления на уроках русского языка» Г.В. Трегубова.

№6, 1995 ст. «Развитие познавательной деятельности на уроках» И.В.Кузьмина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

Отчёт о работе над темой самообразования «Формирование интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала»

Я работаю над проблемой «Формирование интеллектуального развития  младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала». Проблема эта очен...