Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Бурдюкова Елена Ивановна

1. Почему я уделила место этому вопросу?
        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда проблем встаёт проблема интеллектуального развития детей.
        Термин интеллект появился в глубокой древности. в следующие столетия менялось его значение,уточнялись функции,разновидности,составные элементы.
        В педагогической практике интеллект - это совокупность определённых качеств индивида,обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности.
        К такого рода качествам относятся восприятие,внимание,память,воображение,речь индивида.
2. Цель:
        Посовременным психологическим представлениям,интеллектуальное развитие происходит главным образом на ранних этапах становления личности.
        Поэтому я ставлю перед собой цель:
        Сформировать и развивать активных,самостоятельных,творческого мышления младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

   Главным условием реализации этой цели на уроках русского языка выступает направленность заданий на то, чтобы обучающиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях.
  Как известно, развитие интеллектуальной мыслительной деятельности обучающихся тесно связано как со знаниями, приобретёнными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, т.е. степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями.
3. Поэтому, для достижения комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка я ставлю следующие задачи:
1) Формировать у обучающихся творческий подход к решению проблемных заданий на уроках русского языка.
2) Развивать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка.
3) Воспитывать нравственные качества личности младшего школьника посредством дидактического материала.
4. В каком направлении осуществляется эта работа?
   Она осуществляется в ходе уроков через учебные средства за счёт:
а) введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изучаемого.
б) увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков.
в) расширение объёма работы с понятиями и терминами.
г) включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера
5. Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников я использую как традиционные, так и нетрадиционные типы и формы ведения урока: урок изучения нового материала, закрепление знаний, обобщающих уроков, учебно-контрольных, комбинированных, урок-полёт, путешествие, деловая игра, урок-театр,, следствие ведут знатоки, парад частей речи, конкурс-разговор двух форм числа (единственного и множественного), уроки звёздного назначения и т.д.
    С сохранением всех основных этапов: минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучения нового, закрепления изученного материала ,физкультминутки и т.д. В зависимости от типа урока я выбираю и различные виды урока: урок-лекция, урок-беседа и т.д. Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока: словесные (рассказ, беседа, работа с книгой, диалог), наглядные (картины, таблицы, демонстрация, самостоятельное наблюдение) и практические (сигнальные карточки, письменные упражнения, графические и практические упражнения).
    В зависимости от дидактической цели и вида урока я использую и методы обучения: монологический, диалогический, показательный, эвристический, исследовательский, алгоритмический.
     Для активизации мышления различают следующие методы преподавания и учения: объяснительный, практический, частично-поисковый, информационно-сообщающий и др.
     Так при ознакомлении с лексическим назначением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере коллективной работы, живого общения учителя  и обучающегося и детей друг с другом, в процессе которого идёт поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце этого общения кто-либо из детей, а затем я, даём полное лексическое значение нового слова. Там, где позволяет новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно, например: запад и восток. В таком случае ознакомление с лексическим значением слов осуществляется на фоне сравнения двух предметов. После коллективного рассуждения дети самостоятельно формируют лексическое значение каждого слова в отдельности и сверяют его с трактовкой в толковом словаре. Такой вид работы развивает у моих детей основные интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова. Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные. Это структурный момент словарно-орфографической работы максимально приближен к жизни, приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых вместе с тем совершенствует определённую сторону мышления ребёнка.
  Первый способ – сопоставление двух изученных слов, несвязанных непосредственно между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества их общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать асссоциативные связи между понятиями, улучшать процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли.

Б  Б  А  Р  Н   А  А
Новое слово, с которым сегодня познакомимся зашифровано. Какое это слово?  БАРАБАН, Что такое БАРАБАН? (музыкальный инструмент). Но гитара, балалайка тоже музыкальные инструменты. Что их отличает? Находят слово БАРАБАН в орфографическом словаре. Записывают в тетрадь, выделяют орфограммы. Найдите общие признаки слов БАРАБАН и ОДЕЖДА.
Варианты ответов обучающихся:
БАРАБАН и ОДЕЖДА могут быть сделаны из кожи,
БАРАБАН и ОДЕЖДА могут находиться в квартире,
БАРАБАН и ОДЕЖДА изготавливаются на фабрике,
БАРАБАН и ОДЕЖДА сделаны руками человека и т.д.
Второй способ – поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и несущественных признаков. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, в усвоении навыков первичного анализа так же, как и совершенствование речи обучающихся.
Третий способ – нахождение третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных по смыслу слова. В подобной ситуации дети выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи; они учатся видеть окружающий мир под непривычным углом зрения, у них развивается нестандартное мышление.
  Так, изучаемое слово МОЛОКО, выполняют анализ, а затем подбирают слово, которое соединяло бы между собой слово МОЛОКО и СОБАКА так, чтобы получилось предложение.
Варианты ответов:
СОБАКА любит МОЛОКО
СОБАКА выпила МОЛОКО и т.д.
Четвёртый способ -  исключение лишнего слова из трёх возможных – способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации. (Составь предложения со словами КОРОВА,СОБАКА,ЛИСИЦА, выделив общий признак в двух из них и причину исключения. 3 слова из данной группы.
Возможные варианты ответов:
КОРОВА  и СОБАКА – домашние животные, а ЛИСИЦА – дикое животное.
ЛИСИЦА и СОБАКА – хищные животные, а КОРОВА- травоядное.
У КОРОВЫ и СОБАКИ нет рогов, а у КОРОВЫ есть.
Пятый способ – поиск промежуточных звеньев, состоящих из двух знакомых школьникам слов и обеспечивающих смысловую логическую связь между другой парой слов, изученных на данном уроке. Существенное отличие этого способа  от третьего состоит в том, что здесь четыре основных слова должны быть существительными.
Шестой способ – составление предложения с одновременным включением в него двух-трёх изученнных слов.
Седьмой способ -  нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета развивает речь, творческое мышление.


    П


     О


      А


     Г


    Л


    Ш


     Ь


    И


     Т


    Ч


    О

   Слово, с которым познакомимся, узнаете, если прочитаете  через одну букву. Как можно использовать ПАЛЬТО в жизни?
Варианты ответов:
ПАЛЬТО можно использовать как ковёр самолёт, скатерть-самобранку и т.д.

Практическое применение вышеописанных способов позволяет мне на уроках русского языка систематически ставить  и решать вместе со школьниками определённого рода лингвистические задачи, поскольку в каждом случае  от обучающихся требуется рассуждение, доказательство и конкретное решение.
Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора обучающихся, их знаний об окружающем мире, углубляет эти знания и представления, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей обучающихся.
   Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, я ввожу более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления.. Это должны быть задания, требующие от обучающихся хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучит к ним обучающихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учеников класса.
    Одним из видов таких заданий являются задания на сравнение. Например: во 2 классе при изучении материала по теме «Ударение» важно раскрыть смыслоразличительную роль ударения. С этой целью я предлагаю детям задание, включающее слова-антонимы.
На доске записать предложения:
У Кати хорошие игрушки.            Кати шар ко мне!
У
Маши цветы в комнате.            Не маши палкой!
Вот тут лежат разные
пилы.        У нас нет пилы.       
  1. Прочитайте.
2.Сравните выделенные слова в левом и правом столбике. Есть ли разница в письме? А на слух? Прислушайтесь, какой слог сильнее звучит в словах левого столбика, какой в словах правого столбика.
3. Спишите, поставьте знак ударения в одинаково написанных словах.
4. Какой вывод можно сделать? Почему в одинаково написанных словах ударение падает на парные слоги?
   Отвечая на мои вопросы, дополняя друг друга, дети знакомятся с новым материалом. В то же время, благодаря собственным мыслительным усилиям, они продвигаются и в мыслительной деятельности. Я же не спешу с утверждением наиболее правильного и полного ответа. Пусть выскажутся все, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики. С них я начинаю, ободрив, похвалив даже за попытку ответить на вопрос. Я подвожу итог рассуждениям учеников и уточняю.
     Другим видом заданий являются группировка.
     Задания на группировку создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале.
Например: задание на группировку слов-имён собственных и нарицательных.
1.Город Орёл – родина моей мамы.
2.
Орёл – хищная птица.
3.
Орлик- молодой конь.
4.
Чёрное море омывают берега разных стран.
5.
Чёрное пальто у бабушки.
6.
Белое море находится на севере нашей страны.
7
. Белое платье у Натальи.

Для выполнения этого задания предусматриваю 3 разновидности инструкции:
1. Прочитать предложения.
   Распределить подчёркнутые слова в 2 группы.
   Выписать каждую группу слов на отдельной строке через запятую.
2. Прочитать предложения.
   Распределить подчёркнутые слова в 2 группы: в одной должны быть слова, которые всегда пишутся с     большой буквы, в другой -  слова, которые пишутся с большой буквы только в начале предложения.
    Выписать каждую группу слов на отдельной строке через запятую.
3. Прочитать предложения.
   Распределить в 2 группы: в одной должны быть слова, которые всегда пишутся с большой буквы, в другой – слова, которые пишутся с большой буквы. С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия морей, городов, клички животных.
    Выписать каждую группу на отдельной строке через запятую.
   Итак, чтобы все ученики класса справились с заданиями на группировку я преследовала цель индивидуализации  хода выполнения, в которой мы могли убедиться: я варьировала задания по уровню трудности, которая была отражена в самой формулировке  задания. Также вы могли заметить переход от простой к более сложной формулировке, задания к менее сложной, т.е. снижение трудности для ученика, убывания степени самостоятельности.
    Снижение до 2 уровня трудности, когда задание конкретизируется, и в нём указываются те признаки, на основе которых должна решаться поставленная задача, как правило, обеспечивает продуктивную работу основной массы класса.
  Таким образом, я обеспечиваю индивидуальный подход к каждому ученику, причём не только к слабым, но и к сильным. Тем самым обеспечивается единство обучающей, развивающей и контролирующей функций учебных заданий на группировку.
   Как вы могли уже заметить из моей концепции видна постоянная межпредметная связь с уроками  окружающего мира, историей, географией.
   Таким  образом, оптимизация интеллектуального развития младших школьников в процессе изучения русского языка происходит путём обобщения его содержания и совершенствования способов практической деятельности обучающихся на уроке. При этом создаваемые педагогические условия не формируют раннего обучения детей, не ведут к увеличению объёма учебного материала. Они лишь в максимальной степени используют те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладения им основами курса русского языка, которые заложены в психофизических возрастных особенностях младшего школьного возраста.








 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

Теоретические основы методики комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка Опытно-экспериментальная работа по проблеме интеллектуального развития м...