И.А.Крылов. Басня "Лебедь, Рак и Щука"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Котельникова Кристина Владимировна

Программа "Гармония" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov.docx25.26 КБ
Файл basni.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о ранее изученных баснях, познакомить с новыми баснями И.А. Крылова.
  2. Продолжить работу по формированию навыка правильного, осознанного, выразительного чтения, формировать умение находить в басне мораль, делать выводы, обогащать словарный запас.
  3. Воспитывать нравственные качества у учащихся.

Оборудование: учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 4 кл. (2 ч.),

 индивидуальные карточки, компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент – самоопределение к деятельности (настроение).

У.: Настал новый день. Какой он сегодня? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшить настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира.

У.: Ребята давайте скажем, какими мы будем на уроке:

У           улыбчивый,  умный,  упорный

Р          радостный, разумный, решительный

О          общительный, осторожный, ответственный, откровенный

К         культурный, критичный

У.: Я рада за Вас! Я уверена, что вы все названные качества покажете в ходе урока.

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (былина, песня, пословица, сказка, легенды, загадки, басни).

- Какие авторские эпические жанры вы знаете?

(рассказ, сказка, повесть)

У.: Эпиграфом к нашему уроку будут слова:

«Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками»

У.: Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

У.: Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.

- Какой лирический жанр помогает нам увидеть свои недостатки, пороки? (басня)

- Что такое басня?

Басня – небольшой, чаще всего стихотворный

рассказ, в котором есть сатирическое

повествование и мораль .

- Какие басни вы знаете?

  1. Повторение изученного. Работа в группах.

У каждой группы карточки с заданиями. (должны отгадать по словам басню, выбрать к ней иллюстрацию)

Карточка №1.

«До того ль, голубчик было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час,

Так, что голову вскружило»

«Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!»

«Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет

Очки не действуют никак…»

А теперь проверим ваши ответы. В конвертах спрятаны басни.

  1. «Стрекоза и муравей»
  2. «Ворона и лисица»
  3. «Мартышка и очки»

Возьмите карточку №2.

Группа 2 . ворона и лисица

  1. Что такое аллегория?
  2. Найдите в басне аллегорию.
  3. Прочитайте басню по ролям.

Группа 3. Стрекоза и муравей

  1. Что такое олицетворение?
  2. Найдите в басне олицетворение.
  3. Показать инсценировку басни

Группа 1. Мартышка и очки

  1. Что такое афоризма?
  2. Найдите афоризмы в басне.
  3. Прочитать выразительно басню.

- Что объединяет эти басни?

(они написаны Иваном Андреевичем Крыловым)

Портрет баснописца вывешивается на доску.  

- Посмотрите пожалуйста на портрет баснописца, что вы можете сказать?

Басни Крылова известны нам с детства. Каждый год на уроках литературного чтения мы встречаемся с ними. Надеюсь, что вы будете работать старательно и дружно, чтобы справиться со всеми заданиями!

- Что вы знаете о Крылове? (рассказ подготовленного ученика)

В 1796 году в Москве, в семье бедного капитана, родился мальчик, будущий русский писатель ̶ Иван Андреевич Крылов.

        Детство у мальчика было трудное, жили очень бедно, денег едва хватало на еду. Ходить в обычную школу он не мог, так как не было денег. Но мальчик очень хотел учиться, чтобы быть грамотным. Поэтому стал сам заниматься. А еще он работал у одного богатого помещика, который разрешал Ване  учиться  вместе с его детьми. И мальчик очень старался, много читал. Выучил иностранные языки, научился рисовать и играть на скрипке.

        С 10 лет  работал в суде – переписывал деловые документы, потом служил в армии.

      Уже в детстве мальчик любил что-то сочинять.  

      Пройдет немного времени и Иван Крылов станет грамотным, образованным и известным писателем-баснописцем.

Работа над басней.

- Сейчас будем работать над басней «Лебедь, Щука и Рак»

Вывешивается картинка животного и таблички.  «ЛЕБЕДЬ», «ЩУКА», «РАК».

- Что вы знаете о лебеде?

Дети: птица водоплавающая, гордая, красивая, с широким размахом крыльев

- Что вы знаете о щуке?

Дети: рыба, хитрая, быстрая, прудах и реках обитает

- Что вы знаете о раке? Как он ползает?

Дети: падальщик, живет в реках, озерах, прудах, плавает задом

- Их может что-то объединять? (вода)

  1. Первичное чтение басни учителем.

- Назовите героев этой басни. (Лебедь, Рак и Щука)

- Какое настроение у Вас возникло при прослушивании этой басни?

  1. Самостоятельное чтение детьми текста басни без морали.

- Какие слова непонятные встретились в тексте? (поклажа)

- Что такое поклажа? Как по другому сказать? (груз)

- Да действительно поклажа это груз, это устаревшее слово, им сейчас в современном мире не пользуются.

- Та группа которая работала над словарем языка басен Крылова, может дополнить свою книжку-малышку, еще одним словом «поклажа».

Самостоятельное чтение.

- Прочтите 4 строчки со слов «Однажды…»

- Как вы понимаете слова – «трое все в него впряглись»? (втроем стали тянуть воз)

- Замените другими словами «Из кожи лезут вон». (очень стараются, но воз не движется с места)

-. Прочтите следующие 3 строчки.

- Найдите и прочитайте как себя ведет лебедь.

- А что делает рак?

- А щука куда тянет воз?

Показывается картинка из басни.

- Почему воз не двигается?

- Прочтите последние 2 строчки.

- Замените слова « ныне там»? ( до сегодняшнего дня)

- Как вы думаете кто виноват, что воз стоит на месте? (никто, все они  стараются, они разные)

- Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. В домашнее задание 2 группы мы может добавить крылатые фразы, афоризмы: «Из кожи лезут вон», «Да только воз и ныне там» «А возу нет ходу»

- Прочтем теперь первые 3 строчки.

- Как поэт называет главных героев басни? (товарищи)

- Кого можно называть товарищами?
- А в басне лебедя, щуку и рака можно назвать товарищами?  

- Почему?

- Почему «На лад их дело не пойдет»?

- Как понимать выйдет не дело, а мука?

- Мы знаем что в басне есть история и мораль. В этих строках заключается главная мысль  - это мораль басни т.е. поучение.

- Какие недостатки высмеивает Иван Андреевич в этой басне? (несогласие, разобщенность, не умение говорить)

- «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками»

- В жизни такое бывает?

Выразительное чтение (2-3 человека)

У третьей группы было творческое задание составить викторины, кроссворды, ребусы по басням  Крылова. Мы можем на перемене, на следующем уроке разгадать.

- Послушайте пожалуйста меня, в ходе моего чтения на листочке помечайте какие басни вы узнаете.

Игра «КАВАРДАК»

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право сказки!

Какие перушки! Какой носок!

И .верно, ангельский быть должен голосок!

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их

Что только брызги засверкали

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело, только мука

Однажды:

Увидевши Слона, ну на него метаться

И лаять, и визжать,  и рваться.

Ну так и лезет в драку с ним.

ПАМЯТНИК «Крылову»

Во многих городах установлены памятники Ивану Андреевичу Крылову и его литературным героям. Самый запоминающийся находится в летнем саду городе Санкт-Петербурге.

Иван Андреевич Крылов изображен в монументе в будничной одежде, длиннополом сюртуке, который носил в последние годы своей жизни. Он непринужденно сидит, держа в руках раскрытую книгу. Взгляд устремлен вперед, выражение лица будто сосредоточенное – пожилой человек присел отдохнуть и задумался. Быть может о сюжете новой басни?

Высота статуи баснописца – 3 метра. По сравнению с ней пьедестал невелик. Со всех четырех сторон он покрыт фигурами животных-героев басен, выполненных из бронзы.

- Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и творчеству такого удивительного человека, как И.А.Крылов. Каждое новое поколение не перестает нежно называть его «дедушка Крылов» и не перестает с удовольствием читать его басни.

Синквейн «Басня»

басня
короткая, мудрая
учит, осуждает, подсказывает
Басня учит мудрости жизни.
мораль

Спасибо Вам мои помощники за работу на уроке.

Я думаю вы будете помнить чему учат басни нас.



Предварительный просмотр:

Басня Стрекоза и муравей читать

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--strekoza-i-muravei.jpg

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!


Басня Ворона и лисица читать

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--vorona-i-lisica.jpg


Басня Мартышка и очки читать

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--martyshka-i-ochki.jpg

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.


Басня Лебедь, щука и рак читать

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--lebed-shuka-i-rak.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Технологическая карта...

Басня И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Урок литературы в 3 классе....

И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

УМК "Перспективная начальная школа", раздел учебника "Учимся житейской мудрости"...

Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука" 2 класс. Школа России....

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Школа России")...