Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок № 5                 


     Тема:          И. А. КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА»
.


Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне.

 
Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

-формировать умения  положительного отношения к учебному труду;

-формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

-формировать умение адекватно оценивать свою работу.

-способствовать формированию нравственных качеств.

Предметные:

- Дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл.

- развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы.

-развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Матапредметные:

1.Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

2.Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в паре и группе, отвечать на уроке, слушать и слышать.

3.Познавательные: развивать речевые умения и творческие способности детей.
                            

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

Цель: подготовить речевой аппарат к уроку, активизировать внимание, развивать речевые умения.

Речевая разминка

 Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

--Прочитайте самостоятельно

Вслух  сначала медленно (Шикин)

-Теперь быстрее   (Егор)

Прочитайте скороговоркой  ( Кора)

-С вопросительной интонацией (Андрей)

Читают с разным темпом, разной интонацией.

2.Актуализация знаний. 

Цель: проверка домашнего задания, формировать положительное отношение к учебному труду ,умение адекватно оценивать работу товарища, развивать умение слушать и слышать.

-Какую тему изучаем?

- Какого поэта называют « солнцем русской поэзии»?

Какие стихи А.С.Пушкина вы готовили читать выразительно?

 Кто приготовил чтение этих стихов наизусть?

 Спросить  4 человек.

Озвучивает результат ответа учеников.

Русские писатели.

А.С.Пушкина.

Дети анализируют, оценивают по алгоритму:

1.Грамотность.

2.Выразительность.

3.Правильность.

3.Открытие детьми новых знаний. 

1. Определение темы и  цели урока.  Постановка учебных задач.

Цель: формировать умение формулировать тему урока, дать новые знания учащимся о басне, особенностях басенного жанра, развивать умение решать проблемные вопросы и рассуждать.

  1. Открытие новых знаний о жизни и творчестве писателя.

Цель:  дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы  группе

Цель: работа с одаренными детьми,  развивать речевые умения и творческие способности детей, развивать умение слушать и слышать.

-Выскажите свои предположения, чем  мы будем сегодня заниматься на уроке?        

-Да, сегодня  познакомимся с новым русским писателем.

-Отгадаем его имя и отчество.

                              1 СЛАЙД

-Правильно, это И.А.Крылов  

 2СЛАЙД

 Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру?      

Что он писал?       3 СЛАЙД

-Кто из вас знает, что такое басня?

 

Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы.           

   4 СЛАЙД

Обычно они умеют разговаривать.

На какой жанр литературы похожа басня?

-Ещё в басне всегда есть  поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

 Мы сегодня найдем в басне мораль и поймём, что же хотел нам сказать своей басней И.А.Крылов

1)Группа детей вызывается к выставке книг.

_ Внимательно рассмотрите книги, обсудите вместе выставку книг.

Подготовьте сообщение о ней по плану, выберите выступающего.

1.Что объединяет эти книги?

2.Чем различаются эти книги? 3.Где можно взять почитать эти книги?

2) Сообщение  подготовленного ученика о писателе.

3) -Хотите ли вы узнать что нужно для того чтобы писать хорошие басни?
– Откройте учебник с. 102. и прочитайте самостоятельно статью.

Беседа о прочитанном.

-Что нужно для того чтобы писать хорошие басни?

-Сколько черновых строчек было к басне  «Кукушка и Петух»

-Сколько строк в ней всего?

Чем занимался всю жизнь И.А.Крылов?

 

-Когда он начал работать?

Что удивило вас в этом сообщении?

Итак, подведем итог.

-Что вы узнали о И.А.Крылове?

 

-Слушаем экспертную группу о выставке книг.

-Читать новое произведение.

-Знакомиться с новым писателем.

Иван Андреевич.

 Это Иван Андреевич Крылов.    

Добрый, умный , серьёзный, образованный и др.

- Иван Андреевич Крылов писал басни.

-Это такой рассказ про животных.

-Это стихотворение о животных.

Если животные разговаривают, то басня похожа  на сказку.

Работа в группе по плану.

Образец ответа выступающего.

Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и Твери. Отец умер рано. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что хозяин не раз его бил. Прошло время, и стал Иван Андреевич писать статьи для журналов и работать в Публичной библиотеке. В 1809 году вышла первая книга басен. Было в ней 23 басни. При жизни Крылова было опубликовано 9 книг с его баснями.

Басни Крылова бессмертны. Они подобно зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.

Надо быть очень трудолюбивым человеком.

Около двухсот строк.

21 строка.

Работал и учился.

 В 11 лет.

Начал учить греческий язык в 50 лет и за 2 года овладел им в совершенстве.

И.А.Крылов был очень трудолюбивым, талантливым, образованным  человеком с чувством юмора.

Сообщение экспертной группы.

Все книги имеют одинаковое название «Басни». Автор И.А.Крылов.  Это сборники басен. Различие в них то, что они изданы разными издательствами,  в разные годы.  Вот эти книги очень старые. Они изданы в 1959г,1972г. Художники оформители тоже разные. Более новые книги красочно оформлены.  Книги с баснями И.А.Крылова можно взять почитать в школьной, поселковой или домашней  библиотеке.


                           Физкультминутка 

  1. Работа над басней.

Цель: --формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, развивать умение рассуждать, выразительно читать, инсценировать басню, решать проблемные вопросы, способствовать формированию нравственных качеств.

5.Итог урока.

Цель:развивать умение делать выводы

6.Рефлексия.

Цель: формировать умение адекватно оценивать свою работу.

7. Домашнее задание.

Цель: формировать умения  положительного отношения к учебному труду.

  1. Прочитайте, что написано, только справа налево   и вы узнаете с какой басней познакомимся на уроке.           СЛАЙД 5

АКУЩ  И КАР, ЬДЕБЕЛ

-Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Я предлагаю вам её не только послушать, но и посмотреть.

В режиме Онлайн смотрим первый мультфильм к этой басне. Читает известный актёр Ильин.

Понравилась вам басня?

-Что заставило вас улыбнуться?

-Прочитайте басню самостоятельно.

-Подумайте, что объединяет героев басни. Найдите слова, которые вам не понятны.

а) Кто герои этой басни?

 б) Что у них общего?

в) Что они делают?

г) Получилось ли у них?

д) Какие слова не понятны?

Словарная работа              СЛАЙД 6

Лад – действовать совместно,  не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.

На следующие вопросы вы найдите ответ в басне и прочитайте.

Что задумали сделать Лебедь, Рак, Щука?

-Как они старались выполнить работу?

-Получилась ли их затея?

 -Есть ли в басне слова показывающие, что воз можно свезти?
– Оправдались ли наши предположения?

4) Определение образов        СЛАЙД 7

-Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

 

Посмотрите на иллюстрацию к басне и подумайте:

Что главного не сделали герои басни?    


Почему же «воз и ныне там»?

-Найдите главную часть басни - мораль.   СЛАЙД 8

– В чем смысл басни?  

5)-Проверим мораль басни на практике, получится ли у вас работать дружно.

Я предлагаю инсценировать басню.

Остальным я предлагаю разбиться на пары и поработать над выразительным чтением басни.


Что нового, интересного вы узнали на уроке?

-Что такое басня?

-Какая мораль в этой басне?

-Посмотрите на смайлики. Найдите тот, который отражает ваше отношение к материалу урока.

-Что на уроке давалось легко, в чем испытывали трудности?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Выставление оценок детям.


-Какое задание вы хотели бы получить на дом?

- Прочитать выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука».

-По желанию выучить, нарисовать иллюстрацию для оформления книжки- малышки.

-Если вам понравились басни И.А. Крылова, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте.

-Лебедь, Рак и Щука.

Дети смотрят мультфильм по басне.

-Да, понравилась.

-Смешно, когда они воз тянули в разные стороны.

Самостоятельно читают басню.

Лебедь, Рак, Щука.

Живут в воде.

Пытаются сдвинуть воз с места.

-Сдвинуть воз герои басни не могут.

Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись.

 Из кожи лезут вон - очень стараются.

А воз и ныне там.

Товарищи, поклажа легка.

Да, оправдались.

Работают в парах по колонкам.

1 кол. «Лебедь рвётся в облака» -он стремительный, упрямый, быстрый.

2 кол. «Рак пятится назад»- неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.

3 кол. «Щука тянет в воду» -упрямая, только своё дело знает.

Рассматривают иллюстрацию к басне.

Они не договорились, как будут действовать.

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело только мука.»

В любом деле нужно работать дружно, вместе.

 Класс  выбирает режиссера-постановщика. Он выбирает персонажей действия-автора, поклажу, лебедя, рака, щуку.

  Пока группа готовится к выступлению, остальные работают в парах.

Инсценировка басни.

-Познакомились с И.А.Крыловым.

-Узнали, что он писал басни.

-Познакомился с басней «Лебедь, Рак и Щука».

 Басня-это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы.    В басне есть мораль.  

     

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело только мука.»

Прочитать выразительно басню «Лебедь, Рак и Щука».

- Выучить басню наизусть.

-Нарисовать иллюстрацию к басне для оформления книжки- малышки.


 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.И.А.Крылов "Лебедь,Щука и Рак". Л.Н.Толстой "Страшный зверь"

Данный  урок  литературного чтения во 2 классе (автор Ефросинина Л.А.  УМК"Начальная школа 21 века") знакомит обучающихся со спецификой басни как жанра....

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...

Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Урок литературного чтения на тему И.А. Крылов "Лебедь,рак и щука". Главная задача урока ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить опре...

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".  В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...

Урок литературного чтения "И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

На уроке литературного чтения обучающиеся знакомятся с басней И.А.Крылова "Лебедь, Щука и Рак", учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...