Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Михайлова Маргарита Рафаиловна

Урок литературного чтения на тему И.А. Крылов "Лебедь,рак и щука". Главная задача урока ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Цели:

1. Ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении.

2. Развивать внимание, навыки выборочного и выразительного чтения.

3. Воспитание.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина к басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», выставка книг с произведениями И.А. Крылова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

-Прочитайте «птичьим базаром».

-Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, с огорчением, скороговоркой (Читают несколько раз).

III. Постановка цели урока.

-Прочитайте, что написано на доске, только справа налево. (Тренировка произвольного внимания.)

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

-Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

IV. Изучение нового материала.

1. Тренировка навыка чтения. (Тренировка по слоговым таблицам 3-5 мин.)

2. Актуализация знаний.

-Кто из вас знает, что такое басня?

-Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

-На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку)

-Еще в басне всегда есть поучение или мораль, поступки. В морали осуждаются глупые и плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же  хотел сказать нам своей басней И.А. Крылов.

-Какие басни И.А. Крылова вы читали? (Обращаем внимание на выставку книг.)

-Посмотрите на портрет Крылова. Каким творчеством И.А. Крылов вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т.д.)

-Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают жить людям в мире и согласии, счастье. Его оружием были басни маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

-Иван Андреевич был еще и очень трудолюбивым.

Дайте прочитаем текст на стр. 102. (дети читают текст по цепочке).

-Что нового узнали из этой заметки?

-А сейчас посмотрите на рисунки на стр. 103.

Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник.

-Посмотрите на иллюстрацию. (Изображены Лебедь, Рак и Щука.)

-Это герои басни. Что общего между ними? (Живут в воде.)

-Что они делают? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)

-Получится у них сдвинуть воз или нет?

-А вот что рассказал об этом И.А. Крылов.

3. Чтение басни учителем. (Читаю басню, выделяя голосом мораль.)

4. Первичная проверка понимания.

-Понравилась ли вам басня?

-Что заставило вас улыбнутся? (Глупые герои – тянули воз в разные стороны.)

-Каким был ваш смех? (Добрым.)

-Что узнали из басни? (Краткий пересказ событий, произошедших в басне.)

-Есть ли незнакомые слова? (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне.)

-Как вы думаете, случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны быть друзьями и могли бы сдвинуть воз)

-«Однако воз и ныне там».

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Выборочное чтение.

- Прочитайте басню про себя.

-Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти? (Это слово товарищи.)

-Подтвердите это. (Аргументируем чтение вслух.)

-Прочитайте, про какой случай написал Крылов.

(«Однажды Лебедь, Рак да Щука»

   Везти с поклажей воз взялись».)

-А сейчас давайте найдем слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

-Какой Лебедь? Что о нем говорит автор?

«Лебедь рвется в облака»- он стремительный, упрямый, быстрый.

«Рак пятится назад»– неповоротливый видит только свою дорогу, нерасторопный, идет назад.

«А Щука тянет в воду» – упрямая, только свое дело знает.

-Вы видите, как с помощью только одного слова рвется, пятится, тянет можно создать точный образ героев.

-Какими словами описал их усердие, (старательность) автор? («Из кожи лезут вон»)

-Посмотрите на иллюстрацию в книге. Какие строчки к ней подходят? (Учащиеся читают по, что на их взгляд больше подходит к иллюстрации.)

-Как, по вашему мнению, нужно читать, эту басню: быстро, легкомысленно или неторопясь, раздумывая и рассуждая?

2. Выразительное чтение басни.

3.

–Какое чувство вызывают у вас герои?

-Как автор относится к героям басни? (Он сожалеет, что в товарищах согласия нет.)

-Как вы думаете для чего и зачем написана эта басня? (Крылов подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки.)

-Давайте найдем главную часть басни – мораль. (Учащиеся выразительно читают мораль басни. Открываю запись на доске «Да только воз и ныне там»)

-Ребята, это выражение стало крылатым. Когда так говорят?

(Когда люди делают общее дело, но между ними нет согласия, договоренности. Между ними разлад. В итоге ничего не получается.)

-Была ли когда-нибудь у вас в жизни такая ситуация?

-На доске записаны пословицы, как вы думаете, какая из них подходит к басне?

VII. Итог урока.

-С каким писателем мы сегодня познакомились?

-С каким произведением?

-Что такое басня?

-Для чего и зачем написана басня?

-Какая мораль была в этой басне?

Домашнее задание.

с. 104-105 читать выразительно; с. 105 № 6письменно «Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Урок литературного чтения.И.А.Крылов "Лебедь,Щука и Рак". Л.Н.Толстой "Страшный зверь"

Данный  урок  литературного чтения во 2 классе (автор Ефросинина Л.А.  УМК"Начальная школа 21 века") знакомит обучающихся со спецификой басни как жанра....

Конспект урока по литературному чтению " И.А. Крылов Лебедь, щука и рак"

Конспект  Урока литературного чтения Учитель: КорневаЕ.Н.Класс:1гТема учебного занятия: И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука»Продолжительность учебного занятия:45 мин.Цель урока: позна...

Урок литературного чтения "И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

На уроке литературного чтения обучающиеся знакомятся с басней И.А.Крылова "Лебедь, Щука и Рак", учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, ...