Конспект урока по литературному чтению " И.А. Крылов Лебедь, щука и рак"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект  Урока литературного чтения

 

Учитель: КорневаЕ.Н.

Класс:1г

Тема учебного занятия: И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Продолжительность учебного занятия:45 мин.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством И.А Крылова

Задачи:

  1.  предоставить учащимся информацию, соответствующую возрасту, о творчестве И.А Крылова, о басне как жанре литературы
  2.  развивать  навыки выразительного чтения, внимание, творческие способности, устную речь
  3.  воспитывать интерес к чтению, умение сочувствовать животным и беречь их.

Оборудование: для учителя: конспект урока, презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Для ученика: картинки с настроением.

Тип урока: комбинированный

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов ( 1769 — 1844 )

Слайд 2

Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. И тогда увидите Все картины светлые, Облака небесные, Лёгкие, несмелые.

Слайд 3

А.С Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 4

В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России

Слайд 5

Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию суда. Он занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777—1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 1809 —1843 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Слайд 6

БАСНЯ – это короткий нравоучительный рассказ в стихах. Главные герои: животные, растения, люди.

Слайд 7

Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица птица-дикарка Как белое диво плывёт. На мели сидит, усами шевелит, А гулять пойдёт- так задом наперёд. У неё во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котёл попала

Слайд 8

«Лебедь, Рак и Щука»

Слайд 9

Неповоротливый, видит только свою дорогу, нерасторопный. Стремительный, упрямый. Упрямо делает свое дело.

Слайд 10

Слушаем басни

Слайд 11

Лебедь, Рак и Щука

Слайд 12

Спасибо за внимание! Вы молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект  Урока литературного чтения

Учитель: КорневаЕ.Н.

Класс:1г

Тема учебного занятия: И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Продолжительность учебного занятия:45 мин.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством И.А Крылова

Задачи:

  1.  предоставить учащимся информацию, соответствующую возрасту, о творчестве И.А Крылова, о басне как жанре литературы
  2.  развивать  навыки выразительного чтения, внимание, творческие способности, устную речь
  3.  воспитывать интерес к чтению, умение сочувствовать животным и беречь их.

Оборудование: для учителя: конспект урока, презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Для ученика: картинки с настроением.

Тип урока: комбинированный

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

1.Организация

начала урока

1 мин.

Подготовка учащихся к работе.

Регулятивные

(готовность к восприятию содержания урока)

Словесный. нетрадиционное начало урока.

Фронтальная

Слайд №2

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение понадобиться нам сегодня для работы.

- Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Все картины светлые,

Облака небесные,

Лёгкие, несмелые.

Приветствуют гостей

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

2. Сообщение темы и целей урока

1 мин

Подготовка учащихся у работе, сообщение темы и плана урока.

Познавательные( постановка проблемы)

Коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества)

Словесный

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Тема нашего урока поможет нам стать дружнее, внимательнее к  друг другу.

  Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с русскими писателями. Познакомимся с известным баснописцем. Вспомним , что такое басня и чему они нас учат. Учиться  в басне находить мораль.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

3. Проверка домашнего задания

5 мин.

Проверить домашнее задание

Личностные(самоопределение)

Регулятивные ( возможность оценить свои знания)

Словесный,

иллюстративный

Групповая

Слайд №3

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Но сначала мы вспомним с вами.

- С каким писателем познакомились на  прошлом уроке?

-Какое произведение читали?

К нам на урок пришла золотая рыбка. Она хочет проверить, как вы усвоили материал прошлого урока. Рыбка приготовила вам задания, которые спрятала в чешуйках.

Задания по рядам.  От каждого ряда по одному человеку. Берёте вопрос для своего ряда.

Старик ловил  рыбу,

Старуху пряла свою….(пряжу)

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три….(года)

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам ….(выкуп)

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое …(корыто)

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою….(дворянкой)

Не посмел я взять с неё выкуп,

Так и отпустил её в синее …(море)

- А.С Пушкин

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

4. Физминутка

1 мин.

Здоровьесберегающие технологии

Познавательные ( логические)

Коммуникативные ( действия с партнёрами)

демонстрации

групповая

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Выполнение физминутки

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

5.Изучение нового материала

а ) Знакомство с автором и его творчеством

б) Словарная работа

в) Работа над иллюстрацией учебника

г) Первичная проверка  понимания

д ) Речевая пятиминутка

е) Чтение басни учащимися

20 мин.

Познакомить учащихся с творчеством А.И. Крылова, с понятием «басня». Развивать речь, навыки выразительного чтения

Коммуникативные ( владение формами речи: монологической и диалогической)

Личностные ( самоопределяющие, нравственно- эстетическое оценивание)

Словесный, иллюстративный.

Коллективная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

У нас в России есть замечательный город Санкт-Петербург. В этом замечательном городе есть Летний сад. В Летнем саду очень  много прекрасных скульптур из мрамора. Есть ещё и памятник известному человеку. Этот человек сегодня известен всему миру. Его перу принадлежат необыкновенные литературные творения. Он писал  басни.

-Кто это ? Вы догадались?

Правильно. Иван Андреевич Крылов.

Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чём-то задумавшись, в окружении зверей и птиц- героев своих басен.

Родился Иван Андреевич Крылов в семье бедного армейского офицера. Отец очень любил читать и собрал немало книг. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец умер, и семья осталась без средств к существованию. Крылов был вынужден пойти работать  в канцелярию суда, переписывать бумаги . Позже он стал пробовать писать. Крылов начинал свою деятельность как автор произведений для театра, оно прославился он своими баснями.

Герои его басен- обычные звери, живущие в лесу или рядом с нами, но ведут они себя по-человечески(спорят, ссорятся, мирятся, хитрят, хвастаются и работают)

Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни.

А что такое басня?

Басня- это короткий нравоучительный (значит как правильно себя вести) рассказ в стихах. В басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются недостатки людей.

Мы  иногда к сожалению сможем посмеяться  над недостатками других людей, обижая их при этом. Крылов не называл человека, над которым он подшучивал. В его баснях множество различных  зверей. Плохие недостатки зверей - это пороки людей. Такой приём в литературе называется аллегорией (на доске)

Чтобы узнать, с какой басней мы сейчас познакомимся , вы должны отгадать загадки

Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица птица-дикарка

Как белое диво плывёт.

На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдёт- так задом наперёд.

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала

Кто догадался, какую басню будем читать?

Но прежде чем приступить к чтению басни нам нужно объяснить смысл трудных , устаревших слов, которые будут встречаться в басни

Поклажа-груз, багаж

Воз-груз

Лад-согласие, мир, порядок.

Ныне-  настоящее время

Откройте учебник на стр 104.

Рассмотрим иллюстрацию к данной басни.

Кто изображен?

Что они делают?

А вот что рассказал об этом автор

(чтение басни учителем)

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Какое событие описывает Крылов?

- Случайно ли Крылов подобрал этих героев?

Все они живут в воде и поэтому должны быть друзьями.

- Получается ли у них? Почему?

Прежде чем приступить к чтению, мы подготовим свой речевой аппарат.

(Дети делятся на два варианта)

1в- читают вопросительно

2в- читают утвердительно

Ехал Грека через реку?

Да, ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак?

Да ,видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку?

Да, сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку цап?

Да, рак за руку Греку цап.

-Иван Андреевич Крылов

-Лебедь

-Рак

-Щука

- «Лебедь, Рак и Щука»

Устные ответы детей

- Пытаются сдвинуть телегу с места.

- Нет. Каждый тянет в свою сторону. Нужно быть дружнее и делать всё согласованно.

Дети читают басню про себя

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд № 8

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

6. Закрепление изученного материала

а) Выборочное чтение

б) Чтение басни вслух

в ) Прослушивание басни

г ) Творческая работа

10мин

Закрепить изученный материал, развивать умение работать с текстом.

Познавательные  (умение анализировать)

Коммуникативные ( построение    речевого высказывания)

Словесный

Иллюстративный

Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Давайте рассмотрим образ каждого героя.

Чтобы дать характеристику героям используйте слова помощники.

-Найдите и прочитайте как тащил воз  лебедь?

-Какой он?

-Что делал рак?

-Дайте ему  характеристику?

-Как поступила щука?

-Какое отношение вызвали у вас герои?

-Как автор относится к героям?

-Для чего написана басня?

-Что хотел показать автор?

-Какова главная мысль-мораль?

- После басни написана пословица

-Подходит она к  данной басне?

Объясните её смысл

Сегодня на уроке нам необходимо начать оформление книжки раскладушки. Я начала оформление. Теперь нам нужно включить туда ваши рисунки, которые вы подготовили дома. Давайте определим к каким они басням.

В нашей книжке не  хватает ваших творческих работ. Дома вы напишите мини сочинение по басням Крылова или сочинить свою басню.

- «Лебедь рвётся в облака». Он стремительный, упрямый.

- «Рак пятится назад». Он неповоротливый, видит только свою дорогу.

- «А щука тянет в воду». Она упрямо делает своё дело.

- Сочувствует героям. Если они друзья, то надо делать всё вместе.

- Автор подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки.

-Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Дети читают басню вслух

Слайд №9

Слайд № 10,11

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

7. Итог урока

3 мин

Подвести итог урока

Регулятивные (оценка)

Коммуникативные (владение формами речи)

Словесный

Коллективная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- С каким писателем познакомились?

- Что он писал?

-Что такое басня?

-Для чего и зачем написана басня?

-И.А. Крылов.

-Басни.

-Нравоучительный рассказ.

-Показывает  как надо поступить, учит жить.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

8. Рефлексия

2мин

Анализ результата своей работы.

Личностные ( положительная оценка достижений учащихся)

Словесный, иллюстративный

Коллективная, фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-У вас на партах по три солнышка. Выберите то , настроение которого соответствует вашему

Выбирают солнышко , которое соответствует настроению.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Универсальные учебные действия

Методы

Формы

Используемые ЦОР

9. Домашнее задание

1 мин.

Обсуждение домашнего задания

Коммуникативные ( умение слушать)

Регулятивные (планирование)

Личностные (осознание ответственности за свой выбор)

Словесный

Коллективная

Слайд № 12

Деятельность учителя

Деятельность ученика

С 104 выразительное чтение, подобрать пословицы к данной басне.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Урок литературного чтения.И.А.Крылов "Лебедь,Щука и Рак". Л.Н.Толстой "Страшный зверь"

Данный  урок  литературного чтения во 2 классе (автор Ефросинина Л.А.  УМК"Начальная школа 21 века") знакомит обучающихся со спецификой басни как жанра....

Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Урок литературного чтения на тему И.А. Крылов "Лебедь,рак и щука". Главная задача урока ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить опре...

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением И.А. Крылова; формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы; расширение читательского кругозора, обогащение сл...

Урок литературного чтения "И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

На уроке литературного чтения обучающиеся знакомятся с басней И.А.Крылова "Лебедь, Щука и Рак", учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, ...