Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Авдакова Елена Владимировна

 

Цели:

1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,

вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.

Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения.

 2.Развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы;

развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса;

развивать навыки выборочного, выразительного чтения.

 3.Воспитывать любовь к чтению, пробуждать  добрые чувства;

 содействовать формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам. 

Оборудование: мобильный компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

карточки с заданиями, карточки со словами, карточки к разминке, книги автора, словари и энциклопедии.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_urok_lch_krylov.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Учитель:  Авдакова Е.В.

Дата проведения:  01.12.2010г.

Класс:  4Б

Тема урока:    И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак»

 Тип урока:  комбинированный

 Цели:

  1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,

вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.

Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни, выражать свои мысли посредством выразительного чтения.

 2.Развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы;

развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса;

развивать навыки выборочного, выразительного чтения.

 3.Воспитывать любовь к чтению, пробуждать  добрые чувства;

 содействовать формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам.  

Оборудование: мобильный компьютер, мультимедийный проектор, презентация,

карточки с заданиями, карточки со словами, карточки к разминке, книги автора, словари и энциклопедии.  

                                             

                                                     Ход урока:

1.Организационный момент:

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно!

2.Речевая разминка:

- Девиз уроков литературного чтения.  (слайд 1)

        (выразительность чтения: про себя, шепотом, вслух быстро, выразительно )

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим».

         (пунктуационная разминка)

1 ученик: Утро! (Бодро, торжественно).

2 ученик: Утро. (С жалобным вздохом).

3 ученик: Утро? (Капризно, с удивлением).

4 ученик: Урок! (Восторженно).

5 ученик: Урок? (Беспокойно, с удивлением).

6 ученик: Урок. (Мечтательно).

7 ученик: Тут урок? (Жизнерадостно, с удивлением).

8 ученик: Тут урок. (Мягко, ласково, приветливо).

9 ученик: Тут урок! ( Дерзко, властно).

3.Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

- Прочитайте  выразительно.        (слайд 2)

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль».                                                                                                                                                        П. А. Вяземский

- Кому могут быть посвящены эти слова?

                                (Изопу, Г.Х.Андерсену, Л.Н.Толстому, И.А.Крылову)

- Почему вы так решили?

                (все они писали басни, помогали людям увидеть свои пороки)

- Сегодня будем знакомиться  с  произведением одного из этих замечательных  писателей.

- Отгадайте фамилию этого писателя.

                                           (карточка № 1)

1.Зачеркни все звонкие согласные.                                         Б Д З К Р

2. Зачеркни все глухие согласные.                                          П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, дающие мягкость согласным.       Ё Ю Ы Я И

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие.                    Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут давать два звука.  Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые.                   Ш В Ж Ц

-Что получилось?

- А теперь назовите его имя и отчество.

                                  (Иван Андреевич Крылов)

- Посмотрите на портрет.           (слайд 3)

- Каким вам представляется Крылов по характеру?

                 (Добрый, умный, спокойный, доброжелательный.)

(На доске появляются карточки со словами-подсказками)

ЭЗОП, 1769 год, 200, ПЕТЕРБУРГ, КЛОДТ, 36

- Ребятам 1 группы было задано на дом найти в энциклопедиях сведения о баснописцах.  Они то нам и объяснят, что обозначают эти слова и числа.

                    (обучающиеся выходят к доске с сообщением)

1 ученик:    (слайд 4)

Басня пришла к нам из древнего Рима и древней Греции. Первыми баснописцами были Эзоп и Федр. В Древней Греции жил раб по имени Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Они были написаны в прозе, а персонажами были животные.

В России басни  появились в 18 веке.  Лев Николаевич Толстой перевёл на русский язык басни Эзопа. Во Франции славился своими баснями поэт Лафонтен,  а в Германии Лессинг. Но никто не может сравниться с баснями И.А. Крылова. Они написаны простым языком, очень легки для запоминания.

2 ученик:     (слайд 5)

Иван Андреевич Крылов, русский баснописец, родился 13 февраля в 1769 году в Москве в семье военного капитана. Когда отец ушёл в отставку, семья переехала в Тверь. Денег на обучение в семье не было, поэтому отец был очень рад, когда Ванюше предложили учиться вместе с детьми помещика Львова. Когда Ване исполнилось 9 лет, отец умер. Пришлось искать работу. В 11 лет уже работал в суде. Переписывал документы, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, басни, стихи, за это начальник бил его. Мальчик любил бродить по торговым площадям, наблюдать за детьми, сидеть на берегу Волги, слушая разговоры людей. Придя домой, рассказывал маме что видел и изображал забавные сценки, которые тут же сочинял.

3 ученик:    

В басне, через образы животных, автор высмеивает человеческие пороки, поведение людей, зависть, лень, невежество. За свою жизнь он написал около 200 басен. Первая книга басен вышла в свет в 1809 году.

 И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями. Он владел тремя  языками - немецким, итальянским, древнегреческим, что позволяло ему перевести басни на русский язык и переложить их в рифму. Умер И.А.Крылов 9 ноября 1844 года в Петербурге.

4 ученик:     (слайд 6)

12 мая  1855 года  в Петербурге  в Летнем саду установили  бронзовый памятник Ивану Андреевичу  Крылову. Создан он скульптором  Клодтом на народные деньги, собранные по всей России.  Крылов изображен сидящим на камне. Он будто смотрит на героев своих басен, изображённых  внизу на постаменте.

 Кажется, что сейчас улыбнётся Иван Андреевич, и оживут бронзовые зайцы, лисицы, медведи, волки. Герои из 36 басен собраны на этом постаменте.

- Теперь и вы все знаете, что обозначают эти слова и числа.

                        ( Дети объясняют, что означают слова и числа.)

- Прочитайте, что написано на доске, только справа налево.

                             (тренировка произвольного внимания)           (слайд 7)

                                       КАРИАКУЩ, ЬДЕБЕЛ

- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова

                              «Лебедь, Щука и Рак»      (слайд 8)

- Почему названия животных написаны с заглавной буквы?

                (так бывает в сказках, это их имена, они главные герои)

- Какие ещё жанровые признаки басен вы знаете?

- На прошлом уроке мы с вами определили главными слова (жанровые признаки):

                              (на доске карточки слов с орфограммами)

БАСНЯ    МОРАЛЬ     ПОРОК    АЛЛЕГОРИЯ    ДИАЛОГ     ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

                               

- Толкованием  этих слов  занималась дома 2 группа  ребят. Они должны были в толковых словарях  найти эти слова и растолковать нам.

                                 (выступает 2 группа обучающихся  6 чел.)

                     

1 ученик:

Басня –  это небольшое по размеру сатирическое произведение, чаще всего в стихотворной форме. Это почти всегда живая сценка: В ней кто-то спорит, ссорится, мирится. В ней обязательно должна быть насмешка, издёвка.

2 ученик:

Мораль – нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение.

 Совокупность норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу.

3 ученик:

Порок – человеческий недостаток, отклонение от норм поведения.

4 ученик:

Аллегория – это литературный прием, когда за изображением предмета скрывается другой предмет или человек, т.е. иносказание.

5 ученик:

Олицетворение - средство выразительности, когда неживые предметы

и явления одушевляются.

6 ученик:

Диалог – разговор двух лиц.

                                                      ФИЗМИНУТКА

                             (Игра «Что я делаю – скажи, точно так же покажи»)

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

У реки остановилась,

На травинку опустилась.

- Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу.

 

4. Знакомство с новым материалом.

- Давайте уточним.

- Что мы сегодня будем читать?         (басню)

- Кто автор басни?           (И.А.Крылов)

- Как называется басня?          («Лебедь, Щука и Рак»)

- Посмотрите на этих животных.         (Слайд 9)

(выступление 3 группы обучающихся про животных: лебедя, щуку, рака)

Вопрос классу после выступления:

- Какой характер имеет каждое животное?

- Кто лишний?              (Лебедь, т.к. он летает, а щука и рак нет)

- Что общего у них?          (Все не могут жить без воды, все животные)

- Чем они отличаются?          (Птица, рыба, членистоногое животное)

- Как  они  передвигаются?         (Лебедь летает, рак ползает назад, щука плавает)

               (Первоначальное прослушивание басни (МПЗ)    (слайд 10)

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Какое событие описывает Крылов?

- Есть ли незнакомые слова?

     (Дело на лад.  Воз.  Поклажа.  Впряглись.  Из кожи вон.  И ныне там.)

 Над их дело не идёт – значит не получается ничего.

                            (ребята стараются сами объяснить)

Воз – это повозка, тележка.

Поклажа – груз, багаж.

Впряглись – взялись за работу, тянут.

Из кожи лезут вон – очень стараются.

И ныне там – нынче, сейчас, до сих пор.

 (Чтение по учебнику с.189, басни учащимися про себя с нацеливанием)

- Почему у героев басни ничего не получилось?

- Был ли воз на самом деле тяжёлым?

            (Ответы обучающихся после повторного прочтения басни)

- Как ведут себя животные?  

- Найдите в тексте об этом.        

- Лебедь рвется в облака (стремительный, упрямый).

- Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный).

- Щука тянет в воду (упрямо делает свое дело).

 

- А почему же воз и ныне там?          (Нет согласия, нет единой цели).

- А сейчас  найдите слово,  которое подсказывает, что воз они могли свезти,

- Назовите это слово.

                                              (ТОВАРИЩИ)

- А можно ли героев басни назвать товарищами?               (Нет)

- А могли ли подружиться герои басни?

               (Нет, они совершенно разные, разная среда обитания)

                           (Да, если бы прислушивались друг к другу)

- Бывают ли похожие случаи среди людей?

                                  (Да, когда работают недружно)

- Докажите!        (сценка  «Обруч и три игрока»)

- Найдите главную часть в басне.

                                  (Когда в товарищах …)

- Как можно назвать эти слова?

                                         (мораль)

– Чему же учит эта басня?

- Какая пословица подходит к басне по смыслу?      (слайд 11)

               (Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.)

- Как будем читать басню?    С каким настроением?

                            (чтение с учителем хором по слайдам)  

  Проверьте друг друга в парах, дайте советы, поставьте оценки.

                   (Упражнение в выразительности чтения в парах.)

      (можно почитать хором вместе с записью Ильинского) (слайд 12)

                                    Раз-два! Работать пора!

                 (2-3 обучающихся читают выразительно, оцениваются)

5.Обобщение и закрепление.

- А теперь отгадаем кроссворд.  Но чтобы отгадать все слова, нужно знать   содержание многих басен И.А.Крылова.                     (слайды 13- 21)

1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”?
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”?
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”.
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”?

6. Оценивание.

- Как вы думаете, какую оценку вы заработали?

7. Домашнее задание.            (слайд  22)

1 задание:  выразительно читать  басню,  стр.189;

2 задание:  выучить наизусть басню, стр. 189;

3 задание:  придумайте свою басню про свой класс в прозе или стихах.

8. Итог урока.

- Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

(Крылов учил людей узнавать себя самих,

помогая обнаружить недостатки,

и подсказывал, как можно от них избавиться.)

                                                                  (слайд  23)

«Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретится своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова».          

                                 М.Исаковский

         

       

                                        П А М Я Т К А

                            Как  работать  над  басней.

1.Читаю внимательно басню.

              Мысленно стараюсь представить события басни.

2.Определяю героев.

3.Анализирую их поступки.

   Какие людские недостатки и пороки высмеиваются в басни?

4.На что автор хотел обратить мое внимание.

5.Определяю, где в басне мораль.

6.Читаю басню выразительно.

        

Индивидуальная работа с одарёнными.

Вопросы к «теоретикам»:

Как мы назовем писателя, создающего басни?

(Б а с н о п и с е ц.)

Как мы назовем нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни?

 (М о р а л ь.)

Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ

нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл?

(Б а с н я.)

Как называется прием, когда изображаются животные и растения,

которые думают, чувствуют?

(О л и ц е т в о р е н и е.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.И.А.Крылов "Лебедь,Щука и Рак". Л.Н.Толстой "Страшный зверь"

Данный  урок  литературного чтения во 2 классе (автор Ефросинина Л.А.  УМК"Начальная школа 21 века") знакомит обучающихся со спецификой басни как жанра....

Литературное чтение И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Конспект урока с презентацией по литературному чтению, во время ознакомления с басней И.А.Крылова "Лебедь,Рак и Щука"....

Конспект урока по литературному чтению " И.А. Крылов Лебедь, щука и рак"

Конспект  Урока литературного чтения Учитель: КорневаЕ.Н.Класс:1гТема учебного занятия: И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука»Продолжительность учебного занятия:45 мин.Цель урока: позна...

Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Урок литературного чтения на тему И.А. Крылов "Лебедь,рак и щука". Главная задача урока ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить опре...

Урок литературного чтения "И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

На уроке литературного чтения обучающиеся знакомятся с басней И.А.Крылова "Лебедь, Щука и Рак", учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, ...