Открытый урок по литературному чтению. И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Медведева Валентина Васильевна

Представлена работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Представлена работа в парах.23.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТемаИ.А. Крылов «Лебедь, щука и рак»

Цели:

Образовательные: 

- Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова, вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.        

 - Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие: 

- Развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы;

- развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса;

- развивать навыки выборочного, выразительного чтения.

Воспитательные: 

- Воспитывать любовь к чтению, пробуждать  добрые чувства; 

- Способствовать формированию понятия «действовать дружно», содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Предметные: познакомиться с басней «Лебедь, щука и рак», Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебнике,  толковом словаре, словаре устойчивых выражений русского языка.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, принимать участие в групповой работе, работе  парами.

Личностные: Осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; принимать образ « хорошего ученика»

Средства обучения: презентация, карточки, словари.

                                                            ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

Какой раздел учебника мы изучаем? (слайд1)

С каким жанром художественного произведения мы познакомились?

Что такое басня?

Из каких частей состоит басня?

Когда появились первые баснописцы?

С какими баснями мы уже знакомы?

3. Мотивация к учебной деятельности.

А сейчас послушайте стих.  Какой автор будет гостем нашего урока? (слайд2)

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. 

(П.А.Вяземский)

 Обратите внимание на выставку книг она вам поможет.

  Давайте хором прочитаем заголовок к этой выставке.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

                                                  И.А.Крылов

- Сегодня на уроке мы познакомимся с  басней И. Крылова. Прочитайте,  что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак) (слайд3)

- Кто сформулирует тему нашего урока. (Сегодня познакомимся с басней «Лебедь, Рак и Щука».)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Учиться выразительно читать басню, знакомиться с новыми героями-животными в этой басне, будем учиться находить мораль в басне, думать, чему она учит…)

- Давайте проверим наше предположение, стр. учебника.

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить какой же житейской мудрости научить нас басня Крылова?

3. Работа по теме.

Биография Крылова

Мы представляем Крылова старым, серьезным. А ведь и он, проживший долгую жизнь (75 лет), (умер в 1844 году  21 ноября.)был когда-то мальчиком. Родился Ваня Крылов 2 февраля 1769 года в семье небогатого армейского офицера. И жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.
       Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. В наследство от отца Ване остался маленький сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в Древней Греции.) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Особенно ему нравилась басня про ворона, нашедшего кусок мяса, и лисицу, которой очень хотелось полакомиться мясом, и она стала расхваливать ворона.
       Семья и при отце жила бедно, а после его смерти еле сводила концы с концами. Поэтому мальчик стал рано работать, а в 12 лет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии.

Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.

В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, на площади у его памятника играет детвора, с большим вниманием рассматривает сидящего в кресле задумавшегося баснописца, искусно изображенного среди героев своих басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.(слайд 4)

Он показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.
       С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут – их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические, сильные и правдивые слова не стареют – они становятся достоянием всего народа

– Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».(слайд5)

– Что делают животные? Как вы думаете, получится ли у них сдвинуть воз или нет?

– А вот что рассказал об этом И.А. Крылов сейчас мы узнаем.

- Сейчас мы послушаем как артист театра и кино  Игорь Ильинский читает данное произведение.Фильм

– Понравилась ли вам басня?

- Эта басня была написана более 200 лет назад, как вы думаете, почему автор нашего учебника решил познакомить вас с этим произведением.  (Эта басня учит людей договариваться между собой, а такие люди есть и сейчас, поэтому она актуальна и в наши дни)

- Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

Словарная работа. (слайд6)

- Как вы понимаете, значение этих слов, где мы можем уточнить значения слов?

- Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

Анализ произведения

– Как вы думаете, случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?

(Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями)

-Как пытались тянуть воз каждый из героев, найдите эти строки изачитайте.

Работа в паре (слайд7)

  • «Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый
  • «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад
  • «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает
  •                               Физминутка

– Почему же «воз и ныне там»?

- Что главного они не сделали? (Не договорились, как будут действовать)

– Найдите главную часть басни – мораль. (чтение)

-Какой можно сделать для себя вывод (надо уметь договариваться)

Почему же «воз и ныне там»? устойчивое выражение

- Что главного они не сделали:

  • не спели вместе
  • не договорились, как будут действовать
  • не пригласили на помощь кого-то более сильного.

Работа с пословицами\ (слайд8)

1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (О труде)

2. Много захочешь - последнее потеряешь. (О  жадности)

3. Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. (О дружбе)

3.Подведение итогов

- Скажите, почему мы с таким интересом послушали, прочитали и посмотрели эту басню, ведь она была написана еще в начале 19 века, а сегодня у нас уже 21 век, более 2 веков назад.

-Да потому, что недостатки людей, их пороки остаются прежними. А вы всегда умеете договариваться?

-А у нас сегодня получилось сдвинуть наш «ВОЗ» на уроке. Мы сегодня не просто научились читать басню, но и учились вместе работать.

Какой же житейской мудрости учит нас эта басня? Уметь договариваться

Какие же пороки любил пощипать Крылов?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ЛИЦЕЙ №22 Г. ОРЛА

КОНСПЕКТ УРОКА

литературного чтения

по теме: «И. А.крылов «Лебедь, щука и рак»

3 класс

Провел учитель первой

квалификационной категории

Гаврилова Елена Валерьевна

г. Орел, 2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, рак и щука " (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, рак и щука " (2 класс)...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...