Обучение произношению по орфоэпическим нормам. Ударение.
статья по чтению на тему

Кружкова Татьяна Николаевна

В статье дана информация, как улучшить качество чтения у детей начальной школы. Как помочь детям уяснить смыслоразличительную роль ударения в слове, развить скорость чтения и развить навык выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение произношению по орфоэпическим нормам. Ударение

Проверяя у учащихся начальной школы навык чтения, касаешься не только темы осмысленного продуктивного чтения. Проверяя навык чтения обращаешь внимание на  скорость чтения и ошибки, которые совершают дети при чтении. Каждый раз я задавала себе вопрос. Как улучшить качество чтения? Прочитав много соответствующей литературы, я остановилась на книге Т.А.Аристовой  К.П.Н. «Учиться успешно». Оказывается скорость чтения зависит от орфоэпического стиля. Наиболее удобным для развития скорости, а также для понимания и сопереживания героям во время чтения является чтение нейтральным стилем. Темп чтения появляется за счёт сокращения пауз между СГ и звук вне слияния и модификации неударных гласных. В дальнейшем скорость чтения будет зависеть от темперамента ученика. Наибольшая скорость, при которой улавливается смысл и закладывается эмоции чтеца во время чтения, от 100 до 150 слов в минуту. Свыше этой скорости дети, улавливая смысл прочитанных слов, не могут уловить эмоции, заложенные автором. Они могут рассказать о том, что прочитали, но не могут дать эмоциональную оценку героям, так как при повышенной скорости эмоциональное сопереживание исключается. Нейтральный стиль характеризуется долготой ударного гласного и модификацией (заменой) неударных гласных. Эффективным приёмом при обучении модификации неударных гласных является наблюдение за произносимым словом. Произнося слово, в котором больше одной ученик учится переставлять ударение за счёт увеличения долготы одного и сокращения долготы другого гласного. Учащийся на практическом уровне убеждается, что слово «портится». Появляется другой смысл или звучание слова становится бессмысленным.

Это необходимо, чтобы путём сопоставления учащийся убедился, что в слове может быть несколько звучаний. Гласных может быть сколько угодно, но только в одном заключен смысл, в других он может исказиться или совсем исчезнуть. Сравнивая звучание всех позиций, дети приходят к пониманию, что ударный гласный в словах является смыслоразличителем. Произнося слова и меняя место их ударения, дети приучаются вслушиваться в звучание произносимого им слова и определять ударный гласный по его долготе.

Результаты не заставили долго ждать, орфоэпия, действительно, помогает ученикам уяснить смыслоразличительную роль ударения в слове, развивает скорость чтения и даёт первоначальные навыки выразительного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»

Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....

«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»

Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....

Орфоэпические нормы русского языка

Орфоэпические нормы русского языка...

Нормы ударения

Автор :Ранько Елена Сергеевна , тренажер по русскому языку...

Овладение орфоэпическими нормами – путь к культуре речи

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной школы проблема отсутствия у детей достаточного уровня овладения орфоэпическими нормами на этапе начального образования. Раскрываются прич...

орфоэпические нормы

Справочный материал...