Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Решетова Ярославна Валерьевна

Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_reshetova_yav.docx20.39 КБ
Файл prezentatsiya_master-klass_2.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: Творческие задания на уроках литературного чтения  как средство формирования УУД.

Учитель начальных  классов: Решетова Ярославна Валерьевна

Цель: показать на практике эффективное использование творческих заданий для формирования комплекса УУД.

Ход проведения мастер-класса

Мотивация. (слайд№1)

- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс  начну с притчи. (все слушатели делятся на три группы)

Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошёл бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.

Хотя кролик и получал пятёрки по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозга и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятёрки по бегу, он получает тройку, а по вертикальному лазанью, конечно, всегда единицу.

Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.

В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал всё наполовину. Но учредители были довольны, потому что каждый изучал все предметы, и это называлось «широким общим образованием».

- Грустная притча, но доля правды в ней есть. Сегодня к детям в нашем образовании тоже предъявляются большие требования и не всегда в том стремительном беге можно увидеть какие-то способности, задатки ребенка. Как же поступать, чтобы вовремя заметить талантливость ребенка в какой-то деятельности, при этом может не совсем успешного в обучении?

( предлагают свои варианты ответов)

- Одним из решений данной проблемы может стать творческий подход педагога. Любое  задание по каждому  учебному предмету можно сделать творческим. И все педагоги владеют таким умением превратить простое скучное задание в интересное ( этой  способностью по моему мнению и отличаются учителя от других людей).

Целеполагание. (слайд№2)

- Цель моего мастер класса показать,  как я использую творческие задания на уроках,  формируя при этом комплекс  универсальных учебных действий.

Основная часть. (слайд№3)

-Задания, которые хочу представить вашему вниманию взяты из урока литературного чтения во втором классе. Тема урока  была «Гений, воспевший осень» и посвящалась она Александру Сергеевичу Пушкину  (кстати вспомнив притчу про зверей, А.С. был не самым успешным учеником, математика ему не давалась также как белке плавание).

- Так вот перед тем как детям предстояло познакомиться с лирическими произведениями А.С. мы разбирались: «Кто такой гений?»  «Что и кто  повлиял на жизнь маленького Саши Пушкина, что он стал гениальным поэтом?»  «Почему А.С. называют гением?» « Действительно ли сложно писать стихи?» и детям предлагалось попробовать себя в стихосложении, т. е. подобрать рифму.

Первое творческое задание «Подбери рифму» (Слайд№4)

- Предлагаю провести небольшую зарядку для ума с вами.  Но для вас задание немного усложняется: вы вставляете 2-3 слова, чтобы строчки рифмовались. Дети работали в парах и вам тоже предлагается парная форма работы.

Предложить выступить 3-4 педагогам.

- Ваши опыты в стихосложении можно сложить в книжку-малышку. Придумайте подходящее название и подпишите.

Второе творческое задание «Лучший чтец» (слайд №5-9)

- Узнав некоторые сведения из жизни А. С. Пушкина и убедившись что стихи писать не так то просто мы подошли к знакомству с творчеством А.С. Изучая стихотворения А.С. Пушкина об осени мы конечно начали со стихотворения «Унылая пора». Во время чтения этого стихотворения мы столкнулись с проблемой, что очень многие, почти все слова детям непонятны. О чем это говорит?

( предлагают свои варианты ответов)

- Конечно, у современных детей ( а еще нужно учитывать возраст второклассников) лексический словарь очень беден. Но для этого и нужно изучать великих наших классиков, чтобы его обогащать. А значение незнакомых слов можно узнавать в справочном бюро, в словарях и другими методами. Главное что такие произведения мотивируют детей к этим действиям.

- Но я думаю что вам уважаемые коллеги это стихотворение знакомо с школьной поры, все слова понятны. Предлагаю вам проявить свои способности и устроить небольшие Пушкинские чтения, т. е. выразительно прочитать это стихотворение.

Желающие от каждой группы выразительно читают под музыку стихотворение Пушкина А.С. «Унылая пора».

- Это произведение позволило на уроке  познакомить детей с литературным приемом «олицетворение» и увидеть как Пушкин любил осень и умел разглядеть красивое в обычном.

Третье творческое задание «Об одном и том же по-разному»

- Чтобы привить любовь детей к чтению поэзии, показать им всю красоту, емкость, все грани русского слова нужно их научить разбирать, анализировать стихотворения. Разобрав стихотворение на части, а потом собрав его как пазл,  дети смогут увидеть, понять, полюбить его как целое, единое произведение.

- Но поскольку я урок проводила во 2 классе для них мотивация анализа стихотворения была немного иная. После того, как мы выяснили, что наша русская осень им нравятся, что много в ней прекрасного неповторимого и отказаться от нее невозможно, мы решили поделиться рассказом об осени с детьми страны, где нет такого живописного сезона. Дети работали в группах, предлагаю и вам поработать в группе. Задание,  которое вам предстоит сейчас выполнить называется «Об одном и том же по разному»

(слайд№10)

Работают в группах составляя сообщение об осени, потом каждая группа презентует свою работу.(слайд№11)

Итог работы:

- Выполнив некоторые из творческих задании (побывав на месте детей), которые выполняли дети на уроке предлагаю вам ответить на вопросы.(слайд№12)

- Давайте на УУД остановимся и разберем подробнее. (Слайд№13) Сейчас вам нужно условно разделиться на четыре группы (так как УУД 4 блока). Вспомнить задания и выбрать подчеркнуть какое именно универсальное действие формируется в какой деятельности. свой ответ аргументируйте.

Выслушать по 1 выступающему из каждого блока.

- Спасибо вам большое за сотрудничество уважаемые коллеги. Последнее задание как бы доказало что, заявленная тема мастер-класса подтвердилась(включая детей в творческую деятельность действительно формируются УУД). Я предлагаю в помощь вашей творческой деятельности буклеты.

Раздать буклеты.

Рефлексия. (Слайд№14)

- На этот семинар  вы пришли с целью приобрести какие то знания, но человек вооруженный только знаниями это робот, так как для нас важны не только и не столько знания, а чувства, эмоции. Я надеюсь,  данный мастер- класс позволил вам пополнить вашу сердечную копилку или копилку ума, а может то и другое вместе.

Заполняют копилки.

Спасибо за внимание! (Слайд№15)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа зверей

Слайд 2

Мастер-класс « Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД» Учитель начальных классов Решетова Я.В.

Слайд 3

Тема урока: Гений, воспевший осень

Слайд 4

Толковый словарь РИФМА – созвучие стихотворных форм. Например: дочка- бочка

Слайд 10

Задания для групп 1 группа: собрать строки стихотворения Пушкина 2 группа: подобрать к строкам подходящую фотографию 3 группа: подобрать научное описание данных явлений.

Слайд 11

А. С. Пушкин … Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Слайд 12

Подведем итоги Было ли детям интересно? Почему? Доступно ли был преподнесен материал? В чем это проявлялось? Какие способности ребенка могут проявиться на таком уроке? Какие УУД формировались у детей?

Слайд 13

Универсальные учебные действия Коммуникативные Регулятивные Личностные Познавательные

Слайд 14

Копилка знаний чувств

Слайд 15

Всем спасибо Спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Приём « Кубик  Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....

Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:– умение выходить за пределы собстве...