И. Суриков «Зима»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кравчук Виктория Александровна

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

 Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворе­нии; находить рифмующиеся слова.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_28.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 28

Тема: И. Суриков «Зима». 

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»; обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

 Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

1. Речевая разминка.

Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И. Котляр

-  Прочитайте жужжащим способом.

-  Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

-  Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем -сов-? (Совет.)

-  Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно).

-  Сейчас прочитайте выразительно.

2. Проверка домашнего задания

 Зима…Как долго ждали мы ее прихода. Вспомните, когда выпал первый снег?

Первый снег выпал в октябре, но он быстро растаял.

-  А что такое снег? (Ответы учащихся). Снег - это замерзшая вода.

- Когда на улице тепло, с неба падает дождь, а когда холодно- снег.

- Молодцы! Вы такие наблюдательные. Дождь и снег, дождь и снег… Можно ли сказать, что зима в этом году наступила внезапно (неожиданно)?

 - Да, можно. Вечером шел дождь, а утром везде снег?  Снег на улице, на крыше, на машине.

- Вечером шел дождь. Было тепло… А утром мы проснулись и увидели белый снег пушистый… Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Учебники закрыты, учитель читает стихотворение наизусть).

-  Красивое стихотворение? Да, очень красивое стихотворение.

- Мне тоже понравилось.

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

—  -  Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Сурикова.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни взглянешь,

Все кругом светло,

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы,

Дремлет лес:

Ни звука, —

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит,

Да взмахнет порою

Птичка под кустом,

Да, жужжа, повьется

Пчелка над цветком,

Да золотокрылый

Жук лишь прошуршит, —

И опять все тихо,

Все кругом молчит.

Хорошо!.. И если б

Пруд не призывал,

Долго бы весною

В поле простоял.

-  Понравилось стихотворение?

-  Стало вам тепло? Мне хотелось показать вам, как Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.

Сформулируйте цели урока:

познакомиться …                        учиться читать……                учиться отвечать на вопросы…

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

1. Вхождение в текст стихотворения

1) Найдите в тексте понравившиеся строки. Прочитайте. Почему Вами выбраны именно эти строки?

- Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

- Я люблю, когда падает снег.

- Снеговые горы

Строят ребятишки.

- Я люблю кататься на санках и лыжах.

- Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Зимой я люблю играть на горке. Папа каждый год делает мне горку. Я тоже помогаю.

2) Найдите иллюстрацию на с. 76. К каким строкам стихотворения она подходит? Прочитайте.

- Божьи дни коротки

Солнце светит мало,…

- Труженик- крестьянин

Вытащил санишки,

- Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

3) Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению, если бы вам предложили иллюстрацию этого стихотворения? Вместе разбираем и устно рисуем картины. (Слушание ответов детей).

2.Словарная работа.

пеленою

принакрылся

непробудно

божьи

труженик- крестьянин

стужа

Физкультминутка.

3. Чтение стихотворения «Зима»

—  Вот мы и вернулись обратно в зиму. Откройте с. 76 учебника. Прочитайте название стихотворения. («Зима».)

—  Кто его написал? (Иван Захарович Суриков.)

—  О чем может рассказать нам автор в этом стихотворении? (Предположения детей.)

—  Ознакомимся с ним. (Учитель читает, а учащиеся следят по учебникам.)

—  Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? (Чувство покоя, радости, что наступила зима...)

—  Какие слова помогают понять, что наступила зима? (Белый снег, пушистый / В воздухе кружится... И под утро снегом/ Поле забелело... Вот пришли морозцы — / И зима настала.)

—  Как понимаете слово «пеленою»? В каком значении оно здесь употреблено?

Пелена — сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон (первоначально - кусок ткани, то, во что пеленают).

—  Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? Кто? (Да, наступления зимы ждали природа, люди.)

(Дети зачитывают отрывки, подтверждая свой ответ.)

—  Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму. (Уж давно крестьянин / Ждал зимы и стужи, / И избу соломой/Он укрыл снаружи.)

—  Почему поэт называет сани - санишки? (Наверное, потому, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие.)

—  Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.

  1. Первичное закрепление нового знания.

1. Выразительное чтение стихотворения.

-Как вы считаете: автор просто описывает картину или любуется ею?

-Какое настроение автора почувствовали?

-Какую интонацию выберете для чтения?

-Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударение в I части (по рядам).

-Отметим паузы: II-точка, многоточие; I-запятая, точка с запятой.

-Со II частью работаем самостоятельно с опорой на правила выразительного чтения.

  • Жужжание - чтение.
  • Чтение про себя.
  • Чтение по цепочке вслух.
  • Конкурс чтецов.

2. Сравнение в стихотворении

—  С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение? (Ответы детей.) 

Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

—  Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Сегодня на уроке мы любовались, чем? Да, замечательными стихами, прекрасными картинами, необыкновенной музыкой. От этого чуть добрее, счастливее стали все мы. Счастье и красота всегда рядом с нами, стоит только быть наблюдательнее, внимательнее.

«Собирайте счастье по крупицам,

Ведь оно рассыпано во всем:

В синем блеске звезд,

В полете птицы

И в волне, дрожащей под веслом.»

- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».