Реализация ФГОС НОО на уроках литературного чтения
консультация по чтению по теме

Храмцова Елена Анатольевна

 
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. 

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_o_normah_chteniya.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС о нормах чтения

Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Техника чтения

Что  понимают под техникой чтения?
Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

   1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

 2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения 

предполагает понимание читающим:

           - значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

      - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

       - содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

       - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Правильность чтения

 выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: 
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста. 
Выразительность чтения

 проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Характеристика чтения:
Скорость (темп) чтения 

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
Ориентировочные показатели по скорости  чтения в начальных классах
1 класс 
1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту 
2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.
2 класс
1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту. 
2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.
3 класс 
1 полугодие: 60-70 сл./мин. 
2 полугодие: 70 80 сл./мин. 
В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. 
Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
4 класс
1 полугодие: 80-90 сл./мин 
2 полугодие: 100-120 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.

Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

Считается, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА

Прочитай сказку.

Про чудака лягушонка

Каждый хочет быть больше. Вот козлик – он хочет быть бараном. Баран хочет быть быком. Бык – слоном.

 А маленький лягушонок тоже хотел стать больше. Но как, как это сделать? Потянуть себя за лапку? – не получается. За ушко – тоже. А хвостика нет...

 И тогда он вышел в большое поле, сел на маленький бугорок и стал ждать, когда будет заходить солнце.

 А когда солнце покатилось к закату, от лягушонка начала расти тень. Вначале она была, как козлик; потом – как баран; потом – как бык; а потом – как большой-большой слон.

 Тут лягушонок обрадовался и закричал:

 – А я большой слон!

 Только большой слон очень обиделся.

 – И никакой ты не слон, – сказал он лягушонку. – Это твоя тень – большой слон. А ты, ты просто так – большой чудак на закате дня.

(По Г. М. Цыферову)

После прочтения сказки «Про чудака лягушонка» ответь на вопросы.

Для этого ты можешь перечитывать сказку.

1. О ком рассказывается в этой сказке? Отметь ответ .

        ▢ о козлике и баране

        ▢ о большом слоне

        ▢ о чудаке-лягушонке

        ▢ о большой лягушке

2. О чём мечтал маленький лягушонок?

        ▢ стать красивее

        ▢ стать больше

        ▢ научиться летать

        ▢ отправиться в путешествие

3. Что сделал лягушонок в большом поле?

        ▢ искупался в пруду

        ▢ запел песни

        ▢ начал прыгать по траве

        ▢ сел на бугорок и стал ждать захода солнца

4. Впиши нужное слово.

Потянуть себя за ________________? – не получается.

5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.

                      Большой слон очень обиделся.

                      От лягушонка начала расти тень.

               1    Лягушонок захотел стать больше.

                      Лягушонок назвал себя слоном.

6. Допиши предложение.

А когда солнце покатилось к закату, _____________________________________________________.

7. Отметь ответ.

Слон обиделся на лягушонка, потому что:

▢ лягушонок дразнил слона

▢ лягушонок назвал себя слоном

▢ лягушонок не пришёл к слону в гости

▢ слон обижался на всех без разбора

8. Как ты думаешь, почему слон назвал лягушонка чудаком?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как ты думаешь, лягушонок обрадовался, когда увидел большую тень?

▢ Да

▢ Нет

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Маленький лягушонок пытался разными способами стать больше. Что в тексте помогло тебе это понять? Приведи два примера.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН РАБОТЫ

№ задания

Контролируемые умения

Уровень сложности задания

Тип задания

Примерное время выполнения

Основная часть работы – обязательные задания

Чтение текста про себя

10 мин

№ 1

Общее понимание содержания текста

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 2

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 3

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 4

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с кратким ответом

3 мин

№ 5

Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке

базовый

с самостоятельным вписыванием цифр

4 мин

№ 6

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с кратким ответом

3 мин

№ 7

Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 8

Умение интерпретировать содержание прочитанного

базовый

с развернутым ответом

3 мин

Дополнительная часть работы

№ 9

Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста

повышенный

с развернутым ответом

4 мин

№ 10

Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод

повышенный

с развернутым ответом

4 мин

Практикующие учителя   о нормах чтения в начальной школе:
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтение, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени. 
1 класс 
2 четверть: меньше 10 слов - " 1 уровень", 10-15 слов - "2 уровень", 16-19 слов "3 уровень", 20 и больше слов - "4 уровень". 
3 четверть: меньше 20 слов "1 уровень ", 20-25 слов "2 уровень ", 26-34 слов "3 уровень ", 35 и больше  слов "4 уровень ". 
4 четверть: меньше 25 слов "1 уровень ", 25-30 слов "2 уровень ", 31-39 слов "3 уровень ", 40 и больше  слов "4 уровень ". 

2 класс 
1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 44 слов "4", 45 и больше  слов "5". 
2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 54 слов "4", 55 и  больше  слов - "5". 
3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-64 слов "4",  65 и больше слов "5". 
4 четверть:меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-69 слов "4", 70 и больше  слов "5". 

3 класс 
1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 65 слов "4", 66 и больше  слов "5". 
2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 74 слов "4", больше 75 слов - "5". 
3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5". 
4 четверть: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5". 

4 класс 
1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -89 слов "4",  90 и больше  слов "5". 
2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -99 слов "4", 100 и больше  слов - "5". 
3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-109 слов "4", 110 и больше  слов "5". 
4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-119 слов "4", 120 и больше слов "5". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                            Если мне порою тяжело,...

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...