Главные вкладки

    Статья (1 класс) на тему:
    Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

    Стафеева Оксана Юрьевна

    Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл проектная деятельность18.82 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО».

    Изменения в Российском образовании  требуют от учителя нового подхода к процессу обучения. Новые стандарты второго поколения предполагают, что не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

    Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала.

    Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личности значимых качеств, в процессе выполнения учебного проекта.

    Проектная деятельность позволяет выйти за рамки школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

    Для детей с пониженной мотивацией к обучению проектная деятельность особенно актуальна. У многих детей в классе есть огромное желание работать индивидуально, когда ребёнок не взаимодействует с одноклассниками. Многие родителя отстраняются от школьной жизни своих детей, поэтому была необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной предметной деятельности каждого ребёнка. Участие в проектной деятельности по выбранной теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.

    Я работаю по УМК «Планета Знаний». В комплекте учебников «Планета Знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, для реальной самостоятельной деятельности учащихся. Содержание и структура УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового государственного стандарта начального образования.

    В учебниках нашего УМК на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов.

    Учебники предлагают детям для выбора различные проекты: создание игр на учебном материале, социально-значимых проектов (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и др.), частично исследовательские проекты. Тематика проектных заданий связана с материалами разных учебных предметов, жизненными ситуациями. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу и в плане содержательном, и в плане организационном.

    Мои ученики также выполняли проект по чтению на тему «Наша речь». Им предлагалось принять участие  в театре мимики и жеста, написать другу рисуночное письмо или сделать буквы из различных материалов. Они изготовили буквы из пластилина, картона, ниток, камней. Это был наш самый первый и поэтому значимый для детей проект. Они с удовольствием рассказали каждый о своей букве и выступили перед одноклассникам.

    Также мы работали над проектом  для 1 класса по литературному чтению на тему «Алфавит» предполагает создание «фруктовой азбуки» (поиск и запись слов на определенную букву алфавита из названий фруктов) или придумывание своего проекта на данную тему, создание азбуки на пальцах.

    По окружающему миру мои ученики выполняли проекты на темы «Школа», «Одежда» и «Растения».

    После изучения раздела «Школа» по программе ученикам были предложены следующие виды: выставка рисунков, оформление стенда или фотоальбома о школе, создание макета школы или разыгрывание сценок из школьной жизни. Так как мои ученики творческие личности, то они с удовольствием разыграли несколько сценок. Также участие в проектной деятельности по теме «Наша школа» позволило организовать совместную деятельность учащихся и родителей при изготовлении макетов школ и использовать разнообразные материалы (картон, коробки и даже деревянные дощечки).

    По окружающему миру учащиеся 1 класса выполняли проекты на тему «Одежда». В результате одна группа учащихся нарисовала  возможные варианты одежды для кукол, а учащиеся другой группы использовали старые журналы и вырезали возможные варианты одежды. А одна из учениц даже сделала проект в виде каталога одежды.

    Также учащиеся моего класса приняли активное участие в проекте на тему «Растения» и подготовили рисунки с изображением редких видов растений и альбомы на тему «Что дают растения человеку». А самый лучший альбом был представлен моей ученицей Галкиной Екатериной на школьной научной конференции.

    Заключение.

    Подводя итоги моего выступления, можно сделать вывод, что разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Также в процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка.

    Раскрывается творческий потенциал каждого учащегося, каждый ученик публично демонстрирует достигнутый результат, дети могут выступать в различных ролях. Развивается кругозор детей, активизируется мыслительная деятельность.

    Процесс и результат проекта приносит детям удовлетворение, радость, переживания успеха, происходит осознание собственных умений.

    К важным факторам проектной деятельности можно отнести:

    -рост познавательной, творческой активности учащихся;

    -раскрытие их творческого потенциала;

    -формирование самостоятельности и ответственности;

    -повышение мотивации к обучению;

    -активное вовлечение родителей;

    -расширение кругозора учащихся;

    -создание условий для отношений сотрудничества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"

    Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...

    Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

    Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....

    Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

    Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

    проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

    Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...

    Урок окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

    Материалы были подобраны мною к подготовке пед.совета. Очень полезный материал. Рекомендую....

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

    Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...