Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС
проект на тему

Бобкова Ольга Алексеевна

Предварительный просмотр:

Проект

"Технология развития критического мышления

на уроках литературного чтения в начальных классах

 в  условиях реализации ФГОС"

           

Содержание

1.  Актуальность проекта. Анализ ситуации...................................................................... с. 2

2. Цель и задачи проекта...................................................................................................... с.4

3. Основные направления реализации проекта..................................................................с.5

  • Понятие “критическое мышление” и его характеристики.
  • Основные стадии технологии.
  • Стадии и методические приемы технологии развития критического мышления.

4.Механизм реализации проекта........................................................................................с.15

  • Приемы технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

5.Планируемые результаты................................................................................................

  • Достоинства технологии развития критического мышления
  • Технология критического мышления дает ученику
  • Технология критического мышления дает учителю
  • Среди ведущих методов можно назвать метод проектов.

6. Список литературы............................................................................................................

7. Приложение.......................................................................................................................

Актуальность проекта.

                                                  " Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда  ребёнок сам "собирает" понятия о предмете".

                                            Л. Выгодский

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовно, учит размышлять над жизненными ситуациями, над взаимоотношениями, соотносить характеры и поступки героев произведений со своими поступками.

Уметь активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми помогает технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. 

 Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.      

Анализ ситуации.

В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ), которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. КМ помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире, противостоять угрозе, исходящей из слепой веры в авторитеты, не быть пассивным ретранслятором стереотипов и объектом манипуляции со стороны СМИ, общественных групп, политических партий. Таким образом, критичность выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.
       В документе ЮНЕСКО «Образование в целях обновления и развитие в целях демократии» подчеркивается, что одним из приоритетных направлений образовательного процесса является развитие критического мышления детей и взрослых. Идея культивирования КМ как гуманистической ценности огромной социальной, личностной и профессиональной  значимости  нашла отражение в образовательных программах многих стран мира. Такое понимание роли КМ, с одной стороны, говорит об 
актуальности и перспективности данной проблемы, с другой - о необходимости целенаправленного его формирования и совершенствования на всех этапах обучения. 
      В проекте ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ сказано, что стандарт «ориентирован на становление личностных  характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). "Это – гражданин: … креативный и 
критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества". Следовательно, развитие критического мышления учащихся начальных классов  не только необходимо, но и обязательно в современной школе.


       Актуальность изучения данной проблемы обостряет существующий дефицит исследований деятельности учителя литературы по развитию критического мышления учащихся, хотя очевидно, что именно гуманитарные дисциплины обладают огромными развивающими и воспитательными возможностями в соответствии с современными тенденциями образования.

В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ), которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения.

КМ помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире, противостоять угрозе, исходящей из слепой веры в авторитеты, не быть пассивным ретранслятором стереотипов и объектом манипуляции со стороны СМИ, общественных групп, политических партий. Таким образом, критичность выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.

Вместе с тем исследование реальной образовательной ситуации убеждает в том, что развитие КМ не является целью учебно-воспитательного процесса, а в отечественной педагогической и психологической литературе данная проблема рассматривается эпизодически и фрагментарно.

Проводя анализ имеющейся литературы и делая первые шаги в применении критического мышления в учебном процессе, приходишь к выводу, что КМ является необходимым инструментом активизации познавательной деятельности учащихся, потенциал которого не исчерпан.  
       Исследование имеет прикладное значение, связанное с разработкой методики развития КМ на уроках литературы и апробированием рекомендаций предлагаемой методики. Данное исследование имеет социально-экономическое значение, т.к. его результаты позволяют решить актуальные задачи формирования и развития широко образованной и культурной личности. Поэтому изучение и использование КМ в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни.

Объектом   исследования   является   проявление    критического   мышления    у   учащихся   младших    классов при изучении литературных произведений.

Предмет исследования – формирование КМ в процессе преподавания литературных произведений в начальных  классах. 


Цель исследования - выявить педагогические и психологические условия, способствующие развитию критического мышления ;  разработать методические рекомендации для учителя  по развитию КМ у учащихся начальных классов.
     Анализ психолого-педагогических  исследований  по  данной  проблеме  дали основание выдвинуть следующую 
гипотезу:  развитие критического мышления младших школьников будет эффективным, если: 
- у учителей сформировано ценностно-смысловое отношение к развитию КМ учащихся; 
- в образовательный процесс на уроках литературного чтения внедрена разработанная модель профессиональной деятельности учителя по развитию КМ младших школьников, включающая целевой, содержательный, технологический, контрольно-оценочный компоненты;
- создан благоприятный психологический климат на уроках; 
проводится учет возрастных, личностных, индивидуальных особенностей.

 

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования


1. Определить и систематизировать теоретические положения об особенностях деятельности учителя  по развитию КМ мышления младших школьников. 
2. Расширить педагогическое представление о возможностях развития КМ учащихся в процессе преподавания литературного чтения: выявить и теоретически осмыслить новые экспериментальные данные о состоянии и динамике развития КМ младших школьников. 
3. Предложить методические рекомендации по развитию КМ учащихся на уроках литературного чтения.

Основные направления реализации проекта.

Понятие “критическое мышление” и его характеристики.

Термин   “критическое    мышление” известен ещё из работ известных психологов  Ж. Плаже, Л.С. Выгодского, до сих пор, во многом благодаря бытовым представлениям, существует мнение о критическом мышлении, как о чём – то негативном, как о желании всё отрицать, опровергать, противоречить. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI  века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Но все-таки что такое критическое мышление? Для того чтобы определить своеобразие критического мышления, нужно разобраться с тем, что такое “мышление” как таковое. В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, запоминание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.

Дать определение термина критическое мышление непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает.

        В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя.

       Запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. “У компьютера память гораздо лучше, чем у любого из нас, однако мы понимаем, что его способность запоминать ещё не является мышлением”.

       Понимание – это тоже сложная мыслительная операция, в ходе которой в голове человека происходит сложный интеллектуальный процесс, но критическим мыслителем такого человека тоже назвать нельзя.

       Запоминание фактов и понимание идей являются предварительным условием для критического мышления. Такое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи, проверяются, оцениваются, развиваются и применяются.

        Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина “критическое мышление”. Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное “Я”, быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.

Так о чем мы, собственно, говорим, когда произносим: критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы ,чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

        Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

        В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем .  которые надо решить.

        В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

        В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Таким образом критическое мышление - это:

*Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.

*Отправная точка для развития творческого мышления.

        Авторы данной технологии предлагают своё определение критического мышления: “Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений”.

                                 

Основные стадии технологии.

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

        

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Первая стадия - вызов. 

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

 а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

 б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление.  Здесь другие задачи.  Эта стадия позволяет ученику:         а) получить новую информацию;

б) осмыслить ее;

в) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

б) присвоение нового знания, новой информации учеником;

в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка.

Стадия

(фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

1.  Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик “вспоминает ” что ему известно по изученному вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Составления списка “известной информации”:

  • рассказ -предположения по ключевым словам;
  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и. т. д.

Информация, получения на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах .

2. Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к ”новому”

Ученик читает (слушает ) текст, используя предложенным учителем активный метод чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

  • маркировка с использованием значков “V”, ”+”, ”-”, “?” (по мере чтения их ставят на полях справа);
  • ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах

3. Рефлексия

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям –предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы

Организация устных и письменных столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и. т. д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая практика, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Механизм реализации проекта.

Приемы технологии критического мышления

на уроках литературного чтения в начальных классах.

  1. Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные  могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов.

 2.  Приём «синквейн».  В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять».

В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
       При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
1. Имя существительное, выраженное одним словом. ( Сказка)

2. Описание темы именами прилагательными. ( Волшебная, бытовая)

3. Описание действия.  (Читать, пересказывать, учить)

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. (Сказка – ложь, да в ней намёк)

5. Слово – синоним.                        (Фантазия, выдумка)

  3.  Интересный приём – «чтение с остановками». 

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                     
   Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от В специальной литературе можно встретить термин «медленное чтение», описание которого частично пересекается с описанием данной стратегии. Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме.

4.Прием «Дерево предсказаний».  После первой или второй остановки можно использовать  данный прием.  На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

 После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Например, для рассказа «Синие листья» учитель мог бы предложить такие варианты: «Каков вопрос – таков и ответ», «Друг познается в беде», «Упорство и труд все перетрут», «На обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Это можно сделать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из эссе зачитываются перед классом.

         Все письменные работы, рисунки, накопленные в процессе работы над рассказом, дети могут собирать в портфолио – специальную папку, отражающую развитие учащегося в русле изучения того или иного учебного предмета.


  5. Приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. 

  
6. Прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

7. К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. 

  8. Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

9.Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.   Эта   работа   выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу. 

10. К приему «Создание викторины»  обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

11.«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. 

  12. Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. 
«Грозди» - графический  прием систематизации материала.  Правила его применения очень просты. Выделяем  центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие  термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

13. Приём “тонких” и “толстых” вопросов эффективно использовать для организации взаимоопроса. В начале урока учащимся предлагается задать своему соседу три “тонких” и три “толстых” вопроса по изученной теме.

ТОНКИЕ ? 

ТОЛСТЫЕ? 

Кто... Что... 

Когда...         

Может...         

Будет... 

Могли...         

Как звали...         

Было ли... 

Согласны ли вы...         

Дайте объяснения, почему... 

Почему вы думаете... 

Почему вы считаете... 

В чем разница... 

Предположите,   что   будет, 

если... 

Что если... 

14. Стратегия Инсерт (“условные значки”): Данная стратегия способствует постепенному продвижению учащихся от знания “ старого” к “новому”. По мере чтения или прослушивания текста учащиеся маркируют его специальными знаками

+ - уже знал, знакомо;

- думал иначе, или не согласен;

! - новое;

? - не понял, есть вопросы.

После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “ таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.

15.Приём “П”-“М”-“И”: является одним из способов не только активного восприятия и систематизации, но и оценки информации .: таблица “Плюс-минус-интересно”, либо модификация данной таблицы “Плюс-минус-вопрос”. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

  • позитивный характер (графа “П”);
  • негативный характер (графа “М”);
  • наиболее интересные и спорные факты (графа “И”).

Если графа “И” заменяется графой “?”, то туда записываются факты, которые вызывают вопросы, или требуют дополнительного пояснения учителя

16. Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения. Рассмотрим этот приём при изучении и сравнении басен  Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица» в 3 классе по учебнику Н.А.Чураковой

Линии сравнения

Басня Эзопа

Басня И.А. Крылова

Название

«Ворон и лисица»

«Ворона и   лисица»

Герои басни

 Ворон, лисица.

 Ворона, лисица.

Композиция

Мораль в конце басни.

Мораль в начале басни.

Из чьих уст звучит мораль?

Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…»

Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…»

Можно ли прочитать по ролям?

нет

да

Каким языком написана басня?

Прозаическим.

Поэтическим.

17. Приём , используемый на уроках - «Ромашка Блума»(или «Ромашка вопросов»). Читая произведение В.Берестова «Аист и Соловей», учащимся предлагается поработать в группах. Свои вопросы они записывают на лепестках. Вот пример одной из групп: 
Простые вопросы: Где жил мудрый человек? Какие птицы прилетали к мудрецу? 
Объясняющие вопросы: Почему мудрец научил Соловья петь, а Аиста- нет? 
Уточняющие вопросы: Верно ли, что Соловей был очень воспитанной птицей? Что навело вас на мысль, что Соловья научат петь, а Аиста –нет? 
Оценочные вопросы: Какие чувства возникли, когда к мудрецу прилетел Соловей? Что вы можете сказать о поведении Аиста? 
Практические вопросы: Как бы вы поступили на месте Аиста? 
Творческие вопросы: Что было бы, если бы Аист повёл себя по-другому? Что было бы, если бы в далёкой стране не жил старый мудрый человек? 

18. Прием «Архивариус»

Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ.

        Например, что означает фразеологизм «Бить баклуши», «Держать нос по ветру».

         Являются ли однокоренными слова: Родина, род, родители, однокоренными?        

        Обязательное условие: указание на то, откуда сведения получены. Ценится информация, полученная из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.

Планируемые   результаты.

Достоинства технологии развития критического мышления

      Технология критического мышления предполагает 
равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. 

Технология критического мышления дает ученику:
-повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
-умение ответственно относиться к собственному образованию;
-умение работать в сотрудничестве с другими;
-повышение качества образования учеников;
-желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

         Уроки литературного чтения способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках литературного чтения, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать знания по этому предмету, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. 
        Технология КМ помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика. 
        КМ есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах КМ, каждый ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, т.е. ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. 

           КМ есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому, работая в русле КМ, учитель старается использовать на уроках виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся, создание макета обложки . 
           Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя. 

В процессе применения ТРКМ:

  • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; 
  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

          Таким образом, использование приемов КМ на уроке позволяет эффективно соблюдать временной режим урока и поддерживать нужный темп урока. Использование данных приемов позволяет воспринимать информацию учащимся через различные каналы восприятия, активизируя разные полушария мозга. Это обеспечивает максимальную заинтересованность учащихся с разными физиологическими особенностями.      Рассмотрев наиболее часто используемые приёмы технологии критического мышления, хочется отметить, что они способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность учащихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии развития критического мышления по литературному чтению в 4 классе.

Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения в 4 классе....

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения....

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлеч...

Выступление на педагогическом марафоне по теме :" Технология группового взаимодействия на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал посвящен методам и приемам  групповой работы учащихся на уроках литературного чтения с целью достижения лучших результатов в усвоениии учебного материала и развития коммуникативных навык...