Главные вкладки

    Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
    методическая разработка по чтению на тему

    Абрамова Надежда Олеговна

    Методическая разработка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnolog_problemn_obucheniya_chtenie.docx15.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование  технологии проблемного                                                                                                         обучения на уроках  литературного чтения в начальной школе.

       Осуществляя личностно – значимое обучение на уроках чтения, я использую элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

       1. Проблемная  ситуация с удивлением.

    Приемы:

    - одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;

    - столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.

       2. Проблемная ситуация с затруднением.

    Приемы:

    - дать практическое задание, не выполнимое вообще;

    - дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

        На уроках чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, а продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.

        Покажу на примере рассказа Л.Толстого «Акула» возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения.

     Основными этапами изучения произведения будут:

        1) выявления общего читательского восприятия;

        2) постановка проблемы и решение её через анализ текста;

        3) выводы, идеи.

     После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.

       - Понравился ли рассказ? Чем?

       - Какие эпизоды запомнились лучше всего?

    Далее ставлю первый проблемный вопрос:

       - Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?

        а)   радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;

        б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.

                Разрешение этой проблемы.

      - Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя.

     - Какова его основная мысль?  С помощью каких слов она выражается?

    ( День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно»)

     - Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару.

     - Найдите эпизод купания мальчиков.

     - Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте.

    («плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали»).

     - Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.

     - Как вы понимаете выражение « артиллерист, бледный как полотно»?

     - Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)

     - Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)

     - Какими словами передано чувство страха?

     - Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей?    (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).

         Выводы.

     - Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)

     - Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).

    Второй проблемный вопрос:

     - Кто является главным героем рассказа?

     - Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).

     - Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).

     - Чьи черты характера переданы  наиболее полно?

    а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).

      - Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)

     б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).

     в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)

      Третий проблемный вопрос.

     - Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)

     - Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.

     - Как переданы переживания артиллериста?

     - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?            (мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).

     - Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)

     - Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)

     - Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)

     - Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

       На данном уроке, как мне кажется, принципиально важна исследовательская направленность в работе, которая побуждала детей к осмысливанию текста, а так же к выборочному и выразительному чтению.

       Ставя пред своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников, находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе

    Технология обучения и осмысленному чтению в ...

    Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

    Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

    План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

    ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

    Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

    К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

    План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

    Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,-  дать характеристику основным трудностя...

    Тема родительского собрания: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе". 2 класс

    Работа представлена в виде конспекта с разработанными рекомендациями для родителей по оказанию помощи детям со школьными трудностями....

    Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе

    Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....