Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
методическая разработка по чтению на тему

Абрамова Надежда Олеговна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_problemn_obucheniya_chtenie.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  технологии проблемного                                                                                                         обучения на уроках  литературного чтения в начальной школе.

   Осуществляя личностно – значимое обучение на уроках чтения, я использую элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

   1. Проблемная  ситуация с удивлением.

Приемы:

- одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;

- столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.

   2. Проблемная ситуация с затруднением.

Приемы:

- дать практическое задание, не выполнимое вообще;

- дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

    На уроках чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, а продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.

    Покажу на примере рассказа Л.Толстого «Акула» возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения.

 Основными этапами изучения произведения будут:

    1) выявления общего читательского восприятия;

    2) постановка проблемы и решение её через анализ текста;

    3) выводы, идеи.

 После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.

   - Понравился ли рассказ? Чем?

   - Какие эпизоды запомнились лучше всего?

Далее ставлю первый проблемный вопрос:

   - Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?

    а)   радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;

    б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.

            Разрешение этой проблемы.

  - Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя.

 - Какова его основная мысль?  С помощью каких слов она выражается?

( День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно»)

 - Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару.

 - Найдите эпизод купания мальчиков.

 - Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте.

(«плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали»).

 - Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.

 - Как вы понимаете выражение « артиллерист, бледный как полотно»?

 - Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)

 - Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)

 - Какими словами передано чувство страха?

 - Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей?    (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).

     Выводы.

 - Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)

 - Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).

Второй проблемный вопрос:

 - Кто является главным героем рассказа?

 - Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).

 - Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).

 - Чьи черты характера переданы  наиболее полно?

а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).

  - Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)

 б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).

 в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)

  Третий проблемный вопрос.

 - Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)

 - Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.

 - Как переданы переживания артиллериста?

 - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?            (мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).

 - Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)

 - Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)

 - Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)

 - Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

   На данном уроке, как мне кажется, принципиально важна исследовательская направленность в работе, которая побуждала детей к осмысливанию текста, а так же к выборочному и выразительному чтению.

   Ставя пред своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников, находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе

Технология обучения и осмысленному чтению в ...

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе

Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...

Организация проблемного обучения на уроках математики в начальной школе

Основные теоретические исследования по истории развития проблемного обучения были проведены в 70-х гг. XX в. Наиболее значимые работы, где изучались истоки проблемного обучения, это: А. М. Матюшкин &l...