Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Астафьева Антонина Владимировна

Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе.

Выступление учителя начальных классов высшей категории

  Астафьевой А.В.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Целевые ориентации (слайд 1)

  • Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
  • Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
  • Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Этапы постановки и решения проблемы (слайд  2)

  1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
  2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
  3. Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
  4. Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
  5. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний и др.

Этап первый( слайд 4) Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Ученики выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.

Ребята! Прочитайте текст.

Под кустом притаился зверек. У него уши, хвост. Тело покрыто шерстью. Кто догадался, о ком идет речь?

Этап второй (слайд 5).  Анализ проблемной ситуации. Учитель организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Ученики высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.

Почему?

Этап третий ( слайд 6) Поиск решения проблемы. Учитель организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Ученики осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.

Что же нужно сделать для того, чтобы было понятно о ком идет речь?

Этап четвертый(слайд 7) Решение проблемы. Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Дети осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической). На этом этапе недостающие знания дети восполняют с помощью учебника.

Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о зайце? Запишите их.

На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают слова, которые помогли описать животное?

Откройте учебник и прочитайте, какой частью речи являются данные слова.

Под кустом притаился маленький зверек. У него длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто мягкой серой или белой шерстью.

Этап пятый(слайд8)  Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Учитель подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. Учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о лисе? Запишите предложения.

Под кустом притаился зверек. У него уши, хвост. Тело покрыто шерстью.

Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций

(слайд 9)

G Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

G  Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

G  Предлагаю  классу   рассмотреть явление с различных позиций;

G  Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы

    из ситуации, сопоставлять факты.

G  Ставлю  вопросы на обобщение, обоснование,

логику, рассуждения.

G  Определяю проблемные теоретические и практические задания;

G Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными  или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Учебный мозговой штурм – один из приемов проблемной технологии  

Технология УМШ (слайд 10)

До штурма:

- класс разбивается на группы;

- в каждой группе выбирается ведущий;

- группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать все идеи.

  1. Этап (слайд 11)

Создание банка идей. Основное правило – никакой критики.

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими».

  1. Этап ( слайд 12)

Анализ идей.

Все идеи группа рассматривает критически. Основное правило: в каждой идее желательно найти что-то полезное.

3 этап (слайд 13)

Обработка результатов.

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу.

     Например.  Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.

Проектный метод

Учебный или образовательный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

                                                              Учебный проект

Проблема проекта                       «Почему?»                        Актуальность проблемы –

                                           (это важно для меня лично)                  мотивация        

Цель проекта                                «Зачем?»                             Целеполагание

                                              (мы делаем проект)                                                  

Задачи проекта                              «Что?»                                Постановка задачи

                                              (для этого мы делаем)                                                  

Методы и способы                          «Как?»                               Выбор способов и методов,

                                                (мы это можем делать)                     планирование

Результат                                        «Что получится?»                Ожидаемый результат

                                                 (как решение проблемы)

               Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

  Метод учебного проекта характеризуется как:

-личностно ориентированный;

-деятельностный;

-обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

-построенный на принципах проблемного обучения;

-развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

-формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

-воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

-здоровьесберегающий.

                          Этапы работы методом проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов.

Учитель                                                                                  Учащиеся

                             1-й этап – погружение в проект

Формулирует:                                                              Осуществляют:

-проблему проекта;                                  -личностное присвоение проблемы;

-сюжетную ситуацию;                             -вживание в ситуацию;

-цель и задачи;                                         -принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

                              2-й этап -  организация деятельности 

Организует деятельность - предлагает:                           Осуществляют:

-организовать группы;                                       -разбивку на группы;

-распределить амплуа в группах;                      -распределение ролей в группе;

-спланировать деятельность;                              -планирование работы;

-возможные формы презентации;                       -выбор формы и способа презентации.

                              3-й этап -  осуществление деятельности

Не участвует, но:                                                            Работают активно и самостоятельно:

-консультирует учащихся по                                         -каждый в соответствии со своим

необходимости;                                                                амплуа и сообща;

-ненавязчиво контролирует;                                           -консультируются по необходимости

-дает новые знания, когда у учащихся                        -«добывают» недостающие знания;

возникает в этом необходимость;

-репетирует презентацию;                                             -подготавливают презентацию.

                              4-й этап - презентация результатов

Принимает отчет:                                                             Демонстрируют:

-обобщает и резюмирует;                                 -понимание проблемы, цели и задач;

-подводит итоги;                                               -умение планировать и осуществлять работу;

-оценивает умения: общаться,                          -найденный способ решения проблемы;

слушать, обосновывать свое мнение и т. д.

-акцентирует внимание на воспитательном      -рефлексию деятельности и результата;

моменте;                                                                 -дают взаимооценку деятельности и ее                                                          

                                                                                   результативности

               При разработке проектов я учитываю психологические особенности младших школьников: как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т. д. Я понимаю, как и с каким  материалом (предметного содержания или дополнительной информацией ) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить, приобрести в процессе работы над данным проектом, поэтому каждый проект имеет свои средства контроля полученного результата и критерии его оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять ...

«Применение элементов технологии проблемного обучения»-мастер класс

по теме: «Применение элементов технологии проблемного обучения»Дидактическая цель: создать условия для мотивационной готовности обучающихся к работе с источниками информации.  Задачи:...