Мастер - класс "Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках".
методическая разработка

 Кислицина Анна Васильевна

Цель: освоение участниками встречи одного из приемов технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс

 "Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности  учащихся начальных классов на уроках".

Подготовили:

учителя начальных классов

Потапова Т. А., Кислицина А. В.

Цель: освоение участниками встречи одного из приемов технологии ТРИЗ.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Задачи мастер-класса:

1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ - технологии.

2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ - технологии.

СЛАЙД 1: Добрый день, уважаемые коллеги.  Мы рады представить вам мастер -  класс "Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности  учащихся начальных классов на уроках".

Мастер-класс это хорошо. Почему? Ответ участников – это плохо и т. д.

Мы показали вам один из приемов ТРИЗ – технологии «Хорошо - плохо».

СЛАЙД 2: Что же такое теория решения изобретательских задач?

Ответ прост – это уникальный инструмент для:

  1. Поиска идей;
  2. Выявления и решения многих творческих проблем;
  3. Выбора перспективных решений;
  4. Развития творческого мышления, формирования творческой личности.

СЛАЙД 3: Методы и приемы ТРИЗ (некоторые из них представлены на слайде) позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, а ученика в субъекта обучения, позволив ему творить и фантазировать.

Сегодня мы познакомим вас с приемом «Системный оператор» или, как мы говорим учащимся «волшебный экран или телевизор».  

СЛАЙД 4: Системный оператор – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

СЛАЙД 5: Системный оператор можно изобразить в виде схемы, которая состоит из девяти экранов, соединенных между собой связями, имеющими определенный смысл.   В центральный экран помещается исследуемый объект. Этажом ниже располагается подсистема.  Далее определяется функция объекта, то для чего он создан и помещается этажом выше. Вертикаль слева содержит под и надсистемы  в прошлом. Вертикаль справа – под и надсистемы в будущем. Каждый экран отображает определенную часть целого, а все вместе экраны могут отображать любую ситуацию, какое-либо устройство или его часть.

(Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними. Надсистема – окружение объекта.)

СЛАЙД 6: В зависимости  от цели можно использовать горизонтальные и вертикальные "трехэкранки", пять экранов, шесть экранов и самый распространенный вариант - девять экранов.

СЛАЙД 7 Прием "Системный оператор"  возможно использовать на всех этапах урока. Применение системного оператора способствует развитию воображения, фантазии детей,  помогает преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления школьников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.

 (Из опыта работы)

СЛАЙД 8 Рассмотрим,  как работает системный оператор.

Перед вами «волшебный экран». Чтобы он заработал, предлагаем определить, что мы будем рассматривать.

А поможет нам в этом еще один прием ТРИЗ – игра «Да-нетка», суть которой - с помощью вопросов, на которые отвечают либо «да», либо «нет», либо «и да и нет», отгадать объект.

Итак, это береза.

1. Из каких частей состоит береза? (корень, ствол, крона)

2. Частью чего является береза? (лес, роща)

3. Чем береза была раньше? (семечко, веточка, саженец)

4. Что нужно для жизни саженца? (вода, воздух, солнце, тепло)

5. Кто является другом березки? (ветер, люди, животные)

6. Чем береза станет потом? (пиломатериал, фанера, спички, дрова, бумага и др.)

7. Где можно встретить?

8. Кто противники ***? Почему?

Задание группам:  Создайте волшебный экран для  одного из предложенных объектов.

Выступления групп.

         В заключении нашего мастер - класса предлагаем провести рефлексию опять же с помощью «волшебного » экрана.  

СЛАЙД 9. Нам было приятно с вами работать! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»

         Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках  с использованием элементов...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

Использование элементов ТРИЗ для активизации познавательной деятельности обучающихся

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к учению можно использовать элементы технологии ТРИЗ....

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....