Использование элементов ТРИЗ для активизации познавательной деятельности обучающихся (презентация)
материал

Савосик Вера Максимовна

Презентация к материалам МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_tehnologii_triz1.pptx422.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

май 2018 год Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Слайд 2

Педагоги – новаторы: Т.И. Щукин, А.Ф. Казаков, Л.С. Кулыгин , О.И. Хижняков, А.А. Окунев, Б.П. Никитин, С.Н. Лысенкова , Ш.А. Амонашвили , А.С. Макаренко.

Слайд 3

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А.Сухомлинский

Слайд 4

Триз - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в СССР в конце 80-х годов Альтшуллер Генрих Саулович

Слайд 5

Технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Особенность ТРИЗ - педагогики – алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности , активизации познавательной деятельности и повышения учебной мотивации.

Слайд 6

Преимущества ТРИЗ: Доступность и посильность Возможность использования в любой системе обучения Является инструментом для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения Позволяет использование изученных алгоритмов в иных жизненных ситуациях.

Слайд 7

Главная цель ТРИЗ – формирование творческой личности

Слайд 8

5 принципов для развития творческого мышления 1 . Внимательное отношение к необычным вопросам. 2. Уважительное отношение к необычным идеям. 3. Показать детям, что их идеи имеют ценность. 4. Представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это. 5. Дать время для неоцениваемой практики или обучения.

Слайд 9

Ведущие качества творческой личности: Наличие значительной и общественно – полезной цели Способность организации творческого труда : 1. умение планировать работу 2. работа с информацией 3. повышенная работоспособность 4. рефлексивные способности.

Слайд 10

Методы и приёмы технологии ТРИЗ: Системный оператор Типовые приёмы фантазирования Дихотомия (сужение поля поиска) Системный лифт Морфологическая копилка Создай паспорт Метод маленьких человечков Раскадровка (составление плана) Методы создания речевых творческих продуктов Метод мозгового штурма И др.

Слайд 11

Структура урока при изучении нового материала с использованием элементов технологии ТРИЗ Создание эмоционального настроя. Повторение изученного. Активизация полученных навыков. Постановка проблемы урока. Знакомство с новой темой. Первичное закрепление нового материала. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 12

Приём «Сужение поискового поля» Игра « Да-нетка ». Главная задача – задать такой вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Игра развивает умения: выделять признаки, классифицировать, систематизировать, слушать и слышать друг друга.

Слайд 13

Тема : «Правописание «Ь» после шипящих» Беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь. о части речи? о наличии « ь » знак на конце? о числе существительном? о количестве слогов в слове? о лексическом значении предполагаемого слова?

Слайд 14

Приём ТРИЗ «Системный лифт». Урок обучения грамоте : звук (буква) – слог – слово – предложение – текст – речь

Слайд 15

Паспорт объекта Элемент (объект) Имя признака Значение признака Имя прилагательное Что такое имя прилагательное? Часть речи Что обозначает имя прилагательное? Признак предмета На какие вопросы отвечает? Какой? Какая? Какое? Какие? Начальная форма Ед.ч., м.р. Изменение по родам (в един.числе ) Мужской род, женский род, средний род Изменение по падежам И.п., Р .п., Д .п., В .п., Т .п., П .п.,

Слайд 16

Метод «Маленьких человечков» «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». - Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? -Почему жидкость принимает форму сосуда? - Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»

Слайд 17

Приём ТРИЗ «Системный лифт». Тема урока : «Солнечная система» Актуализация необходимых знаний и переход к изучению нового материала: « Класс → первый этаж → школа № 7 → улица Ленина → посёлок Высокий→ г. Мегион → ХМАО – Югра → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная ».

Слайд 18

Приём ТРИЗ « Раскадровка ». Имя Страшила Мудрый Создатель А.Волков Прописка Сказочная повесть «Волшебник изумрудного города» Внешний вид соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты Где встречается шест у голубой изгороди Личные качества забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый Заветные желания мозги, так как хотел быть умным

Слайд 19

Приём ТРИЗ « Раскадровка ». Имя Железный Дровосек Создатель А.Волков Прописка Сказочная повесть «Волшебник изумрудного города» Внешний вид человек, целиком сделанный из железа Где встречается у надрубленного дерева в чаще леса Личные качества сильный, ловкий Заветные желания сердце

Слайд 20

Упражнение «Образ буквы». Вопросы: - Какого роста буква - высокая или низкая? Толстая или тонкая? Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежду? Добрая или злая? Где живет? С кем дружит? Что любит кушать? Чем занимается? Какое у нее хобби?

Слайд 21

Упражнение «Образ буквы». Узнайте букву по образу Эта буква - домохозяйка, у нее искривление позвоночника, поэтому она немного сутуловата. Ходит она, немного перекатываясь. Питается супом-рассольником, любит детей, обнимает их. Седая, почти без зубов, говорит шамкая, растягивая слова. Любит готовить, но ее блюда часто пересоленные. 2. Это веселая буква имеет два больших уха, тонкую талию, головы не обнаружено, рук нет, через уши проходит шея. Она очень гордится собой и считает себя фантастической буквой. На других планетах есть существа похожие на нее.

Слайд 22

Выводы: использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Слайд 23

Спасибо за внимание! Всем творческих успехов в вашей нелёгкой работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Использование элементов ТРИЗ для активизации познавательной деятельности обучающихся

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к учению можно использовать элементы технологии ТРИЗ....