Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов
статья по теме

Кукушкина Ирина Владимировна

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов обучения

как средство активизации познавательной

деятельности обучающихся начальных классов.

                                                                            Работу выполнила:

                                                         Кукушкина Ирина Владимировна

городской округ город Фролово 2013г.

Содержание.

Введение.   ………………………………………………………………… …3

І.  Теоретические основы интерактивных методов обучения

  1. Особенности содержания современного начального образования…….6

1.2 Технология интерактивного обучения………………………………....10
ІІ.   Использование интерактивных методов обучения на уроках,
2.1 Интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе…………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………...30

Список литературы…………………………………………………………..31

Приложение…………………………………………………………………..32

Введение.

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

        Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • Резко возросла информированность детей.
  • Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.
  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество детей со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
  • Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.
  • Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных»,        « часто болеющих»,  детей « с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.
  • Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

      На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – развития личности ребенка на основе развития компетенций. Анализ ФГОС НОО второго поколения утверждает актуальность данной темы. Решение данной проблемы и определило тему моего исследования: «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».  

  Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

   Объект исследования – развитие личности обучающегося начальной школы.

   Задачи:

1. Рассмотреть  особенности содержания современного начального образования.

2. Рассмотреть способы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.

3.Проанализировать как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности  на практике.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №4 имени Ю.А.Гагарина» город Фролово, Волгоградской области.
Практическая значимость исследования: данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Описанные методы обучения рекомендуются к использованию в практической работе учителей начальной школы.

І.  Теоретические основы интерактивных методов обучения.

  1. Особенности содержания современного начального образования.

 Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

        Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

        В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.  Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношений о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.

       Роль начальной школы трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения обучения и воспитания младших школьников. Я вижу эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребенка, что соответствует Концепции государственных стандартов общего образования (второго поколения).

           Все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

            Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции.           Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения были созданы в рамках в основном  «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования являлась передача учащемуся определенной суммы знаний, репродукция которых объявлялась главным элементом образовательного процесса. Этим объясняется ведущая роль «Обязательного минимума содержания образовательных программ» в конструкции этих стандартов.

            В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.        Особенностью реализации деятельностного подхода является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения.       Ключевые задачи отражают направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система сущностных знаний, существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области.

       Актуализация деятельностного подхода при разработке Концепции стандартов второго поколения обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам обучения более операционального характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучающихся;
  • повышение общекультурного и личностного развития.

      Деятельностный подход  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

      Содержание ключевых задач отражает направления формирования компетенций и в совокупности определяет результат общего образования:

     Личностная компетенция – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств.

     Социальная компетенция – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

     Общекультурная компетенция – освоение основ отечественной и мировой культуры.

     Интеллектуальная компетенция – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.

      Коммуникативная компетенция – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации.

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методы обучения.

          Применяя на уроках  интерактивные методы обучения, мы добиваемся  новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе  неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала  становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

       Применяя  интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей:

- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых;

- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;

-саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.  

1.2 Технология интерактивного обучения.

          Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1.Пассивный метод;
2. Активный метод;
3. Интерактивный метод..
Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов,  контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.   Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
    Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышение познавательной мотивации
  • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
  •  Воспитание лидерских качеств
  •  Умение работать с командой и в команде
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

       Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
      При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
     Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю  необходимо знание  различных методик группового взаимодействия. 
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.
Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них.
Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда помню, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.
Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся: назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в русской графике, дать определения понятиям орфография, орфограмма. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока - одному из профессиональных умений учителя.
Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записываю ключевое слово, например, орфоэпия, а вокруг него располагаю слова: орфоэпические словари, нормы произношения, правильно писать, правильно говорить, речь, речевые ошибки. Затем предлагаю учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предлагаю учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминаю, что не нужно стремиться к логике, последовательности.
Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы перевожу в пассивную, а из пассивной - в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки с буквами, которые составляют ключевое, слово и предложить объединиться всем, кому достались одинаковые буквы. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга. Такая планировка не мешает слушать, учащиеся могут видеть лица друг друга, что помогает совместному общению. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. При организации первого занятия сообщаю учащимся, что при подготовке выступления следует выслушать всех участников группы, совместно попытаться разобраться в проблеме, в случае необходимости можно обратиться за помощью к преподавателю, затем выбрать выступающего. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяю для них дополнительное время. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.
Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.
Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.
Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.
      Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

ІІ.   Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках.

  1. Интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе.

           Существует большое множество методов интерактивного обучения. Применяя на уроках  интерактивные методы обучения, мы добиваемся  новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе  неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала  становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
       Целесообразность применения интерактивных форм обучения определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и постановка учебных задач создают условия и возможности для использования некоторых форм интерактивного обучения – обучения, основанного на общении и взаимодействии учащихся на уроках. На наш взгляд, организация процесса обучения на основе взаимодействия младших школьников носит избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать работу учащихся в технологии интерактивного обучения можно лишь на определенном этапе урока с определенной целью и в определенных временных рамках.
      Важным условием использования форм и методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих форм, оправданность их выбора в организации урока.
       
 Формами интерактивного обучения являются:

  1. работа в статичных парах или парах сменного состава;
  2. работа в малых группах;
  3. игровое сотрудничество.

Подробнее остановимся на правилах применения именно этих форм организации учебной деятельности младших школьников.

Форма работы

Зона применения

  1. Работа в парах

Уроки всех типов.
Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового материала.

  1. Работа в малых группах

Комбинированные уроки.
Уроки ознакомления с новым материалом.
Уроки обобщения знаний.
Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым материалом, этапы обобщения знаний.

  1. Игровое сотрудничество

Уроки всех типов.
Этапы формирования устойчивых умений.

Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определенных учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.
Пример. Работа в парах сменного состава.
Учитель предлагает карточки с заданиями каждому ученику.
Учащиеся, выполнившие задания карточки, поднимают руки, тем самым сообщая о   готовности образовать пару для взаимопроверки и обмена заданиями. Таким образом, составляются временные пары с целью осуществления конкретной деятельности. После обмена заданиями пара распадается для выполнения карточки, а потом образуются новые пары для очередной взаимопроверки.При работе в малых группах, в зависимости от целей урока или его этапа, учащиеся группы могут сообща обсуждать проблему, вырабатывать варианты решения обозначенной проблемы, проверять работу.
Основаниями для деления учащихся на группы (пары) могут быть:

  1. свобода выбора ребенка;
  2. уровень обученности и развитие детей;
  3. психологическая и эмоциональная совместимость учащихся.
    Но еще не менее важным основанием мы считаем “индивидуализацию учебных целей” для определенной группы учащихся. Работу таких групп можно представить в виде некого алгоритма:
  1. постановка цели работы группы;
  2. процесс работы группы;
  3. презентация итогов работы.

Малые группы могут работать: 

  1. изолированно друг от друга или
  2. во взаимодействии друг с другом
    (временные малые группы).
    Работа при втором варианте строится по следующему алгоритму:
  1. определение группами различных целей и задач работы;
  2. наработка материала группами;
  3. создание временных малых групп с целью обмена информацией;
  4. со членами других групп;
  5. возвращение в исходную группу и совместное изучение
    вновь поступившей информации;
  6. оформление итогов работы группы и их презентация.

Приведем пример работы по данному алгоритму.
    4-й класс. Урок обобщения “Части речи”.
1. Этап постановки цели.
Учитель предлагает учащимся самооценить уровень знаний по данной теме и распределиться в группы, исходя из уровня накопленных знаний по каждой из рассматриваемых частей речи. Одна группа поставила цель поработать над обобщением знаний о глаголе, другая – о наречии, третья – об имени существительном, четвертая – о прилагательном, пятая – служебные части речи.
Учитель: “– Определите, в какой группе вам лучше поработать. Советую отправиться в ту группу, где рассматривается часть речи, знаний о которой у вас недостаточно”.
2. Этап наработки материала.
Предлагается каждой группе набрать как можно больше информации о выбранной части речи. Оформить информацию в виде “Колеса” (рисунок-схема) или “Сборника информации” (схематично).
Например, “Сборник информации” может включать разделы:
– понятие части речи;
– категории;
– роль в предложении;
– дополнительная информация.
3. Этап создания временных малых групп.
По сигналу учителя члены каждой группы пересаживаются за новые столы, где метками обозначены места для каждого члена из разных групп.
Дети обмениваются информацией по своей наработанной теме и возвращаются в исходные группы.
4. Изучение вновь поступившей информации.
Обмениваются услышанным, совместно изучают вновь поступившую информацию.
5. Оформление итогов работы и их презентация.
Итогом работы группы должен быть некий отчет, сбор информации.
Презентация перед всеми учащимися класса.
Задания для групп:  

1)Все группы выполняют одинаковое задание.

2) По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме.

3)По уровню сложности задания.

Примеры групповых работ на  уроках русского  языка :
1) Запись слов с взаимопроверкой (работа  в  парах).
2) Составление предложений по  схемам (работа  в  группах  по 3-4 человека).
Работа  в  парах.
Дайте своему соседу определение корня. Выпишите те примеры,  где вы можете определить в словах корень по данным родственным словам:

               а) синел, синела, синело;

               б) синий, посинел, осина;

               в) синий, посинел, синел, синь.

Работа  в  группах.

Задания  составлены  по  уровню сложности.

Вопросы формулируются для “слабой” группы и “сильной”.

Для «слабой»: Выпишите родственные слова из группы слов, выделите   корень.

Для “сильной”: Докажите, что в группе слов есть неродственные слова. Выпишите группы однокоренных слов.

 Пила (что?), пилка, пилил, распилил, пильщик, пил, пила (что  делала?), поил, выпил.

 Работа проверяется совместно, начиная с вопроса “слабой” группы.

Примеры групповых работ на  уроках  математики:

1)Взаимопроверка решений  (работа  в  парах).

2) Составление схем к задаче и  задач  по  схеме (работа  в  группах  по 3-4 человека).

      В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:

  • Проекты
  • Мозговой атака
  • Общая дискуссия
  • Рисование
  • Сходства/различия
  • Ранжирование
  • Поиск соответствий
  • Рейтинг
  • Классификация
  • Обобщение
  • Верно/неверно
  • Правильно или требует изменений
  • Преимущества и недостатки
  • Выявление последствий
  • Как вы думаете?
  • Исследование и отчет
  • Ролевая игра и др.

Рассмотрим приём: « Общая дискуссия».

Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.( см. Приложение №1)

Виды дискуссий:

  • Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.
  • Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника.
  • Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся здесь и теперь.

      В 4-м классе во время изучения темы «Искусство России ХIХ века» учитель может организовать урок-дискуссию как на этапе знакомства с темой, так и при ее закреплении. Проблема для дискуссии может быть сформулирована так: «Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?»
      Каждый ученик или группы, на которые распределился класс, обсуждают следующие предположения:
– писатели, поэты и художники были богатыми людьми и имели много золота;
– в России добывалось много золота;
– «золотой» – значит богатый, красивый; в ХIХ веке появилось много замечательных поэтов, писателей, художников.
Возможность развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение. Накануне лучше разработать совместно с детьми « Правила ведения дискуссии.

        Ещё один приём – это «Мозговая атака».

«Мозговая атака»  применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

  •  обсуждения   спорных вопросов;
  •   стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
  •   сбора большого количества идей в течение короткого периода времени
     выяснения информированности или подготовленности аудитории.

   Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.

  • Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.
  • Проекты-наблюдения – наблюдение за природой, сравнение времен года:            « Встречаем зиму», « Готовимся к зиме», « Мои домашние питомцы» и т.
  •  Наблюдения за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это выливается в проекты. Дневник наблюдений – основа проекта. Итогом таких наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями. Данный вид проектов я использую на уроках окружающего мира.( см. Приложение №2 )

        Мы  считаем, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

  • принятия самостоятельных решений;
  • умение ставить задачи и задавать вопросы;
  • поиск нестандартных, оригинальных решений;
  • способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
  • раскрытие индивидуального потенциала.
    Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.
    Давайте сейчас мы с вами на примере приема «
    Ранжирование», решим следующее задание “Что важно для меня?”

Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка:

Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки.

Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные.

При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Далее прием «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

Задание “Поиск соответствий”.

Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.

Животное

Детеныш

1. Собака

2. Овца

3. Лошадь

4. Корова

А) Ягненок

Б) Теленок

В) Щенок

Г) Жеребенок

        Следующий прием «Рейтинг». Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний. (см. Приложение №3)

   Прием «Верно/Неверно».

При выполнении  приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

Утверждения

Верно/Неверно

1.

2.

    3.

4.

5.

6.

А.С. Пушкин – великий русский писатель.

Первые сказки А.С. Пушкину читала ею няня Арина Родионовна.

Сказка – это вымышленный рассказ.

“Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка.

Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер.

Правильно или требует изменений?

При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Задание «Исправление ошибок».

У велосипеда две ноги.

Коровы дают траву и кушают молоко.

В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка.

Классификация. В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении предложенных критериев.

Задание «Kaтегории».

Столице/зеленая/гладить/земля/дружные/камень/петь/теплое/играть/веселый.

Kатегории:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Как вы думаетe?

При выполнении этого задания учащимся придется подумать о том, как, по их мнению, должно быть и почему так должно быть. Вместо обыкновенной постановки вопроса я зачастую представляю ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить, какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания – ознакомить учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой, подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение.

         Совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минутый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей.

Как нам известно, школа должна выполнять социальные заказы общества: обеспечить учеников глубокими и всесторонными знаниями, формировать в них умения и навыки, вырасти личности с высокой культурой и прогрессивным мировоззрением.
        Исходя из этого для продуктивного решения проблем, отмеченных в общеобразовательных школах, необходимы отвечающие мировым стандартам новые педагогические и методические подходы, новый образ методического мышления.
        Чувство самоуверенности учеников возникают тогда, когда им позволяется участвовать в организации класса и урока, предоставляется свобода в изучении и их мысли причиняют общественные обсуждения.

Заключение

     Данная творческая работа убедила меня в том, что активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе играет огромную роль. Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению  изучаемого материала.  Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.

       Считаю, что проведенное исследование является подтверждением выдвинутой мною гипотезы: процессу активизации познавательной деятельности способствует применение интерактивных форм и методов.

        В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция).

       Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция).

     Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

      Выводом нашего  исследования является то, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.

Литература.

1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.

2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.

3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,

2008 г., №8.

7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г.

8. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя шк Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.

9.Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.

10.Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

11.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.

12.Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.

13.Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г.\ №4

14.Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 2005г.,

Приложение.

Приложение №1

.

Учитель ведет дискуссию:

- Дети, вам нравится работать с трудными заданиями

 - Рассмотрите данные фигуры.

- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?

Ученик. Я считаю, что лишняя фигура – круг.

Учитель. Докажи.

Ученик. У него нет углов. А еще нет сторон.

Учитель. По какому признаку объединили остальные фигуры?

Ученики. Все они имеют углы. А еще они имеют стороны.

                 Я хочу добавить, что все они состоят из ломаных замкнутых линий, но только с разным количеством звеньев.

                 Я согласна со всеми, но еще у данных фигур есть вершины, это тоже общее.

Учитель. Я согласна с вами. А как можно назвать данные фигуры одним словом?

Ученики. Я думаю, это многосторонники.

                 А может, это всеугольники или всесторонники?

                 Нет, это многоугольники. Старшая сестра их так называла.

Учитель. Какое же название вам больше всего понравилось?

                Да, ребята, в геометрии их называют многоугольники.

                                                                     

  Приложение № 2.

Проект « Распорядок дня».

      Цели проекта (поставленные перед ребенком): проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

      Педагогические цели: развить такие качества личности ребенка, как аккуратность. Обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.

     Дети проявили творчество в оформлении расписания. Это были собственные рисунки по часам иллюстрирующие активность в течение дня. То же самое в другом проекте было проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем – это цифровые фотографии, Многие дети подобрали соответствующие иллюстрации из детских журналов и наклеили их в нужном порядке.

      Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня;  практическим воплощением результата стал распорядок дня конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный на бумаге.  

                                                                                         

                             Приложение №3

Прием «Рейтинг».

Высказывания

Мое мнение

1

2

3

4

     5

6

7

Сказки Пушкина легко читаются, легко заучиваются.

Их любят и взрослые и дети.

Сказки наполнены разными чудесами.

В них всегда счастливый конец.

Я тоже могу писать сказки.

Сказки Пушкина пересказу не подлежат.

Я люблю читать сказки Пушкина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...

Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В данной разработке представлен материал из опыта работы с ИКТ в начальной школе....

Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».     Н.А.УмовС помощью данного ма...

Презентация "Самооценивание учебных достижений как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы"

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».  Н.А.Умов Материал раскроет пред...

Творческий отчёт по теме: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учеников начальных классов»

 Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. В наше современное время учёные, педагоги, воспитатели пришли к мнению, ...

Проект «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Сегодня использование  ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышлени...


 

Комментарии

Мельникова Елена Владимировна

Применение интерактивных методов обучения возможно независимо от уровня подготовленности обучающихся,это особенно важно на этапе ознакомления с новым материалом, поэтому спасибо Вам,за более подробное и пошаговое описание некоторых методов.

Очень интересно было познакомиться с этой темой более подробно.Спасибо Вам за такую возможность.