Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов
консультация (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Горбачева Светлана Бориевна

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».     Н.А.Умов

С помощью данного материала можно наглядно получить представления о методах и приемах активизации познавательной деятельности у обучающихся начальных классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся в начальной школе». Горбачева Светлана Бориевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области»

Слайд 2

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов

Слайд 3

«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе , самостоятельность как личную черту , вселить в них радость творчества , то создавай такие условия , чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли , дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами». Ш. А. Амонашвили

Слайд 4

Актуальность темы Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, она включает в себя критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Слайд 5

Ведущая идея темы Создание условий для самореализации, самопознания и самосовершенствования личности Проблема Как создать такие условия, когда каждый ученик и хотел бы, и мог бы наиболее эффективно осуществлять активную познавательную деятельность.

Слайд 6

Задачи Оптимальное сочетание форм работы на уроке. Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности. Развитие мыслительных процессов у учащихся. Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке. Реализация принципа индивидуального подхода.

Слайд 7

Ведущие принципы Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип развития творческих способностей учащихся. Принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности. Принцип гуманизации начального образования

Слайд 8

Методы и приемы

Слайд 9

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала

Слайд 10

Подготовка к восприятию нового материала « Удивляй». Использование загадок, пословиц и поговорок. «Привлекательная цель».

Слайд 11

Приемы начала урока Рифмованное начало урока. Начало урока с элементами театрализации. Высказывания выдающихся людей.

Слайд 12

Изучение нового материала Урок – сказка. Урок – игра. Урок – конференция. Урок – путешествие. Урок – экскурсия. Прием «Драматизация». Прием «Свои примеры». Создание проблемной ситуации. Метод диалога.

Слайд 13

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся

Слайд 14

Формы взаимодействия (коммуникации) *Дифференцированный подход к детям; * Индивидуальная работа на уроке; * Работа в группах, в парах.

Слайд 15

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Слайд 16

Приемы активизации самостоятельной деятельности Отстаивают своё мнение; Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; Задают вопросы друг другу и учителю; Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; Находят несколько вариантов решения проблемы; Нахождение "ошибкоопасных мест”, т. е. ведут аналитическую работу в ходе всего урока..

Слайд 17

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Анализ происходящего на уроке Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Слайд 18

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Анализ происходящего на уроке Применение современных образователь-ных технологий и ТСО Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Слайд 19

Современные образовательные технологии Технология проблемно-диалогического обучения Технологии продуктивного чтения Технология оценивания учебных успехов вместо объяснения темы учим самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания. вместо быстрого чтения вслух учим вычитывать смыслы и глубоко понимать текст. вместо контроля за учениками с помощью отметок учим самостоятельно оценивать свои достижения.

Слайд 20

Сравнительный мониторинг качества обученности в 5 классе на начало 2015-2016 учебного года. Русский язык Математика Литературное чтение Результаты года Ввод ный конт роль Результаты года Ввод ный конт роль Результаты года Ввод ный конт роль ПКО 64 % 57 % 64 % 64 % 71% 57% соответствие 64% 70% 57%

Слайд 21

Методы и приемы Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала Организация различных форм взаимодействияобучающихся Анализ происходящего на уроке Применение современных образователь-ных технологий и ТСО Рефлексия Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся

Слайд 22

Закрепление материала Прием «Тексты с ошибками». Использование карточек, перфокарт. Использование тестов по определенным темам. Составление и заполнение схем, таблиц. Прием «Моделирование».

Слайд 23

Итог урока Использование карточек – настроений. Вопросы, побуждающие к рефлексии урока. «Подскажи словечко» Ведение карты самооценивания.

Слайд 24

Домашнее задание Первый уровень – обязательный минимум. Второй уровень – тренировочный. Третий уровень – творческое задание. Особое задание. Идеальное задание.

Слайд 25

Внеклассная работа Тематические праздники по предметам. Интеллектуальные игры и марафоны. Проекты.

Слайд 26

Вывод Необходимо использовать различные формы, методы и приемы активизации познавательной деятельности в начальной школе: - позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; - способствуют лучшему усвоению знаний; - вызывают интерес к познанию; - формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Слайд 27

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа

с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области»

Приемы  активизации познавательной деятельности обучающихся

в начальной школе

                                   Подготовила:

                                                                    Горбачева Светлана Бориевна,

                                                                          учитель начальных классов

 

2015 год

Слайд 1

Слайд 2,3

 Ученик – это не сосуд,  
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.                                                                                             Л.Г. Петерсон

Слайд 4

       Одна из актуальных проблем на современном уроке  -  активизация познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.

Слайд 5

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.  Именно данные качества необходимо формировать у обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Слайд 6

  Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. 

Слайд 7
        Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.  Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности,  как в содержание, так и в форму работы. 

Слайд 8

Все эти процессы взаимосвязаны, они составляют непрерывную цепочку последовательных  совместных действий учителя и обучающихся.  И только систематическое применение  приемов и методов активизации познавательной деятельности, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания,  помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.            

Слайд 9, 10, 11, 12

Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся   способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто педагогами начальных классов применяются в практике работы урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков  позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся  на таких уроках  проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей.

Слайд 13, 14

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, работу в парах, группах.

Слайд 15, 16, 17

В своей практике  мы с коллегами  используем различные приёмы активизации познавательной деятельности.  На уроках   создаются  ситуации, в которых учащиеся сами: 

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение «ошибкоопасных мест”, т. е. ведут аналитическую работу в ходе всего урока...

Слайд 18, 19

Наряду с традиционными методами,  мы  используем информационные технологии обучения.  Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет: - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

Активизации познавательной деятельности способствует применение современных образовательных технологий:

  • Проблемно-диалогического обучения  (проблемное  обучение, алгоритмированное  решение проблемы, эвристическое  и исследовательское обучение, дискуссии, самостоятельная работа);
  • Продуктивного чтения;
  • Оценивания учебных успехов.
           Именно технология оценивания учебных успехов является одним из наиболее действенных средств, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся. Данная технология позволяет развивать контрольно-оценочную самостоятельность, а значит,  побуждает обучающихся вести постоянную активную познавательную деятельность.
  • Различие отметки и оценки;
  • Оценивание по алгоритму;
  • Анализируют ответы друг друга, используя критерии оценивания;
  • Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); - самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; 
  • Самостоятельно выбирают разноуровневые задания; Оценивание по уровням успешности позволяет  индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • Побальная система оценивания с переведением количества баллов в отметку по ключам;
  • Ведение карты или дневника самооценивания учебных достижений.

(данная работа была представлена на открытых уроках)

Слайд 20

Сравнительный мониторинг качества обученности в 5 классе на начало 2015-2016 учебного года.

Слайд 21,22,23,24

Рефлексия, подведение итогов, домашнее задание

Слайд 25

Становление познавательных интересов учащихся следует продолжать и во внеклассной работе

Слайд 26

               Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности.  

Не нужно забывать и о том, что учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес, обучению должна сопутствовать ситуация успеха.

 Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.     Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий.  Считанные секунды нужны  для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

Презентация "Самооценивание учебных достижений как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы"

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».  Н.А.Умов Материал раскроет пред...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности

Приемы и методы активизации познавательной деятельности.Выступление на методическом объединении....