Приемы и методы активизации познавательной деятельности
материал (4 класс)

Чеклова Светлана Вячеславовна

Приемы и методы активизации познавательной деятельности.Выступление на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_i_metody_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Цнинская средняя общеобразовательная школа № 1»

в селе Кузьмино-Гать Тамбовского района Тамбовской области

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

                                                                                                          Подготовила:

                                                                    Чеклова Светлана Вячеславовна,

                                                                          учитель начальных классов

 

2019 год

 Ученик – это не сосуд,  
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.                                                                                             Л.Г. Петерсон

     Основной задачей учителя при организации учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, способствующих развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

 Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.   Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности,  как в содержание, так и в форму работы. На уроках создаются ситуации, в которых учащиеся сами: 

  •  Отстаивают своё мнение;
  •  Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  •  Задают вопросы друг другу и учителю;
  •  Анализируют ответы друг друга;
  •  Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
  •  Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
  •  Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
  •  Находят несколько вариантов решения проблемы.

В своей работе, чтобы активизировать  познавательную деятельности учащихся и повысить интерес к учению я использую следующие методы:

  • Метод алгоритмизированного обучения.(Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы).
  •  Метод эвристического обучения.(Основная цель - поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов, задаются сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получают ответ).
  • Метод исследовательского обучения. (Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод).
  • Метод дискуссий (Стоит добиваться, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других).
  • Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

( карточки для закрепления, карточки с целью контроля ,практические задания ,тестовые задания и др.).

  • Метод проблемного изложения. (При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию: приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей).
  • Метод проектов.(Обеспечивает подготовленность учащихся к  быстрой  смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу).
  • Ролевой метод. (Попросить учащихся представить себя в роли объясняющего, или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. Попытка представить себя в роли другого заставляет человека и на себя взглянуть со стороны).

Хотелось бы перейти от методов к педагогическим приемам, которые я  использую на различных этапах урока, которые позволяют активизировать познавательную активность учащихся. 

Игровые приемы, используемые на уроках математики:

 Логические разминки

  • Игра «Да – нет»
  • «Магические квадраты»
  • «Веселый счет»
  • «Домики»
  • «Веселые задачи в стихах»

Игровые приемы на уроках русского языка: 

«Придумай слово»

  • Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
  • Заучивание песенок, правил в стихах
  • «Чудесная яблоня»
  • «Лови ошибку»
  • «Картинный диктант»

Игровые приемы на уроках литературного чтения и окружающего мира:

  • Игры – драматизации (инсценирование сказки)
  • «Путешествие по станциям»
  • «Кто быстрей назовет ответ»
  • Викторины «Знаешь ли ты?»
  • Загадки, кроссворды

1

Таблица «Кто?Что?Где?Когда?Почему?» Это простой и знакомый прием.Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Суть работы с этой таблицей – читая текст,ребенок делает пометки, создавая «скелет» текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет.

  1. Прием составления кластера.
  2. «Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по              изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы).
  3. «Рабочий гул» при повторении домашнего задания при работе в парах, каждый участник поворачивается к своему соседу и за несколько минут обсуждают проблему вместе с ним, например, в форме интервью.
  4. «Я учитель».  В зависимости от сложности темы методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему.

Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили.

  1. «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель приводит удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом.

7. Следующие приемы помогут осознать понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов, тем:

  «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Как бы вы объяснили ученикам эту тему?

«Профи»

Исходя из выбора будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".

     Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую.  Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».     Н.А.УмовС помощью данного ма...

Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС

Доклад -презентация Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС...

Сообщение на тему Формы и методы активизации познавательной деятельности

Сообщение на тему Формы и методы активизации познавательной деятельности...

Основные методы активизации познавательной деятельности у младших школьников.

В данной статье отражены основные методы, которые я использую в работе для активизации познавательной деятельности у учеников начальных классов....

Методы активизации познавательной деятельности. Учебное исследование в начальной школе

Чтобы активизировать процесс обучения,  придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащему­ся инициативу в организации своей познава­тельной деятельности....