Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
методическая разработка (1 класс) на тему

Куницына Антонина Степановна

В данной разработке представлен материал из опыта работы с ИКТ в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Цель:активизация познавательной деятельности средствами  информационно - коммуникационных технологий, практическое применение на уроках.

      Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
          Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – интерактивное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядностиНа помощь пришли компьютерные технологии.Мультимедиа  - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию(мультипликацию)..
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности, позволяют реализовать системно- деятельностный подход на уроке. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихсяОсобенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность  использования информационных технологий в коррекционной работе.

Информационные технологии не способны избавить  ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы.

 Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у большинства детей наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает.  Но  у детей с ограниченными возможностями здоровья сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детейПри подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:

ресурсы Интернет ;электронные приложения к учебникам

 В последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в общем образовании. Несмотря на значительное количество программных продуктов, они не предназначены для использования в коррекционных школах VIII вида, а используются как электронное приложение к учебникам массовой школы. Поэтому   использовать их можно не в полной мере, а выборочно, но там достаточно материала и по нашей программе. Например, электронное приложение по программе А.А. Плешакова по окружающему миру. Большую роль играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста, голосовое сопровождение правильности ответа. Дети с удовольствием выполняют задания на экране, используя компьютерную мышку. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, тесты прилагаются к каждой теме,  позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом,способствуют повышению интереса к занятиям, развитию познавательных способностей.

Например, «Эта удивительная природа» ( воздух, вода, растения, животные и др.)                                                                                                                                                                                                                                                            .»Мы и наше здоровье»,  «Наша безопасность», «Правила дорожного движения», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Ты – пассажир», «Грибы», «Дом. Квартира» и др.

Использую в работе мультимедийное электронное пособие для начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир, 2-3 класс», разработано в соответствии с Государственным  образовательным стандартом.

Темы: «Как человек познаёт мир?» , «Кто или что?», «Я – первоклассник»,  «Меры времени»,» Название месяцев»,» Дни недели», «Времена года», понятия живой и неживой природы, виды птиц, животных и др.

Задания представлены в виде анимированных интерактивных демо–тренажёров, с использованием мультипликационного героя Космика, который определяет правильность ответа. Игры помогают легко усвоить учебный материал. Использование интерактивных упражнений повышает  познавательную активность, память, мышление. Учащиеся не просто рассматривают картинки, они действуют, ищут ответ на вопрос. Очень хорошее электронное пособие для начальной школы под редакцией М.И. Моро, издательство «Просвещение»  для 3 – 4 класса -  «Таблица умножения и деления» , «Цена, количество, стоимость, «Порядок действий в выражениях», «Умножение на 1 , на 0», «Деление с остатком», «Круг, окружность», «Единицы времени: год, месяц, сутки». Интерактивные задания не оставляют равнодушным ни одного ребёнка, они хотят работать у доски, в их глазах виден интерес, возрастает  мотивация обучения,экономится время на уроке.    Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

В течение трёх лет я использовала компьютерные технологии в своём классе ( сейчас 5Б класс) У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнять преобразования , проверять знания, изучать новый материал.

СЛАЙД (тренажёр «Словарные слова» ) по письму и развитию речи,   4 класс.

              Слайд    ( тренажёр «Волшебная труба» ) по математике, 4 класс ( повторение )

         Работа на интерактивной доске.

  Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в обучении.. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных.

Наш  класс оборудован  мультимедийным комплексом «СМАРТБОАРД»                                                                            11 компьютеров + принтер +интерактивная доска)                                                                                                                                                Дети  научились работать в следующих программах:  СМАРТ , РАint , POWERPOINT,КОМИСSLAIFУмеют пользоваться инструментами компьютера ( курсор, перья, волшебное перо,ластик,КЛАВИАТУРА, текст и др.), освоили работу на интерактивной доске. Учащиеся научились работать на  компьютерах СМАРТБОАРД ,  на разных этапах урока  быстро выполняют нужные задания  инструментом «ПЕРО» ( 5-7 минут)  На интерактивной доске выборочно проверяется правильность работ  ( нажать на индивидуальное  «ОКНО» ученика) , появляется изображение с компьютера ребёнка НА ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ. Каждому ученику хочется показать свою работу.

Например,        

задания по письму и развитию речи:(задания готовятся заранее и помещаются в рабочий стол или флешку )                                                                                                                                                                                             вставить пропущенные буквы,;                                                                                                                                                                                  поставить знаки препинания;                                                                                                                                                         вставить пропущенное слово;                                                                                                                                                                          подчеркнуть  слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки;                                                   разделить слово на слоги и др

Математика:                                                                                                                                                                                                                                                                             сравнение чисел  , тестирование, вставить пропущенные числа,

выделение компонентов действий,  выполнение  геометрических заданий, заливка цветом и др.

Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал.                        Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Все мальчики в классе  освоили компьютер,  умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её , научились выполнять презентации, используя интернет-ресурсы (картинки, музыку) Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной теме, учит правильно доносить информацию до слушателей, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.             

У каждого ребёнка своя накопительная база, многие презентации имеют  музыкальный фон(детские песни и др. музыкальные произведения), каждая презентация имеет своё  художественное оформление.  Выполнено более 40 презентаций по окружающему миру. Их можно использовать на уроках .

Например:

«Деревья, кустарники», «Орехи», « Грибы», «Овощи, фрукты, ягоды»,»Комнатные цветы», «Мебель», «Обувь», «Транспорт», « Правила уличного движения», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Признаки осени»,» Зима»,  «Весна»,

«1 сентября- День знаний», «День полиции»,  «День матери», «Звуки инструментов», «Мои любимые домашние животные», «Компьютерные рисунки», «Новый год к нам в дверь стучится»,  «Явления природы» и др.

Вначале я заранее готовила  картинки из интернета по определённым темам, с моей  флешки ребята  скачивали их на свои компьютеры и делали презентацию.  В 4 классе дети самостоятельно выполняли это творческое задание. Использовали интернет-ресурсы Я только контролировала их деятельность:  расположение картинок на слайде, подписи под ними .Каждую презентацию обсуждаем, даём оценку. Лучшие презентации  были показаны во время проведения недели начальных классов: «Я рисую этот мир»  (Русаков Д.), «Домашние животные» (Марковкин Д.), «О маме» (Савичев Н.), Богатов Ф.участвовал в проекте учителя по труду Ивановой Л.Аони выполнили презентацию с использованием звуков столярных и швейных инструментов ,стихи об инструментах читала Цыбизова Ю. ,на неделе естествознания и географии Русаков Д. представил презентацию «Мишка косолапый в лесу живёт».  Савичев Н.  и  Русаков Д. приняли участие в школьной конференции «Первые шаги» с презентациями:  «Белые медведи», «Если хочешь быть здоров.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей, использую на уроках окружающего мира: «Среда обитания. Из жизни диких животных».,Перелётные птицы», «Зимующие птицы» и др.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз. Использование на уроке медиатехнологий  не превышает 10 – 15 минут.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, меняет  отношение детей к учебе.Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, звуковой речи расширяет возможности представления информации.                                                                                 Например:

Слайд. Интерактивная игра «Устный счёт»,  математика, 3 класс.

Слайд. Интерактивная игра «Кто победил?»  (математика, 3 класс)

Слайд. Интерактивная игра «Сорви яблоко с заданным ответом ( 15, 6 ) Надо решить пример. 2 класс.

Слайд. Упражнения по составу числа в 1 классе «Весёлый счёт с Карлсоном» с голосовым сопровождением.Надо правильно сосчитать и выбрать число для ответа

Слайд. Работа с электронным алфавитом, письмо в воздухе., 1 класс.

Формирование навыков правильного письма.

.Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательной деятельности с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:повышает качество знаний

  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности в обучении
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из  принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно участвовать в учебном процессе.Первоклассники, например,  все хотят работать на интерактивной доске иу них получается.

. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день актуальнo,  поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса.

 

Модель использования ИКТ на уроках:

 

   1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.

 2. Презентации – диафильмы.

 3. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока и позволяющие учителю, не знакомому с методической разработкой урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации провести высокопродуктивное занятие.

      Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

 Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии.

  Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках окружающего мира, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, звуковой речи расширяет возможности представления информации.

Проектируя урок с использованием электронной презентации учитель должен продумать, какие цели он преследует, для чего предназначен такой урок: для изучения нового материала, предъявления новой информации, для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков, для обобщения, систематизации данных. Вполне очевидно, что степень и время показа презентации на уроке могут быть различными и применяться на любом этапе урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит  от того. Как учитель подготовился к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Практика показывает, что благодаря использованию КТ учитель экономит до 30% учебного времени, а экономя время можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Вместе с тем, не следует увлекаться использованием ИКТ в учебном процессе. Важно помнить, что по требованиям  СанПиНа в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать 3-4 уроков. После занятий с применением презентаций  необходимо проводить гимнастику для глаз. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

III Обоснование использования ИКТ как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса на уроках окружающего мира.

Я провела исследования для обоснования использования ИКТ как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса на уроках окружающего мира

  1. Влияние ИКТ на активизацию процесса восприятия и запоминания информации на уроках окружающего мира.

В исследовании принимали участие 4 ученика класса «Особый ребенок». Дети должны были заучить стихотворение  за 2 недели:

а) без наглядности

б) с использованием картинок в качестве наглядности

в) с использованием КТ (картинка +звук) и воспроизвести содержание через месяц

Результаты исследования показали, что в случае, когда стихотворение запоминалось без использования наглядности или использовались картинки, через месяц только 1 ученик смог воспроизвести текст.  В случае. Когда при заучивании стихотворения использовалась презентация, через месяц 1 ученик рассказал самостоятельно и 3 ученика - по слайдам.

  1. Влияние ИКТ на активизацию зрительного внимания на уроках окружающего мира.

Исследование проводилось в 2010-2011уч. году по теме «Транспорт». По результатам исследования видно, что при проведении урока с использованием презентации у 4-х учеников из 4-х зрительное внимание достаточно  устойчивое (до 15 мин)

В 2011-2012уч. году  такие же исследования проводились по темам «Домашние животные и их детеныши» и «Собираем букет».

 Результаты:

  1. Три ученика из 4-х показали достаточно устойчивое внимание (до 15 мин.) и один – устойчивое (свыше 15 мин.)
  2. Два ученика из двух показали устойчивое внимание (свыше 15 мин.)

Выводы:

При условии реализации возможностей современных компьютерных технологий усвоение учебного материала идет успешнее, обучающий эффект достигается в более короткие сроки по сравнению с традиционными методами обучения. На уроках с использованием ИКТ повышается быстрота и прочность усвоения материала, активизируется внимание, усиливается мотивация обучения,  расширяются границы наглядных методов обучения, развивается способность к осознанному восприятию информации, расширяются возможности представления информации.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности

длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текс.             

         Работа на интерактивной доске.

 Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес Наш  класс оборудован  мультимедийным комплексом «СМАРТБОАРД»                                                                            11 компьютеров + принтер +интерактивная доска)                                                                                                                                                Дети  научились работать в следующих программах:  СМАРТ , РАint , POWERPOINT,КОМИСSLAIF

Умеют пользоваться инструментами компьютера ( курсор, перья, волшебное перо,ластик,КЛАВИАТУРА, текст и др.), осваивают работу на интерактивной доске.  В этом учебном году созданы детьми     презентации  по развитию устной речи  по следующим темам:

«Деревья, кустарники», «Орехи», « Грибы», «Овощи, фрукты, ягоды», «Мебель», «Обувь», «Транспорт», « Правила уличного движения», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Признаки осени»,» Зима»,                , «1 сентября- День знаний», «День полиции»,  «День матери», «Звуки инструментов», «Мои любимые домашние животные», «Компьютерные рисунки», «Новый год к нам в дверь стучится»

 У каждого ребёнка своя накопительная база, многие презентации имеют  музыкальный фон(детские песни и др. музык.произведения), каждая презентация имеет своё  художественное оформле

Я заранее готовила  картинки из интернета по определённым темам, с моей  флешки ребята самостоятельно скачивали их на свои компьютеры и делали презентацию. Месяц назад в класс проведён интернет, теперь дети сами скачивают картинки по определённой теме Пространственное расположение картинок на слайде, подписи под ними выполняюся под контролем учителя.    Каждую презентацию обсуждаем, даём оценку. Лучшие презентации  используются на уроках.

Учащиеся научились работать на  компьютерах СМАРТБОАРД ,  на разных этапах урока  быстро выполняют нужные задания  инструментом «ПЕРО» ( 5-7 минут)  На интерактивной доске выборочно проверяется правильность работ  ( нажать на индивидуальное  «ОКНО» ученика) , появляется изображение с компьютера ребёнка.

Например,

задания по письму и развитию речи:(задания готовятся заранее и помещаются в рабочий стол или флешку )                                                                                                                                                                                             вставить пропущенные буквы,;                                                                                                                                                                                  поставить знаки препинания;                                                                                                                                                         вставить пропущенное слово;                                                                                                                                                                          подчеркнуть  слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки;                                                   разделить слово на слоги и др

Математика:                                                                                                                                                                                                                                                                             сравнение чисел  , тестирование, вставить пропущенные числа,

выделение компонентов действий,  выполнение  геометрических заданий, заливка цветом и др.

Правильность выполненных заданий на персональных компьютерах можно проверить на интерактивной доске, нажав на определённый номер  «окна»   ученика

. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:

  1. ресурсы Интернет
  2. электронные ПРИЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНИКАМ ..


Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

  • в составлении кроссворда, ребуса по теме,
  • в изготовлении учебного пособия;
  • в подготовке различных творческих сообщений;
  • в изготовлении презентаций и др.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.

Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.

Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.

В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам,

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

В курсе изобразительного искусства  введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести

готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

ОГБОУ «Рязанская  школа-интернат»

Доклад                                                                                                           на заседании педагогического совета школы

Использование современных медиатехнологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

2015-2016 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема "Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

В данном материале указаны цели, задачи профессионального развития, сроки реализации.Изучение литературы,связанной с совершенствованием профессионального мастерства,разработка методических материалов,...

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....