Использование элементов ТРИЗ для активизации познавательной деятельности обучающихся
материал

Савосик Вера Максимовна

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к учению можно использовать элементы технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_tehnologii_triz.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии ТРИЗ
для активизации познавательной деятельности учащихся

в начальной школе

(слайд 1) Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

        Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации познавательной деятельности особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть не принуждение, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

(слайд 2) Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Сократ, Ж.-Ж., И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д. Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способностями к деятельности и познанию. Он предлагал организовать обучение так, чтобы учитель активизировал деятельность детей, в ходе которой они решали бы возникающие у них проблемы и получали необходимые им знания, учились ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

     По данной проблеме можно познакомиться с многими научными трудами и методическими разработками: Т.И. Щукина, А.Ф. Казакова Л.С. Кулыгина, О.И. Хижнякова, А.А. Окунева,     Ш.А. Амонашвили.  Б.П. Никитина, С.Н. Лысенковой, А.С. Макаренко

(Слайд 3) К.Ушинский

Слайд 4

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к учению можно использовать элементы технологии ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалась в СССР в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

   Слайд 5

Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности.

Слайд 6 

 Преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. ТРИЗ является инструментом для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения, позволяет использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.

Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и сделать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.

Данной технологией решается множество развивающих задач обучения, связанных с памятью, вниманием, логикой и интеллектом в целом; формируются творческие способности и воображение (беглость, гибкость, оригинальность мышления), пространственное мышление, развивается речь, умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

Слайд 7 

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагогика, - это формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное – формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.

Слайд 8 

Для развития творческого мышления учитель должен руководствоваться пятью принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-педагогики:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. показать детям, что их идеи имеют ценность;

4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;

5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.

Слайд 9

Ведущим качеством творческой личности, по мнению автора теории Г. С. Альтшуллера, является наличие значительной, новой и общественно-полезной («достойной») цели. Кроме этого предполагается обучение способам организации творческого труда: умению планировать работу, навыкам обработки информации, повышению работоспособности, рефлексивным способностям. Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь.

 Слайд 10

Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках в начальной школе эффективно использовать следующие методы технологии ТРИЗ:

1) системный оператор;

2) типовые приемы фантазирования;

3) дихотомия (сужение поля поиска);

4) системный лифт;

5) морфологическая копилка;

6) создай паспорт;

7) метод маленьких человечков;

8) составление плана (раскадровка);

9) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

Слайд 11

Работу по активизации познавательной деятельности на уроках при изучении нового материала в начальных классах с использованием элементов технологии ТРИЗ можно строить по следующей модели:

1. Создание эмоционального настроя.

2. Повторение изученного.

3. Активизация полученных знаний.

4. Постановка проблемы урока.

5. Знакомство с новой темой.

6. Первичное закрепление нового материала.

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия.

Слайд 12

Для создания эмоционального настроя учащихся на уроке эффективно использование приема «Сужение поискового поля».

Игра «Да-нетка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов.  Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использовать можно в разных областях знаний: загадывать часть речи, часть слова, писателя, произведение, значение незнакомого слова.

     Комфортное начало урока способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Такое начало захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика активизирует мысль другого, стимулирует активность. Например, при изучении правила правописания «Ь» после шипящих учитель загадывает слово, которое есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, учащиеся смогут узнать тему урока. Учитель помогает угадать слово, отвечая на вопросы, но отвечать он может только «да» или «нет».

Слайд 13

На доске записаны слова:

беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь.

Возможные вопросы учащихся:

- о части речи?

- о наличии «Ь» на конце слова?

- о числе существительного?

- о роде существительного?

- о количестве слогов в слове?

- о лексическом значении предполагаемого слова?

Загаданное слово - новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова (багажный, багажник).

Что можно сказать о словарном слове? (существительное, мужской род, с шипящей на конце – без Ь).

Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)

2. Стадия осмысления:

Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)

Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)

Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? (мн.ч., ед.ч. м.р.)

Следовательно, когда пишется Ь? (у глаголов, у существительных в единственном числе ж.р.)

«Да-нетка», самый распространённый приём, который можно применять с первых уроков первого класса. Педагог загадывает нечто (число, объект, понятие). Школьники пытаются найти ответ, задавая вопросы. В результате происходит сужение поля поиска и постепенно самостоятельно ученики «раскрывают» секрет задумки. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.

Слайд 14

При повторении изученного уместно применить еще один прием этой методики. Модель «Системный лифт» используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Системный лифт позволяет «кататься» вверх и вниз, влево и вправо. Например, звук (буква) – слог – слово - предложение – текст – речь. Этот приём на этапе повторения, актуализации знаний позволяет учащимся не только вспомнить материал, но и сделать это в необычной форме.

Слайд 15

На этапе обобщения и систематизации знаний используется прием ТРИЗ технологии модель «Элемент – Имя признака – Значение признака». Ее целесообразно использовать для создания краткой характеристики изучаемого понятия и выявления границ знаний. Она помогает организовать деятельность по постановке проблемы.

Элемент - это все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем, в нашем случае – это прилагательное. Любой элемент можно описать.

Модель «Создай паспорт» целесообразно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик частей течи, членов предложений, частей слова.

Благодаря этой модели, учащиеся составляют паспорт объекта.

Слайд 16

При знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использовала «метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»

Слайд 17

    На уроке окружающего мира при знакомстве с Солнечной системой очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:  «Класс →  первый этаж  →  школа →  улица Ленина→ посёлок Высокий→ ХМАО - Югра → Российская Федерация  →  материк  Евразия  →  Северное  полушарие  →  планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

При составлении плана произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя. Обязательно создаем паспорт литературного героя. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:
Слайд 18

Паспорт 1. 

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным

Слайд  19

Паспорт 2.

Имя – Железный Дровосек

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – человек, целиком сделанный из железа

Где впервые встречается – у надрубленного дерева в чаще леса

Личные качества – сильный, ловкий

Заветное желание – сердце

По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.

С целью активизации воображения, создания эмоционального отношения к символу можно использовать упражнение «Образ буквы».

Слайд 20.

Учащимся предлагается пофантазировать, на что похожа буква, сделать букву близкой, имеющей свой характер. Для этого можно предложить такие вопросы: какого роста буква - высокая или низкая? Толстая или тонкая? Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежду? Добрая или злая? Где живет? С кем дружит? Что любит кушать? Чем занимается? Какое у нее хобби?

Предлагаю упражнение, в котором вы попытайтесь узнать букву по ее образу. Например,

Слайд 21.

1. Эта буква - домохозяйка, у нее искривление позвоночника, поэтому она немного сутуловата. Ходит она, немного, перекатываясь. Питается супом-рассольником, любит детей, обнимает их. Седая, почти без зубов, говорит,  шамкая, растягивая слова. Любит готовить, но ее блюда часто пересоленные. Что это за буква? (буква - «С»)

2. Это веселая буква имеет два больших уха, тонкую талию, головы не обнаружено, рук нет, через уши проходит шея. Она очень гордится собой и считает себя фантастической буквой. На других планетах есть существа похожие на нее (буква – «Ф»)

Слайд 22.

Выводы:

Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Использованные источники информации:

http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.

2. Щукина Т.И. Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной  деятельности

3. Казакова А.Ф. Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности

4. Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание

5. Окунева А.А. Спасибо за урок, дети!

6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 4. с. 47.

7. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.

8. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.

9.Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев. М.,1995г

10.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005.

11. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.

12. Лук А.Н. Психология творчества. -Наука, 1978.,125 стр.

13. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин.Минск, 1994.

14. Гафитулин,М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: автореф. дис. ...канд. пед. наук /М.С.Гафитулин. Челябинск, 1996.

15. Гин, С.И. Мир фантазии / С.И.Гин. Гомель, 1995.

16. Злотин, Б.Л. Месяц под звездамифантазии: школа развития творческого воображения / Б.Л.Злотин, А.В.Зусман. Кишинев, 1998.

17. Корзун, А.В. Как помочь ребенку стать успешным в учении / А.В.Корзун / / Пачатковая школа. 2003, №6.

18. Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А Нестеренко. Ростов-на-Дону, 1995.

19. Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: книга для учителя / Ю.П. Саламатов. М., 1990.

20.Г.Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. канд. дис. / Т.А.Сидорчук. М., 1998.

21.Хоменко, Н.Н. Использование игры «Да - нет» при обучении ТРИЗ: материалы к семинару по ТРИЗ / Н.Н.Хоменко. Мн., 1997.таться сидя, лежа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....