Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.
статья по теме

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_ispolzovaniya_tehnologii_triz.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии ТРИЗ

на уроках развития речи в начальной  школе.

        

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей младших школьников.

        Основные направления речевой работы  я представлю на примере организации умственной деятельности детей по развитию у них способности составлять сказки различных типов.

        Современными программами обучения детей в начальной школе  предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, составление новых сказок на основе изменения известных. Для того чтобы научить ребёнка составлять сказку, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. В качестве подготовительной работы по усвоению учениками моделей составления сказок может выступать обучение их схематизации. Т. Е. ребёнок учится записывать текст знакомых сказок с помощью схем на листе простым карандашом. Схемы должны быть простыми, без лишних деталей. От действия к действию ставится стрелочка.

        Обучение  составлению сказок должно проходить по двум направлениям:

Игры и творческие задания. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных предметов.

Создание педагогических условий для усвоения моделей составления сказок.

Игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания.

        

Игра, цель

Содержание, методические рекомендации.

«Назови героя». Учить детей объединять героев по заданному признаку

Учитель называет некий образ, дети должны найти конкретных героев из сказок.

Пример. Назвать героев -девочек. (Герда, Женя…). Вывод: героем сказки может быть девочка, но особенная.

«Действия героя». Учить детей перечислять всевозможные все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Учитель называет героя – дети только действия, которые он совершал в сказке. Далее надо вспомнить героев из других сказок, совершавших эти же действия, но в других сказках.

При затруднении можно зачитывать отрывки сказок.

«Волшебник». Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные объекты.

Игру проводим с помощью кругов Луллия. На одном круге – изображение обычного предмета, на другом – Волшебника. Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Обязательно рассказ дополняется оценкой: кому от этого хорошо, кому – плохо.

«Где-то кто-то…» Учить школьников представлять объект в каком –нибудь месте и составлять о нём сюжет сказочного содержания.

Учитель выкладывает с одной стороны карточки с изображением героев, на другом – место предполагаемых событий. Пересечение карточек позволяет ребёнку придумать сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.

«Волшебники Ухо, Глаз, Рука, Нос». Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Учитель поочерёдно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить сказку. Например, с Волшебником Носом дети попадают  к Кролику в тот момент, когда Винни-Пух угощался мёдом. Ребята описывают запахи от угощений, которые они почувствовали.

«Сказочные слова».

Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Предлагаем детям вспомнить и сказать все сказочные заклинания. Перечислить все слова, с которых начинаются сказки.

         

Составление сказок с помощью метода каталога.

       Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Его суть в построении связного текста сказочного содержания  с помощью наугад выбранных  носителей.

       Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.

       Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо незнакомой книги.  Учитель задаёт вопрос детям, ответ на который ребёнок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают название и пересказывают её.

       Продуктивная деятельность по придуманной сказке: рисование, лепка, аппликация, конструирование, схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

       Во время работы с книгой дети могут потерять интерес к сочинительству. Чтобы этого не произошло, необходимо «собирать» сюжет в быстром темпе, Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ, использовать приёмы драматизации, прекратить искать ответы в книге и придумывать окончание сказки  вместе с детьми, используя элементы «мозгового штурма».

       По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали сказки из наугад выбранных ответов и восстанавливали последовательность вопросов.

       Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и  рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники.        

Составление сказок динамического типа.

       Цель: создать педагогические условия модели сказки динамического типа.

В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определённой целью, при этом взаимодействуют с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать своё поведение, набираться опыта,  в результате чего достигается цель и изменяется отношение окружающих. Если  герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается для них плачевно.

Базовый алгоритм.

  1. Выбирается сквозной герой.
  2. Описываются их свойства, мотивы и цель.
  3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
  4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идёт описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
  5. Итог – изменение героя и вывод жизненного правила.
  6. Придумывается название сказки, составляются правила её сочинения.

Составление сказок описательного типа.

       Модель сказки-описания наилучшим образом обрабатывается на «чудесном экране»

Место, в котором герой учился делу.

Место, в котором герой осуществляет своё дело.

Место, в котором есть помеха действиям героя.

Герой в детстве, который учится этому делу

Герой и его главное дело.

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать своё дело.

Черты характера, качества личности. Умения героя в детстве.

Черты характера, качества личности. Умения героя при выполнении главного дела.

Черты характера, качества личности (изменения их), умения героя при взаимодействии с окружением.

 Цель: помочь детям освоить модель сказки-описания (герой должен чему-то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать своё мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).

        Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности, описанных в теории развития творческой личности.

Базовый алгоритм.

  1. Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
  2. Описание его увлечений, влияние ближнего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности.
  3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает своё дело.
  4. Порча кем-либо дела героя.
  5. Решение творческих задач героя.
  6. Продолжение главного дела.
  7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремлённостью, настойчивостью, преодолением трудностей.
  8. Название сказки и воспроизведение шагов её создания.

         Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше. Как это влияет на сегодняшнее его дело. Если  детство героя прописано в сказке неявно, то его надо додумать и составить рассказ.

       Первые сказки-описания лучше всего придумывать про знакомых героев.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

       Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основными жизненными правилами являются следующие:

-  чтобы делать какое-либо дело, нужны определённые свойства личности или черты характер;

-  свойства человека закладываются в детстве под влиянием кого-нибудь или чего-нибудь;

-  когда человек делает какое-либо дело, то ему могут мешать внешние обстоятельства, и он должен уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.

Используемая литература.

  1. Воображаем, размышляем, творим… Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун. ООО ИД «Белый ветер», 2007 г.
  2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.
  3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас,...

Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе

Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....

Технология ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе

В презентации даются советы по организации начала урока английского языка с применением технологии ТРИЗ...

Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе

Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.

ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...