Главные вкладки

    Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе
    статья по русскому языку (3 класс) по теме

    Витчинова Елена Владимировна

    Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и многих других

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

                        СЛОВАРИК  

                     

    Автомобиль – греческ. «авто» - сам, латинск. «мобил» -подвижный.

    Автобус – греческ. «авто» - сам + латинск. «омнибус» - для всех

    Агроном – греческ. «агрос» - земля, «номес» - закон

    Альбом – греческое «альбус» - белый

    Аромат – греческ. «арома» - приятный запах

    Апрель – латинск. «априкус» - согретый солнцем

    Апельсин – латинск. «априкус» - согретый солнцем

    Астроном – греческ. «астрон» - звезда, «номес» - закон (человек, знающий законы звезд)

    Багаж – франц. «баг» - пакет

    Баскетбол  – англ. «баскет» - корзина, «бол» - мяч

    Береза – древнерусск. «бер» - светлый, белый

    Библиотека – греческ.«библио» - книга; «текос» - хранилище

    Бинокль – от лат. «бини» -два, «окулюс» - глаз

    Велосипед – от латинск. «велокс» - быстрый. «педис» - нога

    Ветеран, ветчина – латинск. «ветус» - старый

    Волейбол – англ. «волей» - полет, «бол» - мяч

    Газета – итал. «газа» - сорока – изображение птицы на монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией

    Голубой – цвет назван по оперенью шейки голубя

    Дорога – общеславянск. «дор» - расчищенное  место

    Каникулы – латинск. «канус» - собака (Звезда Сириус из созвездия Псов появлялась в середине июля и у учеников начинался отдых)

    Карандаш – тюркс. «кара» -черный», «даш» - камень

    Капуста, капитан, капюшон – латинск. «капут» - голова

    Картина, картон – греческ. «харта» - лист, бумага

    Кенгуру – на языке австралийцев «кенг» – прыгать, «роу» - четвероногое

    Колесо, кольчуга, коляска– древнерусск. «коло» - круг

    Корова – древнерусск. «кор» - рог (рогатая)

    Корзина – общеславянск. «корзать» - плести ветки

    Лопата, лопух – древнерусск. «лоп» - плоское расширение, лист

    Лягушка – общеславянск. «ляга» - нога

    Малина – ягода, состоящая из маленьких зернышек.

    Медведь – древнерусск. «мед», «ведать»

    Мелодия – греческ. «мело»- песня, «оде» песня

    Мемориал – латинск. «мемор» - память

    Милиция  - латинск. «милис» - воин

    Москва – древнерусск. название  реки «Моцка» - небольшой водоем

    Пенал – немецк. «пена» - ящичек для перьев

    Пейзаж – франц. «пейжус» - село

    Перчатка, перстень – общеславянск. «перст» - палец

    Печаль, печать  - древнерусск. «пека» - жар, зной

    Пирог – образовано от существительного «пир», пирог – «праздничный хлеб»

    Портфель, портмоне, паспорт – франц. «порте» - носить

    Портной, портянка– древнерусск. «порто» - полотно

    Подушка – под ушко или по душе

    Рябина – от древнерусск. «рябь» - разноцветный, пестрый

    Салют – франц. «салюс» - пожелание здоровья

    Солдат – итальянск. «сольдо» - деньги (раньше поступали в войско за деньги)

    Тетрадь – греческ. «тетрос» - четвертая часть листа. Раньше тетради имели 4 листа

    Телевизор – греческ. «теле» - вдаль, «визор» - вижу

    Телескоп – греч. «теле» - далеко, «скопео» - смотрю

    Телефон – греческ. «теле» - далеко, «фон» - звук

    Топор – общеслав. «топати» - рубить, тяпать

    Фестиваль – латинск. «феста» - праздник

    Фотоаппарат – греческ. «фотос» - свет

    Хороший  - исконно русск. «хорс» - чистый, убранный

    Человек – индоевроп. «кел»(чел) – род, «век» - жизненная сила

    Январь – римск. «Янус» - двуликий бог солнца



    Предварительный просмотр:

    Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

    В последнее десятилетие возрос интерес к родной истории, в том числе и к истории родного языка.

     Начальная школа – это, казалось бы область наиболее далекая от такой сложной науки , как история языка и тем не менее отдельные элементы исторического комментирования, ознакомления школьников с историей слов проникают и сюда.

    Детям младшего школьного возраста свойственна склонность к этимологизированию, ведь они часто слышат слова, смысл которых им непонятен. Обилие и частота самостоятельных «толкований» слов детьми свидетельствуют о постоянной тяге ребенка выяснить происхождение слова.

     Этимология – это раздел языкознания, который занимается происхождением слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.

    На уроках русского языка я стала применять элементы этимологического анализа в работе со словами с непроверяемыми написаниями, которые даются в программе на каждом году обучения. За четыре года обучения младший школьник должен усвоить правописание от 200 до 250 слов:

    - с непроверяемыми безударными гласными;

    - с удвоенными согласными;

    - сложные слова с соединительной гласной;

    - слова с непроизносимыми согласными.

    Дети допускают большое количество ошибок именно в словах с непроверяемыми написаниями. Все методы и приемы, существующие в методике работы со словарными словами, я использовала, но результат чаще всего остаётся тем же.

                  Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка помогают  мне  существенно  улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое мышление самих детей.  Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и многих других. Для того чтобы начать работу с этимологическим анализом в начальной школе необходимы два условия:

    - желание самого  учителя

    - систематически  и целеноправленно обращаться к истории слов на уроках русского языка, чтения и др.;

    - наличие справочной литературы.

           Используя в работе над словами с непроверяемыми написаниями «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, книгу Л.Успенского «Почему не иначе» и др., я собрала свой  «Этимологический словарик» для учеников начальной школы

                    Правила работы с этимологическим словариком

    1.  Дается толкование современного лексического значения слова. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется.

    2. Этимологическая справка, сообщающая язык-источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова, выделяется слово иди морфема с опорным написанием.

    3. Образец краткой записи этимологической справки в тетради учеников.

    4. Представление этимологии с помощью рисунка.

    АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.

    Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альбум – “белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению”, альбус – “белый”.

    Альбом – альбус = “белый”.

    И с тех пор порядок в доме,
    А грибы растут в альбоме.

    /Э. Успенский./

    БЕРЕЗА – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

    Это слово общеславянское. Дерево названо по белому цвету коры: бер – “светлый, ясный, белый”.

    Береза – бер = “светлый, ясный, белый.”

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    /С. Есенин./

    САЛЮТ – приветствие в торжественных случаях, отдание почестей ружейными залпами, разноцветными ракетами, флагами.

    Салют – заимствовано в Петровскую эпоху из франц. языка. Посредством латин. салюс – “пожелание здоровья”.

    Салют – салюс = “пожелание здоровья”.

    Грянул гром, веселый гром,
    Засверкало все кругом!
    Рвутся в небо неустанно
    Разноцветные фонтаны,
    Брызги света всюду льют!
    Это праздничный .../салют/.

    КАРАНДАШ – графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения.

    Карандаш – заимствовано в ХVIII веке из тюркского языка. Тюркское “карандаш” образовано путем сращения двух слов кара – “черный” и даш – “камень”.

    Карандаш – кара, даш = “черный камень”.

    Черный Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где носом проведет,
    Там заметку кладет. (загадка)

    Практика показала, что дети охотно занимаются такой работой, она вызывает у них самый живой отклик. А в конечном итоге повышается  и интерес к урокам русского языка, и уровень орфографической грамотности, появляется внимательное отношение ко многим языковым фактам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

    практические приемы использования технологии проблемного обучения...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

    В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

    "Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

    "Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

    Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе

    Актуальность. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс,...

    Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

    Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...