Главные вкладки

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос
    статья по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

    В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического мышления, применяемые на уроках русского языка в начальной школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Асхатова Р.И.,

    учитель русского языка начальных классов  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново – Савиновского района города Казани РТ

     В разрабатываемом проекте «Профессиональный стандарт педагога» подчёркивается, что педагогу вменяется в обязанность умение формировать универсальные учебные действия (УУД) и использовать и применять современные педагогические технологии.

     Среди большого количества существующих педагогических технологий можно выделить технологии проблемного обучения, и здоровьесберегающие, игровые,  проектной и исследовательской деятельности, которые я использовала в своей педагогической деятельности.

    Но опыт работы подсказывает, что наиболее продуктивной на сегодняшний день является технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая учит мыслить логически, нестандартно, творчески.

     О технологии развития критического мышления через чтение и письмо я впервые услышала на семинаре в рамках инновационного проекта школы «Формирование ключевых компетенций посредством техник учения в контексте компетентностной педагогики». Эта технология меня заинтересовала, и я начала применять некоторые её техники (кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал) на уроках русского языка в начальной школе.

     При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего тебе понадобятся, полученные знания и как ты их можешь применить.

     Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

     На стадии вызов я использую технику «Кластер».

     Кластер – это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие или учитель на доске, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю им озаглавить смысловые блоки (4ые классы) или даю готовые вопросы (2-3и классы). Ученики с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы.

     «Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

    Перед изучением темы «Виды глагола: совершенный, несовершенный» в 4ом классе, ребята вспомнили и обобщили знания о глаголе, составив кластер.

            Рисунок1

    Техника «Кластер» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную  деятельность. У детей есть возможность проявить себя, показать своё видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

     Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить её; соотнести с уже имеющимися знаниями.

     На стадии осмысления использую технику «Фишбоун»-«Рыбий скелет».

    Эта техника заключается в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних – ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению).

                                                                                                                    Рисунок 2

    Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. При работе с данной техникой ребята могут работать индивидуально, в парах, в группе. Например, на уроке русского языка по теме «Время глагола» в 4ом классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого, они дают ответ на вопрос: как определить время глагола?  По ходу исследования они заполняют схему.

                                                                                                                     Рисунок 3

    Схема «Рыбий скелет»

    После заполнения схемы «Рыбий скелет» делают вывод: чтобы определить время глагола, надо поставить вопрос и выяснить, в какое время совершается действие.

     Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун»-«Рыбий скелет», приобретают такие метапредметные компетенции, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности.

     Третья стадия – рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, так как здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие.

     На стадии рефлексии использую техники «Бортовой журнал», «Синквейн».

    Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приёмы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Простейшая из них – таблица из двух колонок: в левую – учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую – при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали.

                                                                                                                     Рисунок 4

    Что мне известно по данной теме

    Что нового я узнал

    Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять «бортовые журналы».  Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.

    На стадии рефлексии учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.

    При изучении темы «Три склонения имён существительных» в 3ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали всё, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания  по данной теме.

                                                                                                                    Рисунок 5

    Что я знаю по теме

    Что я узнал по теме

    1. Часть речи

    1 скл. – м.р. и ж.р. – а, я

    папа,  земля

    1. Предмет

    2 скл. – м.р.  - дом

    с.р. – о, е   поле,  окно

    1. Вопросы

    1. Бывает женского, мужского, среднего рода

    3 скл. – ж.р. с Ь

    рожЬ, метелЬ

    1. Изменяется по числам

    Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы.

    Техника  «Синквейн» позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, создаёт условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

    Синквейн с французского языка означает «пять» - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Алгоритм написания синквейна

    Строка

    Вопрос

    Слова

    1 – я строка

    Кто? Что?

    одно существительное

    2 – я строка

    Какой? Какая? Какие?

    два прилагательных

    3 – я строка

    Что делает?

    три глагола

    4 – я строка

    Что автор думает о теме?

    фраза из четырёх слов

    5 – я строка

    Кто? Что? (Новое звучание темы)

    одно существительное

     

    На уроках русского языка в 4ом классе после написания сочинений по картинам В.Васнецова «Три богатыря» и М.Врубеля «Царевна-Лебедь» ребятам было предложено составить синквейн.  Приведу примеры:

    1. Илья.
    2. Могучий, храбрый.
    3. Ехал, сражался, победил.
    4. Всем людям радость дарил.
    5. Герой!

    1. Царевна.
    2. Красивая, величавая.
    3. Затмевает, выступает, говорит.
    4. Встрепенулась, отряхнулась и в царевну обернулась!
    5. Красавица!

     Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребёнку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу,  учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.

      Использование приведённых выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

    Литература

    1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003.
    2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках.-М.: Просвещение, 2004.
    3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
    4. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И.Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.
    5. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И.Кузнецова. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.
    6. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И.Кузнецова. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. М.: Вентана-Граф, 2012.-192с.
    7. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии. 2004. №2 с.3-10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

    В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

    Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

    В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

    Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

    Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

    Использование игровых педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе

    Использвание игровых педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе...