Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Железнякова Зинаида Ивановна

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.Опираясь на требования  к современным методам обучения иностранному языку в рамках новых стандартов, на своих уроках мы создаём атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно, стимулируем интерес детей к изучению английского языка, активизируем деятельность учащихся, применяя  игровые методы обучения как средство реализации системно - деятельностного подхода в условиях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksich._igry_statya.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации  ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. 

Каждый учитель старается сделать свои уроки интересными, увлекательными и добиться того, что бы они развивали познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся. От преподавателя  иностранного языка в начальной школе с первых шагов обучения требуется научить умению общаться на изучаемом языке, пусть даже на самом элементарном уровне, заложить основу владения коммуникативной компетенцией.

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

Опираясь на требования  к современным методам обучения иностранному языку в рамках новых стандартов, на своих уроках мы создаём атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно, стимулируем интерес детей к изучению английского языка, активизируем деятельность учащихся, применяя  игровые методы обучения как средство реализации системно - деятельностного подхода в условиях ФГОС. Применяя игровые технологии на своих уроках, мы отметили, что их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и преподавателем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учащимися. Игра дает возможность неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолеть этот барьер. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

По характеру игровой методики (Селевко Д. К.) игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

На своих уроках в начальной школе мы используем различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетные, ролевые, игры – драматизации. При планировании уроков и подборе к ним различных игр мы стараемся учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык, так как есть учащееся, которые имеют пониженный уровень общего образования. Мы также учитываем увлечённость современных школьников компьютерными технологиями и, поэтому, применяем обучающие компьютерные игры на английском языке, мультимедийные приложения на уроках и во внеурочное время. Игровой метод обучения не просто интересен, он – эффективен, его можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Г.А.Китайгородская считает, что игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже,  внимании, уважении. Игровые моменты применяются на любом уроке иностранного языка и на любом его этапе. Для предъявления и повторения новой лексики, проверки правописания слов, для развития навыков монологической и диалогической речи, а также на обобщающих уроках по различным темам. Это может быть: урок-КВН, урок-викторина, урок-инсценировка, урок-конкурс.  Игра заставляет детей забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют, в то время как учитель для себя оценивает знания ребят, делает выводы о том, что они усвоили, над чем ещё придётся поработать.

Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

Лексические игры можно использовать на разных уровнях овладения английским языком — от начального (Beginner) до продвинутого (Advanced). Только, конечно же, на каждом этапе эти игры будут свои. На уровне Beginner и Elementary можно в игровой форме учить алфавит, правописание букв и слов. На уровне постарше это хороший способ для запоминания новых выражений и словосочетаний. Игры могут быть более творческие и коммуникативно-направленные (придумать историю, составить диалог с новыми словами) и полу-коммуникативные, направленные на отработку и запоминание новых лексических единиц (gap filling, choose the right variant). Также лексические игры могут быть активными, подвижными  и статичными.

Хотелось бы привести несколько примеров ролевых  игр, применяемых нами на занятиях.  

1.  “I Can’t See”

 На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка “убегает”. Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, и кто из зверушек остался: I can see… I can’t see ...

2.  “And you?”

Дети сидят на своих местах. Играют поочередно. Игру начинает учитель. Он говорит: “I like to run, and you?” При этом он передает ученику, к которому обращается «волшебную палочку». Тот в свою очередь говорит свою фразу и передает палочку своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.

3. “Change your places”

Дети становятся в круг. Играют все одновременно. У каждого в руках карточка с цифрой. Карточку следует держать двумя руками перед собой. Каждый из играющих называет свою цифру, подтверждая этим, что он ее запомнил. Учитель называет две цифры, например: ”Two – five”. Учащиеся, у которых в руках эти карточки, быстро меняются местами. (В руках у учащихся карточки с изображением животных. Учитель называет двух животных. Дети, имеющие карточки с изображением этих животных, быстро меняются местами.)

4.”Name the sixth”

 Игроки садятся в круг. Водящий начинает игру, перечисляя слова из изученной лексики, например, 5 видов спорта, 5 профессий, 5 животных. Тот, кого попросили продолжить перечень, должен быстро добавить ещё одно название, назвать «шестое», не повторяя перечисленного прежде. Если отвечающий сразу называет 6-ое слово, то становится ведущим, если ученик промедлит, то водящий остается прежний. Например: cat, dog, monkey, rabbit, cow...(pig)

5. Guess the word

Для этой классической игры, которая также известна как charades, понадобится две команды. Подготовьте карточки с лексикой, которую сейчас проходите. Из каждой команды выходит по одному ученику. Оба смотрят на карточку, после этого каждый поворачивается к своей команде. За одну минуту или 30 секунд они должны показать жестами слово или предложение, а участники каждой команды пытаются угадать слово как можно быстрее. Команда, которая угадала первой, получает очко.

Например:Show what you did yesterday:

I skated yesterday. I played the guitar. I swam yesterday.

6.Scattergories

Перед уроком вы или вместе с учениками выберите несколько категорий, например, домашние любимцы, виды спорта, продукты, виды транспорта. В этой игре каждый раунд будет начинаться с новой буквы. Поставьте таймер на три минуты. За это время каждый ученик по очереди называет по слову, которое начинается из определенной буквы (например, “c”) и относится к определенной категории. За каждое слово ученик получает очко. Выигрывает тот, у кого больше всех очков в тот момент, когда зазвонил таймер. Следующий раунд начинается с новой буквы и новой категории.

7. Line up

В этой игре вы называете тему, а ученики должны выстроиться в шеренгу. Например, вы говорите: “ Date of birth — line up”. Ученики спрашивают друг у друга “When is your birthday?” и соответственно ответам выстраиваются в шеренгу. После того, как все выстроились, ученики по очереди называют свой день рождения, а вы проверяете, правильно ли они выстроились. После этого повторяете игру с последующими темами: height, shoe size, number of brothers and sisters, number of times they have been in other cities, how many pets they have got…. Для того чтобы сделать игру еще более интересной, используйте таймер. Например, ученики должны выстроиться в шеренгу за минуту.

 Игры для тренировки предлогов времени

Вашим ученикам предстоит выучить предлоги времени? Или, возможно, они их выучили, но до сих пор допускают ошибки? Не проблема! С помощью игр они смогут весело, интересно и быстро выучить или отработать эту тему.

Вам понадобятся карточки со словами “ in the morning, in the afternoon, in the evening, at night, on Monday, on Friday, at the weekend, in summer, in winter” и т.д., по одному слову на каждой карточке.

1. Grab that chair!

Положите в центр круга набор карточек. Один ученик становится в центр. Остальные берут стулья и садятся в круг. Ученик вытягивает карточку (например, in the «morning”) и говорит, что он делает в это время, используя при этом правильный предлог времени.

Пример:

I always drink coffee in the morning.

Все, кто пьют кофе по утрам, должны быстро сесть на новое место. В центре круга остается новый игрок, который берет новую карточку.

2. When?

Разложите карточки на столе. Игроки становятся вокруг стола. Если учеников много, тогда к столу подходят по очереди по одному - два игрока из каждой команды. Учитель задает вопросы, например,

“When do most people go on vacation?” Ученик должен быстро схватить соответствующую карточку – in summer. После этого ученик дает полный ответ, используя предлог времени: “Most people go on vacation in  summer”. Если предложение правильное, он получает очко. Тот, кто за игру получает больше всех очков, победитель.

Примеры вопросов для игры: When does the working week start? When do we celebrate Christmas and New Year? When do people have breakfast?

3. Find your partner

Эта игра подходит для больших классов и групп. Распечатайте разные расписания, сделайте по две копии каждого и раздайте их ученикам. Учащиеся ходят по классу и задают друг-другу вопросы, чтобы найти свою пару.

Student A: What do you do in the morning?

Student B: I sleep in the morning.

Student A: Hmmm, I watch TV in the morning.

(to Student C) What about you? What do you do in the morning?

Student C: I watch TV in the morning

Student A: Me too! Pair!

Как видите, лексические игры на уроке английского языка могут быть самыми различными по сложности, тематике, коммуникативной направленности и т.д. Некоторые требуют определенной подготовки от преподавателя, а некоторые можно проводить совершенно спонтанно. Игры вносят определенное разнообразие в учебный процесс и, запоминая с удовольствием новую лексику, учащиеся  легче применяют ее в различных ситуациях общения.

Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. 

Бенджамин Франклин – талантливый американский бизнесмен, музыкант, писатель и издатель  сказал:"Games lubricate the body and the mind."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе

В данной работе рассмотрим, что игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося, остановимся на классификации игр, приведем примеры игр, которые учитель может использовать в ...

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

Использование игровых технологий на уроках английского языкаС детьми к предмету, а не с предметом к детям.Р. ШтейнерСоциально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего ...

Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип акт...

Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

В данной статье автор рассматривает успешное применение игровых технологий на уроках английского языка  на начальном этапе обучения....

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе.

Статья рассматривает необходимость использования игровых форм обучения в начальной школе. Основное внимание уделено орфографическим и лексическим играм на уроках английского языка. Применение приемов ...