Главные вкладки

    Статья ( класс) на тему:
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_doklad_2.docx40.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    Азаренко Н.А-учитель начальных классов  

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» города Кирова

          Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой  новые цели и задачи.  Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в российской школе. Учитель должен учитывать новые требования, предъявляемые  обществом и государством. Поэтому при определении цели своей педагогической деятельности я брала за основу приоритетные требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка, формирование универсальных учебных действий (УУД) посредством использования и применения современных педагогических технологий.

         Среди большого количества существующих педагогических технологий можно выделить технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые,  проектной и исследовательской деятельности,

         Попробовав многие из вышеперечисленных, я выбрала для себя наиболее продуктивную,  технологию развития критического мышления через чтение и письмо.    

    О данной технологии я впервые услышала на курсах «Современные технологии в условиях реализации ФГОС»-16.11.15г. на семинаре «Формирование ключевых компетенций посредством техник учения в контексте компетентностной педагогики». Эта технология меня заинтересовала, т.к. она учит мыслить логически, нестандартно, творчески, и я начала применять некоторые её техники: кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал на уроках русского языка.

        При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего  понадобятся полученные знания и, наконец,  как  их можно применить.

     Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить  к активной работе на уроке и дома.

     На стадии вызов я использую технику «Кластер».

     Кластер – это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик или учитель на доске записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Ученики с удовольствием используют «кластеры». Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы.

     «Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

    Перед изучением темы «Имя существительное» в 3-ем классе, ребята вспомнили и обобщили знания об имени существительном, составив кластер.

            Рисунок1

            

            

            

            

    Техника «Кластер» помогает развитию личностных и познавательных УУД: умение вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную  деятельность. У детей есть возможность проявить себя, показать своё видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

             Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить её; соотнести с уже имеющимися знаниями.

             На стадии осмысления использую технику «Фишбоун» - «Рыбий скелет».

    Эта техника заключается в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних – ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению).

                                                                                                                    Рисунок 2.

    Записи в данной схеме должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть изучаемого материала. При работе с данной техникой ребята могут работать как индивидуально, так в парах, в группах.

    Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» в 3-ем классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого они дают ответ на вопрос: как определить род имени существительного?  По ходу исследования они заполняют схему.

     Рисунок 3.

    Схема «Рыбий скелет»

    После заполнения схемы «Рыбий скелет» дети делают вывод: чтобы определить род имен существительных нужно подставить слова-помощники: м.р. -  он (мой), ж.р - она (моя), ср.р. - оно (мое). Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун» - «Рыбий скелет», приобретают такие метапредметные УУД, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности.

             Третья стадия – рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, так как здесь формируются регулятивные и личностные УУД: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие.

             На стадии рефлексии использую техники «Бортовой журнал», «Синквейн».

    Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приёмы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Простейшая из них – таблица из двух колонок: в левую – учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую – при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали.

                                                                                                               

    Например:

    Что мне известно по данной теме?

    Что нового я узнал?

    Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? и обозначает предмет.

    Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным,

    Имя существительное может быть собственным и нарицательным.

    Имя существительное изменяется по числам.

    Имя существительное имеет род:

    Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками он (мой)-мужского рода.

    Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками она (моя)-женского рода.

    Имя сущ., которое можно заменить словами-помощниками  оно(мое)-среднего рода.

    Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять «бортовые журналы».  Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.

    На стадии рефлексии учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.

    При изучении темы «Имя существительное» в 3-ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали всё, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания  по данной теме.

                                                                                                                    Рисунок 5

    Что я знаю по теме

    Что я узнал по теме

    1. Часть речи

    1. Имя существительное изменяется по родам

    1. Предмет

    2. Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:

    м.р.- нулевое, -а,-я.

    ж.р.- нулевое,- а,-я.

    ср.р.- -о, -е.

    1. Вопросы

    1. Изменяется по числам

    3. Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе  надо поставить его в начальную форму (ед.ч, И.П.).

    Птицы-птица(ж.р.).,наокне-окно(ср.р.)

    Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы.

        Техника Синквейн с французского языка означает «пять» - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Алгоритм написания синквейна

    Строка

    Вопрос

    Слова

    1 – я строка

    Кто? Что?

    одно существительное

    2 – я строка

    Какой? Какая? Какое? Какие?

    два прилагательных

    3 – я строка

    Что делает?

    три  глагола

    4 – я строка

    Что автор думает о теме?

    фраза из четырёх слов

    5 – я строка

    Кто? Что? (Новое звучание темы)

    одно существительное

     

    На уроках русского языка в 3-ем классе после написания сочинений по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» ребятам было предложено составить синквейн.  

    Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребёнку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу,  учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.

    Приведу примеры:

    1. Иван-царевич.
    2. Сильный, храбрый.
    3. Ехал, увидел, выслушал.
    4. Подошел близко к лягушке.
    5. Храбрец!

    1. Лягушка-квакушка.
    2. Зеленая, маленькая.
    3. Смотрит, говорит, просит.
    4. Стану теперь твоей женой!
    5. Волшебство!

                Использование приведённых выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

              Использование современных технологий обогащает арсенал учителя, создают предпосылки для всестороннего развития учащихся.

              Ведь главным остается  заинтересованность и участие педагога  в каждом ребёнке, умение подобрать ключик к детской душе. Чтобы дети шли в школу с удовольствием, стараюсь создать в классе психологически-комфортные условия, атмосферу доверия, взаимопомощи, творчества. Для ребёнка очень важно получать одобрение со стороны значимых для него людей. Я не скуплюсь на похвалу, одобрение, стремлюсь для каждого создать ситуацию успеха. Считаю, что признание успехов ребёнка – пусть даже совсем незначительных, окрыляет, придает уверенность, побуждает стремиться к новым достижениям.  В каждом ученике стараюсь увидеть свою изюминку,  дать возможность проявиться лучшим сторонам личности, развить индивидуальные возможности каждого. Получая новые знания, ученик прилагает усилия, а педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед.

    Литература

    1.  Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

    2.   Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. — М.; Тюмень, 1994.

    3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003.

    4.  Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках.-М.: Просвещение, 2004.

    5.  Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.

         6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.

         7. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И.Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.

    8. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И.Кузнецова. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.

    9. Иванов С.В., Евдокимова А.О., М.И.Кузнецова. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. М.: Вентана-Граф, 2012.-192с.

    10. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии. 2004. №2 с.3-10


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

    Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

    Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

    В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

    Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

    Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

    "Формирование личности на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

    С первых шагов обучения ИЯ в школе учитель моделирует определённые ситуации на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика, формируя, тем самым, положительную мотивацию для из...

    Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...