Главные вкладки

    Использование системы НФТМ-ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе
    статья по иностранному языку на тему

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Make your every day bright

    From morning till night!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование системы НФТМ-ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе.

    Современная система образования предъявляет высокие требования к изучению любых предметов, в том числе и иностранных языков.

      И особо сложно при этом ученикам первых лет обучения. Начало школьного обучения становится стартом резких изменений во всех видах развитии ребенка. В частности, в общении, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми и со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми - один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Конечно, это стресс и нелегкая задача для любого ребенка, но особо на усложняется, если речь идет об изучении иностранного языка. Так, на уроках английского языка уже во втором классе ученики сталкиваются с тем, что, не изучив еще до конца все буквы-звуки, они уже должны знать изрядное количество слов и их активный вокабулярий увеличивается и усложняется от урока к уроку. Ко второму полугодию предполагается, что дети уже должны читать диалоги и составлять предложения. При том, что в русском языке они еще не используют понятия частей речи, а некоторые плохо читают и даже не знают все буквы языка родного и т.п.

      Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опираться далее – в среднем и высшем звене, но и (а может быть и самое главное) – не отбить у ученика «охоту» к изучению предмета, а наоборот, привить любовь и интерес к (в нашем случае) английскому языку. Новые государственные стандарты предусматривают все большую роль ученика в образовательном процессе, все больше творчества, и весь процесс обучения превращается в процесс формирования личности творческой и креативной. Но как не уйти в игру полностью и не потерять ту нить познавательного процесса, чтобы достигнуть образовательную цель?

       Мне кажется, отлично соответствует всем вышеперечисленным требованиям инновационная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ профессора М. Зиновкиной – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач.

       Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся. НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Цель данной системы – формирование творческой личности учащихся. Подцелями системы НФТМ является формирование в учебном процессе прежде всего дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности.

    Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе  НФТМш (непрерывное формирование творческого мышления в школе) предусматривают реализацию основных дидактических принципов, присущих всей системе НФТМ, через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. Меняется и система оценок качества знаний. Творчество – это всегда внесение чего-то личного, своего, это выход за рамки общепринятой системы, это полет фантазии. Именно поэтому важной составляющей оценивания в системе НФТМ-ТРИЗ является не только уровень усвоения изученного материала, но и личностный рост каждого ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

    Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат:

     а) развитие личностных качеств ученика;

    б) его творческие достижения по английскому языку;

     в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

    Можно представить универсальную структуру урока НФТМ как систему блоков, например:

    Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

    Блок 2 (содержательная часть) содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.

    Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.

    Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

    Блок 5 (интеллектуальная разминка - ИР) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей.

    Блок 6 (компьютерная интеллектуальная поддержка - КИП) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся.

    Блок 7 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.

      И при этом каждый блок в каждом отдельном уроке будет немного отличаться использованием разных приемов, игр, методик и тп.

      Не стоит забывать, что на любом уроке и в любом виде деятельности именно учитель должен мягко направлять, создавая спокойную благожелательную атмосферу. Именно педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества и взаимопонимания. От того, какой учитель создаст климат на уроке, сумеет смоделировать ситуацию успеха для каждого, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем, а НФТМ-ТРИЗ система как раз и отвечает этим требованиям. Но при этом высокие требования предъявляются и к педагогу. Именно учитель должен быть той «зажигалкой» «генератором идей», и к самому себе и своему развитию должен предъявлять требований еще больше, чем к ученикам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

    Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

    Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе

    Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе...

    Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.

    Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...

    «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях ФГОС».

    Разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить. Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности. Реальн...