ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Комарова Надежда Владимировна
В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять на познавательную деятельность. При выполнения проекта учащемуся предоставляется выбор задания,  вариативность. Чтобы решить эту проблему, рекомендуется обратиться к методу уровневой дифференциации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ГРНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

THE USE OF (SPECIFIC) A DIFFERENTIATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

Комарова Надежда Владимировна

Научный руководитель: Н. А. Семенова, канд. пед. наук, доцент

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, обучающиеся, дифференциация, педагог.

Аннотация: В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять на познавательную деятельность. При выполнения проекта учащемуся предоставляется выбор задания,  вариативность. Чтобы решить эту проблему, рекомендуется обратиться к методу уровневой дифференциации.

         «Проект» -  (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проектная деятельность младших школьников  - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая  под контролем учителя или самостоятельно, в результате которой создается некий продукт имеющий новизну. Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Следовательно, главный результат проектной деятельности — накопление детьми поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся, определяющая результат проектной деятельности (решение социально значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т. д.).

Классификация современных проектов

Таблица 1

Общедидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

1

2

3

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Ролево-игровой

Предполагает распределение между участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

Информационный (ознакомительно-ориен- тировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска) , способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад, реферат), презентация

Предметно- ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-

содержательная

область

Моно проект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требующие тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер

координации

проекта

С открытой координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно- координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникационный)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно- познавательную деятельность учащихся — партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности (1—2 мес.)

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

Долгосрочный (до 1 года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему


        Сегодня, когда в образовательный процесс активно внедряется компетентностный подход, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания и их роли в формировании у учащихся ключевых образовaтельных компетентностей, т.е. усвоения не просто некоторой суммы дискретных знаний и умений, а совокупности образовательных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление определённых видов деятельности. Зaдaча формирования ключевых компетентностей может быть с успехом решена путём организации проектной деятельности межпредметного хaрактера. Межпредметные связи способствуют формировaнию надпредметных понятий, полное представление о которых невозможно получить в одной предметной области (например, явления природы, поверхности земной коры). Одним из эффективных способов установления таких связей является уровневая дифференциация при организации проектной деятельности учащихся.

Межпредметные связи с мaтематикой обусловлены необходимостью делать математические расчёты, анализировать и обрабатывать результаты исследования, строить диаграммы.

При всём многообразии видов межпредметного взaимодействия можно выделить три основных направления, которые могут быть реализованы в проектной деятельности:

комплексное изучение одного явления или объекта разными науками;

использование методов одной науки для изучения различных явлений и объектов в других науках;

привлечение рaзличными науками одних и тех же теорий и законов для изучения различных явлений и объектов.

При обучения учитель нaчальных клaссов  сталкивается, как правило, с низким уровнем мотивации учащихся: не многие желают заниматься проектной деятельностью, особенно в более старшем возрате. В этих обстоятельствах следует действовать особенно профессионально, чтобы, с одной стороны, не оттолкнуть учащихся от проекта, учесть их индивидуальные особенности, и вместе с тем не допустить снижение его качества. Чтобы решить эту проблему, рекомендуется обратиться к методу уровневой дифференциации. Для этого необходимо выполнить всего одно условие: определить уровень сформированности учебно-познавательной компетентности – бaзовый, продуктивный или продвинутый. Например, в ходе диагностирования выявляется склонность к проектной деятельности и в соответствии с уровнем сформированности учебно-познавательной компетентности, интересами и индивидуальными особенностями каждому предоставляется выбрать вид проекта. Продвинутые учащиеся могут самостоятельно перерабатывать источники информации и использовать методы теоретического и экспериментального исследования. Учащимся с недостаточным уровнем самостоятельности предлагается писать информационный проект или работать над проектом в составе группы, где каждому отводится определённая роль.

Следует отметить, что названия уровней весьма условны. Любой проект независимо от его вида содержит хотя бы небольшое исследование. Информационный проект – это базовый уровень овладения проектной деятельностью. В ходе работы над ним отрабатываются навыки по определению темы проекта, цели и задач и планированию работы. Очень важно при этом сформировать представление о композиции и структуре проектной работы, научить работать с информацией, а также правильно описывать её источники и составлять тезисы.

Овладев на базовом уровне опытом написания проектной работы, учащиеся переходят на продуктивный уровень и создают информационные проекты с обязательным применением элементов исследования (например, мысленного моделирования, анкетирования или интервьюирования), последующей апробацией его результатов и окончательными выводами. Продукт проекта (реферат, статья рекомендации и т.д.) может быть использован в классе, школе, городе и т.д. Главное свойство продукта проектной работы не в масштабах использования, а в пользе, которую он принесёт. На продуктивном уровне учащиеся уверенно овладевают умениями создания PowerPoint-презентации, составления выступления на защите, ведения дискуссии по теме своей работы.

На продвинутом уровне учащиеся овладевают методами экспериментального исследования (лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.) и выполняют работу, по структуре напоминающую подлинно научное исследование. У таких учащихся проблема работы должна быть актуальной, а её решение оригинальным, обучающиеся  должены показать высокую степень самостоятельности при выдвижении и проверке гипотезы, формулировании цели и задач проекта, поиске, анализе и обработке информации, в приобретении навыков применения теоретических, экспериментальных и математических методов исследования, измерений и обработки данных экспериментального исследования. Особенно убедительно на продвинутом уровне демонстрируется установление межпредметных связей различных предметов обучения, а также их эффективность при комплексном изучении конкретного явления или объекта. Метод уровневой дифференциации не привязывает жёстко вид проектной работы к возрасту учащегося. Его цель – подвигнуть учащихся к проведению научно-исследовательских работ. Информационный проект одинаково успешно может быть осуществлён и первоклассниками, и девятиклассником, но уровень самостоятельности будет существенно различаться. Однако у юных исследователей любого школьного возраста не должно возникать иллюзий полноценного овладения ими опытом проектной деятельности, т.к. действительно самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения высшего образования.

Таким образом, в  процессе работы над проектом у учащихся          наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) обучающиеся умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) умеют находить информацию 70% учеников;

в) коммуникативные: умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся;

г)построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 50% учеников. А использование дифференцированного подхода в проектной деятельности   помогает  формированию функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать в команде, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность в будущем   позволяет ребятам перейти  в среднее звено  подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.  

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.

2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель.— 2000. – № 4. - с. 52-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Дифференцированный подход в организации учебного процесса в начальной школе

Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик работал в полную силу,  сознательно и прочно усваивал программный материа...