Главные вкладки

    Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
    статья ( класс) на тему

    Кадырова Алла Анатольевна

    В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_vneurochnaya_deyatelnost.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Алла Анатольевна Кадырова

    ГБОУ СОШ № 394 Санкт-Петербурга

    allakadyrova@mail.ru

     «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

    В статье рассматриваются вопросы использования проектной деятельности в организации внеурочной деятельности  в начальной школе. Представлен анализ результатов работы за предыдущие годы, позволяющей сделать выводы о необходимости целенаправленного обучения учащихся начальной школы проектной деятельности, о том что проектная деятельности – оптимальный и наилучший вариант организации внеурочной деятельности.

    Новизна работы заключается в создании условий методического руководства проектной деятельностью в школе, основной целью которого является подготовка педагогов и осуществление проектной деятельности как способа организации внеурочной деятельности.

    Практическая значимость работы. Сегодня в школах  достаточен практический опыт использования проектной деятельности, поэтому методическое руководство заключается в организации работы с педагогами для включения их в общую совместную проектную деятельность, организации планомерного поэтапного развертывания проектных действий, приводящих к общешкольному проекту, а не к конкретному, отдельно взятому проекту класса или параллели.  Разработаны практические рекомендации и алгоритм метода совместных проектов, приведен пример двух общешкольных проектов «Метод подчиненных проектов», «Метод взаимосвязанных проектов»  

    Ключевые слова: проектная деятельность, младший школьник, внеурочная деятельность

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

    (далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства

    образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

           Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

           Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

    Проект - работа, которая должна быть выполнена для достижения заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом создается всегда что-то новое.

    Проектная деятельность–это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от момента  возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов.

                  Проектная деятельность учит не только применять на практике полученные знания, но и узнавать в ходе исследования что-то новое, учит действовать в нестандартных ситуациях, развивает творческую активность, а где творчество там и интерес, а с помощью интереса мы привлекаем ребенка к серьезным проблемам, которые складываются сегодня в России и наш город тому неисключение.

    Анализируя опыт организации внеурочной деятельности в нашей школе мы пришли к выводу, что самой эффективной формой  работы является совместная  проектная деятельность. Данные выводы позволил сделать опыт организации проектной деятельности за последние годы. В результате реализации совместных общешкольных проектов у учащихся появился интерес к внеурочной деятельности, развились следующие компетенции:

    • умение работать в парах и группах;
    • коммуникативные компетенции
    • личностные результаты

    Даже в небольшой школе обычно выполняется одновременно несколько проектов (конечно, если под проектом понимать нечто-то грандиозное, а некоторую последовательность мероприятий). Кроме того, при решении многих практических задач учителям приходится взаимодействовать с партнерами, которые берут на себя часть работ, а также имеет место тесное взаимодействие между классами, параллелями классов

    Метод MS Project позволяет создавать проекты, связанные друг с другом по одним параметрам и независимые по другим. Например, проекты могут быть связаны отношениями подчиненности, но использовать разные ресурсы, либо преследовать разные цели, для достижения которых применяются одни и те же ресурсы и т. д. 

    Далее в статье описаны две модели «Подчиненные проекты» и «Взаимосвязанные проекты», на примере которых, мы покажем, как организована работа по внеурочной деятельности в начальной школе используя метод MS Project.

    Модель№1

    Проект “Что такое ЮИД” 4 класс

    Цель этого проекта была в том, чтобы познакомить учащихся 4-х классов с деятельностью отрядов ЮИД, создать собственный школьный отряд.

    В результате реализации этого проекта был создан отряд ЮИД «Навигатор» ГБОУ СОШ № 394, который успешно выступил на районном и городском конкурсах по ПДД: «Безопасное колесо», «Мы - будущее ГБДД». Разработан ряд локальных актов школы и других документов по деятельности отряда ЮИД:

    1. Положение об отряде юных инспекторов движения (ЮИД)
    2. План работы с отрядом ЮИД
    3. Памятки для членов отряда ЮИД, памятки для учащихся по ПДД

    Проект «Жизни свои и друзей сбережем!» - 3 класс

    Был организован в рамках подготовки к конкурсу «Мы - будущее ГИБДД!»

    Разъяснительная работа велась по трем направлениям:

    - разработка безопасного пути из дома в школу и обратно, учащиеся исследовали безопасные пути подхода к школе, фотографировали нарушения ПДД на дорогах,  прилегающих к школьной территории, составляли презентацию

    - разъяснительная работа в д\садах, учащиеся разработали, инсценировали и показали сказку по ПДД и профилактике ДТП «Волк и семеро козлят»

    - разъяснительная работа среди молодежи и родителей, учащиеся подготовили и провели Флэш-моб: «Жизни свои и других сбережем!», разместили материалы по профилактике ДТП на страницах школьного сайта: видеоролики, презентации.

    Проект «Я и мои права» - 2 класс

    Проект «Я и мои права» был организован в рамках программы по Окружающему миру  по теме «Мои права», учащимися были изучены права гражданина России, в том числе и по ПДД. Ребята нарисовали рисунки на тему ПДД, придумали словарь по ПДД, загадки, пословицы, кроссворды, другой занимательный материал. Весь материал был собран и представлен в виде книжки – малышки «Мои права»

    Проект «ПДД в картинках» - 1 класс

    Проект «ПДД в картинках» был организован в рамках программы по Окружающему миру,  по теме урока: «Правила дорожного движения», учащимися были изучены основные правили дорожного движения. Ребята нарисовали рисунки на тему ПДД. Весь материал был собран и представлен на выставке рисунков по ПДД

               Общешкольный проект:   «Азбука дорожного движения для детей и взрослых»

    Основная цель: Формирование знаний о правилах дорожного движения, умение применять полученные знания на практике, развитие интереса к правилам поведения на улице, побуждение стремления к соблюдению правил дорожного движения. 

    Задачи проекта: шире и активнее проводить профилактическую работу, чтобы вызвать интерес к изучению правил дорожного движения; научить узнавать элементарные дорожные знаки; учить использовать знания по правилам дорожного движения на практике; способствовать сознательному выполнению правил дорожного движения, воспитывать у учащихся культуру поведения на дорогах.

    Продукт -  электронное и бумажное пособие для обучающихся начальной школы и родителей по ПДД «Азбука дорожного движения для детей и взрослых» в которое войдут продукты полученные в ходе работы над проектами: «Что такое ЮИД», «Я и мои права», «ПДД в картинках», «Жизни свои и друзей сбережем!» (локальные акты по ПДД, памятки по ПДД, сказка по профилактике ДТП «Волк и семеро козлят», видеоролики, презентации, рисунки по ПДД, словарь по ПДД, загадки, пословицы, кроссворды, другой занимательный материал)

    Модель №2

    Проект «Мама, папа, я – спортивная семья»

    Цель: повышение интереса у родителей и детей к совместным занятиям физкультурой и спортом.

    Задачи: расширить представления родителей о совместных с детьми занятиях физкультурой и спортом; развивать у детей интерес к различным видам спорта и спортивным играм; формировать способности детей к двигательному сопереживанию, осознанному выполнению упражнений; воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание проявлять активность в разных играх и упражнениях; повысить педагогическую компетентность родителей по созданию спортивной развивающей среды в домашних условиях.

    Работа над данным проектом включала несколько этапов: подготовка к спортивному празднику, проведение спортивного праздника, сбор материалов по итогам работы над проектом.

    На подготовительном этапе от каждого класса были выбраны семьи для участия в спортивных соревнованиях и конкурсах, выбраны эмблемы команд, форма, девиз, спортивное приветствие,  группа поддержки, болельщики.

    Спортивный праздник был проведен в форма игры по станциям, каждая команда из трех семей (по семье из параллели классов) имела свой маршрутный лист, следуя с группой поддержки и болельщиками по маршруту и выполняя задания на станциях, набирала определенное количество очков, в дальнейшем очки суммировались и членами жюри определялись победители, победители награждались грамотами и подарками. Пока жюри подводило итоги, подсчитывало количество баллов заработанное командами, команды принимали участие в спортивных турнирах по видам спорта – настольный теннис, волейбол, футбол, шахматы.

    Весь материал обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.

    Проект «Мама, папа, я – читающая семья»

    Цель проекта:

    Воспитание грамотного читателя  через   возрождение   традиций   семейного чтения.

    Задачи  проекта: расширить знания о литературных произведениях и  творчестве  писателей; совершенствовать технику чтения; воспитывать бережное отношение к книге; повысить читательскую культуру детей и родителей; развитие творческих способностей ребёнка  в  сотрудничестве с родителями; расширить кругозор, словарный запас, развивать речь детей.

    Работа над данным проектом включала несколько этапов: подготовка к читательской конференции, проведение конференции, сбор материалов по итогам работы над проектом.

    На подготовительном этапе от каждого класса были выбраны семьи для участия в читательской конференции, определен круг чтения, участниками подготовлены презентации по прочитанной книге.

    На читательской конференции представитель от каждой семьи защищал свой проект.

    Весь материал по проекту обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.

    Проект «Мама, папа, я – творческая семья»

    Цели и задачи: формирование духовных ценностей и семейных традиций совместной творческой деятельности; развитие и совершенствование творческих способностей семейной аудитории; пропаганда семейных ценностей; активное привлечение родителей к участию в жизни школы.

    Работа над данным проектом включала также несколько этапов: подготовка к празднику талантов, проведение праздника, сбор материалов по итогам работы над проектом.

    На подготовительном этапе от каждого класса были выбраны семьи для участия в празднике, подготовлены выступления на концерт, разработан сценарий проведения праздника. Праздник проведен в виде концерта.

    Весь материал по проекту обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.

    Проект «Учителя – детям »

    Цель: повысить интерес к школе и сформировать у детей положительное отношение к обучению

    Задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    Работа над данным проектом включала следующие  этапы : подготовка к мероприятию, проведение мероприятия, сбор материалов по итогам работы над проектом.

    На подготовительном этапе учителя каждой параллели классов выбрали интересные творческие задания по учебным предметам: математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и т.п. для  проведения мастер-класса для детей, разработан сценарий проведения мероприятия в виде работы в Творческих мастерских. Учащиеся параллели классов посетили несколько Творческих мастерских, где им было предложено выполнить большое количество разнообразных нестандартных заданий по предмету.

    Весь материал по проекту обобщен и собран в методическую разработку. Создан фильм по фото и видео материалам.

               Общешкольный проект:   «Мы- семья»

    Цель: активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.

    Задачи: развивать исследовательские умения, сообразительность, внимание, творческие способности; воспитывать любовь и уважение к семье, чувство дружбы.

    Продукт проекта – совместный фестиваль «Мы – семья», где представлены лучшие номера из предыдущих проектов. Так как в серии предыдущих проектов учащиеся принимали участие по параллелям, у них не было возможности познакомиться с материалами других классов, на фестивале есть возможность увидеть все интересное, познакомиться с работой других классов.

    В заключении хочется сказать следующее:

    1. Проектная деятельность – это уникальная деятельность, имеющая ограниченные временные рамки, четкую и однозначную постановку цели, направленная на достижение результата или создание конкретного продукта. Представленная организация проектной деятельности  значительно облегчает работу, сопровождение и модификацию проекта. Объединяя разные проекты, продукты разных проектов мы экономим время учителей, учащихся, родителей.
    2. На сегодняшний день для организации внеурочной деятельности наиболее удобным является метод проектов. Используя метод MS Project, мы управляем проектами, что значительно облегчает работу по планированию и реализации внеурочной деятельности.


     Список литературы, ориентированный на организацию проектной деятельности по ПДД в начальной школе:

    1. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. http://www.rcokoit.ru/library.htm?mode=book&bookid=1014
    2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2006.
    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 2013.
    4. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
    5. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
    6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные чары, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград; Учитель, 2006.
    7. .Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    8. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДЦ для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    9. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
    10. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
    11. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2006.
    12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
    13. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
    14. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
    15. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
    16. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
    17. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. // Начальная школа. 2003. № 12.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

    quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

    Системно - деятельностный подход при организации внеурочной деятельности

    Статья, раскрывающая особенности организации внеурочной деятельности с учётом системно-деятельностного подхода...

    «Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»

    Цели и задачи дополнительного образования.Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, облада...

    Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

    Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...

    Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО

    Организация внеурочной деятельности школьников при введении  ФГОС НОО. Направления внеурочной деятельности. Маршрутный лист....

    Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО

    Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО (презентация к выступлению)...

    Статья «Инновационные подходы к организации работы педагога-организатора в школе»

    Новые веяния времени требуют и от педагога-организатора постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов воспитания....