Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС
презентация к уроку по зож

Багина Ирина Васильевна
"Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
                     В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ                                 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Багина И.В., учитель

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мончегорская коррекционная школа»

Здоровые дети - это благополучие общества. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества. Состояние здоровья детей в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. [5, с. 30-34]

Результаты обследования детей с легкой интеллектуальной недостаточностью выявляют следующие негативные параметры:

  • наличие различных соматических заболеваний;
  • частое отставание в физическом развитии (низкий рост, дефицит массы тела);
  • низкий уровень физической подготовленности;
  • сниженная самооценка, повышенный уровень тревожности;
  • частые случаи вегетативных расстройств.

Поэтому большое значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических действий, связанных с телесно-физическим, психическим и социально-нравственным развитием детей. Цель этой деятельности заключается, прежде всего, в том, чтобы содействовать оптимальному физическому и интеллектуальному развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, требований социализации.[5, с. 30-34]

Школа не в состоянии изменить все внешние факторы в жизни обучающихся, которые отрицательно влияют на состояние их здоровья, однако системный подход может изменить деятельность образовательного учреждения в необходимую сторону.

Для этого в нашей школе имеется хорошая материальная база, которая соответствует современному образовательному учреждению. В настоящее время в школе проводится  комплекс мер и мероприятий по профилактике и укреплению здоровья обучающихся.

Непосредственно вопросами здоровья в нашей школе занимается опытная команда: врач-невролог, медицинская сестра, педагог-психолог, учитель физкультуры, учитель ритмики, педагоги дополнительного образования, учитель-дефектолог, социальный педагог, учителя и воспитатели. 

Моя задача, как учителя заключается в  активном использовании созданных условий  для обучения и воспитания детей в школе, чтобы каждому ребенку было комфортно и психологически и физически.

Одним из главнейших условий эффективного здоровьесберегающего пространства школы является использование в работе здоровьесберегающих технологий. В школе осуществляются регулярные медицинские осмотры, диспансеризация обучающихся, мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, их родителей, учителей. Проводятся беседы с ребятами на темы: «Режим дня школьника», «Как правильно чистить зубы», «Витамины - наши друзья», «Уроки доктора Айболита», «Простуда, берегись!» и другие. С 2011 года в школе введен предмет «Разговор о правильном питании».

На уроках создаю условия для здорового развития детей:

  • соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываю время трудоспособности, утомляемость, учебную  нагрузку, провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, точечный массаж, упражнения для развития мелкой и общей моторики); смена деятельности соответствует изучаемому материалу;
  • наблюдаю за посадкой обучающихся и при необходимости произвожу чередование, либо корректирую позы школьников в зависимости от вида работы;
  • создаю психологический климат. На уроках преобладают положительные эмоции. Широко использую игровые моменты для развития коммуникативных навыков;
  • в классе производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режимы, регулярное проветривание класса, влажная уборка, режим и организация образовательного процесса). А также провожу  обеззараживание воздуха при помощи облучателя - рециркулятора бактерицидного.

В школе организован питьевой режим: установлены фильтры для воды «Гейзер», питьевой фонтанчик, родник Заполярья (Живая родниковая вода).

Отдельное внимание уделяю привитию детям культурно-гигиенических навыков. Все дети имеют сменную обувь, регулярно моют руки. Дети получают  полноценное питание.

Часто с детьми включаем фонтанчики, которые находятся в холе, в столовой, в комнате психологической разгрузки. Журчание воды оказывает благоприятное воздействие, как на здоровье, так и на психику, а также слух, зрение; помогает отвлечься от повседневной суеты, расслабиться и снять напряжение после уроков и даже восстановить и закрепить здоровье.

В режиме дня есть место отдыху с максимальным пребыванием на открытом воздухе, экскурсии. На территории школы-интерната оборудована игровая площадка, баскетбольная площадка, футбольное поле. Малые игровые формы и спортивно-игровой комплекс дают возможность воспитанникам заниматься спортивными играми на свежем воздухе круглый год. Зимой кроме прогулок на свежем воздухе дети катаются с ледяной горки, а также на коньках и лыжах, проводим конкурсы на лучшую или оригинальную снежную фигуру.

Играем с детьми в подвижные игры и в спортзале.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока и внеклассного занятия. Во внеурочное время ходим с ребятами в тренажерный зал, в спортивный зал.

На классных часах провожу беседы о здоровом образе жизни. В рамках школы регулярно проводим различные акции, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Дети участвуют в конкурсах  плакатов, рисунков.

 В целях развития положительных эмоций у обучающихся, воспитанников, коррекции нравственных качеств личности активно участвуем в спортивных праздниках и Днях здоровья, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Проводятся  школьные праздники  «День смеха», «Новогодний карнавал», «В гостях у Мойдодыра», спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Эх, добры молодцы!», «Масленица»,  «День урожая».

Активно внедряю в практику работы разные виды терапий: изотерапия, фототерапия, сказкотерапия, игротерапия, гарженотерапия, иппотерапия, арт-терапия.  

В школе-интернате оборудована сенсорная комната, предназначенная для снятия у детей нервного возбуждения, тревожности. У детей развиваются двигательные функции.

В школе-интернате проходят сеансы Биологической Обратной Связи (кабинет БОС коррекции психоэмоционального состояния). Сеансы БОС проводит учитель-дефектолог. На сеансах БОС, дети обучаются диафрагмально-релаксационному дыханию, учатся управлять дыханием, зрительной, сердечно-сосудистой системами своего организма, контролировать свою волю и эмоции. В школе много цветов, созданы зеленые уголки в классах, в рекреациях, в столовой.

Ежегодно воспитанники проходят углубленный медицинский осмотр, диспансеризацию. Результаты осмотра оформляются медицинской службой школы и доводятся до сведения педагогов и родителей. По итогам диспансеризации дети разделены по группам здоровья, физкультурным группам, ЛФК.

В целях снижения соматических заболеваний осуществляется С-витаминизация пищи. В школе имеется кислородный коктейлер для приготовления кислородного коктейля в фитобарах. В целях оздоровления детей активно используются фито, аромотерапия,  витаминопрофилактика. 

Состояние здоровья и работоспособность школьников в значительной  степени зависит от среды, в которой осуществляется учебно-воспитательный процесс. Строгое соблюдение физиолого-гигиенических нормативов и стандартов позволяет оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм ребенка, предотвращать негативные последствия. [2, с. 25-28.]

Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни помогает применение в педагогическом процессе здоровье сберегающих технологий. [1, с.114]

                                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М. М., Сонькина В.Д. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения [Текст] / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-Фарм. – 2002. – 114 с.
  2. Бердова О. С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида // Коррекционная педагогика: теория и практика. -  2009. - №4(34). – С. 25-28.
  3. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс. – 2007. – 315 с.
  4. Ерофеев М. Б., Ковалев В. И., Фирсова М. М. Здоровьесберегающая роль внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий // Директору школы и его заместителю по воспитательной работе. - 2009. -  №10  – С.13-17.
  5. Костенко А. Б. Повышение уровня физической подготовленности учащихся 1-4 классов с задержкой психического развития на основе преимущественного развития выносливости // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - №5(35)  

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, здоровьесбрегающие технологии, условия здорового развития детей, культурно-гигиенические навыки, психологическая разгрузка, пропаганда спорта и здорового образа жизни, различные виды терапии, сеансы Биологической Обратной Связи, ежегодная диспансеризация, витаминизация.

INNOVATIVE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF HEALTH-SAVING ACTIVITY IN CORRECTIONAL SCHOOL

Key words: health-saving activity, health-saving technology, conditions for healthy child development, cultural and hygienic skills, psychological relief, the promotion of sport and healthy lifestyle, therapies, biofeedback sessions, annual medical check-ups, the vitamin enrichment.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

«Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»

Цели и задачи дополнительного образования.Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, облада...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО

          Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...

"Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС"

ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образо...