«Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»
методическая разработка на тему

Хайруллина Лилия Расыховна

 Цели и задачи дополнительного образования.

Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_innovats.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ново-кашировская школа-интернат «Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе» Автор доклада Хайруллина Лилия Расыховна

Содержание:

1. Задачи воспитательной системы.

2. Принципы воспитательной системы.

3. Основные направления работы.

4. Модель выпускника школы-интернат.

5. Программа реализации воспитательной системы школы-интернат.

 В школе-интернат в результате многолетних поисков сложилась определенная система учебно- воспитательной работы. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, разнообразную внеурочную деятельность детей и общение.                 Основной целью воспитательной работы в школе-интернат является формирование самостоятельной, зрелой, нравственной, психически и физически здоровой личности воспитанника, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, стать достойным гражданином своей страны.

 «Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе» Задачи воспитательной системы.

1. Формирование условий для высокого уровня развития личностного потенциала воспитанников и реализации его в будущем.

 2. Духовно- нравственное развитие личности на основе демократии, гражданственности, патриотизма и культурных традиций нашего народа.

3. Укрепление здоровья воспитанников через систему оздоровительных мероприятий, работу спортивных секций и спорта.

4. Развитие интеллектуального и творческого потенциала путём вовлечения в систему дополнительного образования.

5. Развитие детского самоуправления, предоставление реальных возможностей участия в общественной деятельности.

 6. Создание условий для социально-бытовой и профессиональной ориентации воспитанников с целью успешной адаптации к жизни и трудовой деятельности в новых социально- экономических условиях.

 Принципы воспитательной системы.

 1. Личностно – ориентированный принцип (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, создание психологической комфортности, атмосферы успешности).

2. Культурно – ориентированный принцип (целостное представление о мире и месте человека в нем, опора на исторически сложившиеся культурные ориентиры: достижения мировой культуры, традиции нашего народа, традиции микромира – школа-интернат).

3. Деятельно – ориентированный принцип (формирование потребности в труде и творчестве).

 4. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы). Основные направления работы: - преемственность в воспитательном процессе;- духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, основанное на традициях; - психолого-педагогическое и социальное сопровождение; - система дополнительного образования; - система трудового воспитания; - воспитательное пространство школьной библиотеки; - развитие детского самоуправления; - профилактика правонарушений; - совершенствование содержания и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Модель выпускника школы-интернат. Знания, умения, навыки. 

1. Знания, умения, навыки, соответствующие федеральным и региональным стандартам.

2. ЗУНы, необходимые для продолжения образования.

3. Свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.

4. Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.

5. Знание основных достижений культуры.

6. Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.

7. Экологическая грамотность.

8. Профессиональное определение в выборе будущей профессии.

Познавательная деятельность.

1. Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.

 2. Осознанные познавательные интересы и стремление их реализовать.

3. Способность использовать знания на практике.

4. Сформированность общеучебных умений и навыков.

5. Умение применять их в нестандартных ситуациях.

6. Рациональная организация труда, самообразования, исследовательская работа.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция. 

1. Гуманистическое мировоззрение.

2. Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.

3. Этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство)

 4. Бережное отношение к общечеловеческим ценностямДанное направление предполагает реализацию культурно-ориентированного принципа воспитательной деятельности. Целостное представление о мире воспитанники получают через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж духовности, нравственности, гражданственности, переосмысления себя как части целого. Круг традиционных мероприятий имеет немаловажное значение для реализации задач воспитания, так как является способом и местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей интерната. Здесь происходит передача культурных ценностей от старших к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (педагоги – воспитанники – выпускники).

Круг традиционных мероприятий: 

1. День знаний.

2. День учителя.

 3. Мисс Осень.

4. День именинника.

 5. День благодарения.

6. День рождение школы-интернат.

7. Новогодний праздник.

8. День Матери.

9. День защитника Отечества.

10. Международный женский день.

11. День птиц.

12. День Победы 9 Мая.

13. Выборы президента школы.

 14. Последний звонок.

15. Выпускной вечер.

16. Дни здоровья.

17. День самоуправления.

Все традиционные мероприятия готовятся при непосредственном участии органов детского самоуправления. Этапы работы: - создание Совета школы, - определение целей и задач, - распределение обязанностей,- создание сценария, - репетиционный период, - оформительские работы, - проведение праздника, - анализ мероприятия, выявление проблем, пути их решения.

 III. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение. 

В полной мере личностно-ориентированный подход осуществляется через школьную социально-психологическую службу. «Сопровождение» – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, воспитателя и классного руководителя. Сфера ответственности сопровождения включает в себя создание социально-психологических условий для успешного обучения, общения, преодоление трудностей, а также обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав и интересов. С этой целью, начиная с 1 класса, педагоги совместно ведут дневники педагогических наблюдений. Их деятельность предполагает: - анализ внутришкольной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития ребенка в соответствии с его психологическими возможностями и уровнем развития; - разработка и внедрение форм и методов работы, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; - защита имущественных и гражданских прав воспитанников, постинтернатное сопровождение выпускников.

 IV. Система дополнительного образования. 

Система дополнительного образования школы-интернат ориентирована на приобретение воспитанниками знаний и умений в области человековедения, саморегуляции и самосовершенствования, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Функции дополнительного образования. 

Обучающая функция – в кружках, секциях, студиях каждый воспитанник имеет

 возможность удовлетворить свои познавательные потребности, а также получить  Социально-адаптационная функция – занятия в объединениях позволяют

подготовку в интересующем его виде деятельности. значительной части детей (особенно тем, поведение которых не соответствует школьным требованиям, неуспевающим в учебе) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемым способом.  Коррекционно-развивающая функция – учебно-воспитательный процесс

 объединения дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии.  Воспитательная функция – содержание и методики работы творческого объединения

 оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, на формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.

 Цели и задачи дополнительного образования. 

Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества

Предполагаемый результат занятий в системе ДО школы-интернат.

 - Самоактуализированность личности воспитанника. - Сформированность нравственной направленности личности.

 - Лучшее усвоение детьми знаний, умений и навыков, наполнение их личностным смыслом.

- Удовлетворенность педагогов и воспитанников жизнедеятельностью школы-интерната и итогами воспитательной практики. Основные принципы.

- Индивидуально – личностный принцип. Предоставление воспитаннику самому выбирать предпочтительные социальные сферы для самореализации посредством дополнительного образования.

- Ценностно-смысловой принцип.

Дополнительное образование – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей сфере их совместного бытия.

- Природосообразность. Отказ от сравнения одного ребенка с другим, признание природных особенностей детей, уважение труда и мнения ребенка.

 - Творческое начало. Творчество способствует совершенствованию и развитию образования. Важно творчество педагогов в использовании традиционных и новых технологий в работе.

- Комфортность. Создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка, создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели.

Организационные формы дополнительного образования.

- Формы организации детских объединений: кружки, секции, студии, клубы.

- Формы учебных занятий: занятия в кабинете, практические занятии на местности, экскурсии, походы.

- Массовые формы учебной работы: концерты, выставки, конкурсы и фестивали, творческие отчеты.

- Воспитательные мероприятия. Основным требованием к организации внеурочной деятельности является:

- вовлечение всех воспитанников в кружки с учетом их интересов и способностей; -

 социально-бытовая и профессиональная ориентация деятельности;

- увлекательность внеурочных занятий.

 Помимо традиционной формы организации дополнительного образования в нашей системе активно функционируют разновозрастные клубные объединения, которые предоставляют воспитанникам возможность свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.

Система дополнительного образования в школе-интернат функционирует по 4 основным направлениям:

- физкультурно-спортивное;

- профессионально-творческое;

- научно-познавательное;

- художественно-эстетическое.

V. Система трудового воспитания. 

Труд является одним из эффективных воспитательных средств, способствующий социальному развитию, личностному и профессиональному самоопределению. Ребенок имеет возможность вступать в разнообразные отношения с окружающим миром, оставаясь при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков он определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным. Занимаясь самообслуживанием, воспитанник приучается выполнять малопривлекательную, но нужную работу, у него развиваются волевые качества, физические способности, воспитывается чувство долга, прививаются гигиенические навыки. Основные направления трудового воспитания. 1. Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение правил личной гигиены и внешнего вида, организацию личной жизни и деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. 2. Хозяйственно-бытовой труд предусматривает следующие виды работ: уборка помещений и территории школы-интернат, создание интерьера жилого помещения и соблюдение гигиены жилья, навыки приготовления пищи, использование бытовых приборов.

3. Сельскохозяйственный труд - включение воспитанников в работу на пришкольном огороде, уход за комнатными растениями в помещениях, уход за цветочными клумбами.

4. Технический труд предусматривает обучение девочек шитью и вязанию, а мальчиков – работе со слесарным и столярным инструментом; профессиональные пробы; ремонт мебели и одежды, помещений школы-интернат.

 Основные требования к организации трудовой деятельности:

- трудовая деятельность воспитанников проходит под четким руководством педагогов, с учетов возрастных особенностей детей и строгим соблюдением техники безопасности;

 - труд должен быть разнообразным, содержательным, с элементами творчества;

- обеспечение посильности и доступности труда; содержание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей;

- систематичность и достаточная длительность трудовой деятельности;

- система стимулов, разумное сочетание морального и материального поощрения за труд; - эстетическая направленность трудовой деятельности, эмоциональное удовлетворение результатами.

Формы организации трудовой деятельности:

- санитарно-гигиенические процедуры (спальни, учебные кабинеты, столовая, территория двора), организация дежурства;

- трудоустройство воспитанников на сезонные работы (по договору с центром занятости населения с оплатой труда);

- уроки трудового обучения на мини-кухне по приготовлению пищи, сервировке стола, консервированию, культуре приема гостей, использованию бытовой техники;

 - оказание шефской помощи престарелым людям, а также в уборке городского парка;

- участие в городских и республиканских конкурсах и выставках трудовой направленности.

VI. Воспитательное пространство школьной библиотеки. 

Школьная библиотека является одним из звеньев воспитательной работы в нашем учреждении. Основные направления работы:

- установление связи библиотеки со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, выявление читательских запросов;

- организация работы по стимулированию интереса к чтению, самообразованию;

 - пропаганда здорового образа жизни, общечеловеческих норм и духовных ценностей.

Задачи работы библиотеки:

 - содействие всеми формами и методами воспитанию всесторонне развитой личности, создание благоприятных условий для ее умственного, нравственного, эмоционального и физического развития;- обеспечение учебно-воспитательной базы школы-интерната путем информационно – библиотечного обслуживания;

 - воспитание у детей культуры чтения, любви к книге, развитие умения пользоваться библиотекой через систему библиотечных часов и внеклассных мероприятий;

- привитие потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ; - просветительско-воспитательная работа с трудными подростками;

 - содействие повышению методического, педагогического мастерства учителей и воспитателей путем пропаганды специальной литературы и информации о ней.

VII. Развитие детского самоуправления.

 Предметом особого внимания в системе воспитательной работы школы-интернат является развитие детского самоуправления.

Задачи детского самоуправления: 

- активное вовлечение каждого воспитанника в разнообразную деятельность;

- обучение детей элементам управленческой деятельности, развитие самостоятельности, ответственности, лидерских качеств;

- повышение интеллектуального уровня;

 - развитие познавательных интересов и творческой индивидуальности воспитанников.

Принципы организации самоуправления:

- инициатива, идущая снизу;

- разумное педагогическое руководство;

- демократизм и гуманизм;

- интерес, доверие, добровольность;

 - предметность деятельности.

Основные направления деятельности:

 - учебно-познавательная;

- самообслуживание и труд;

- спортивная;

- оздоровительная;

- художественно-эстетическая;

 - правовая;

 - информационно-аналитическая.

Методы развития детского самоуправления: доверие, поручительство, личный пример, убеждение, общественное мнение, поощрение, деловые и ролевые игры, соревнования, конкурсы, КТД, традиции, педагогический инструктаж конкретного дела. В школе-интернат функционирует модель ученического самоуправления, которая является гарантом соблюдения демократизма, гуманного отношения друг к другу и личностного роста воспитанников. В моральном кодексе республиканца, который разрабатывался самими детьми при участии взрослых, отражены основные нравственные нормы поведения воспитанников. Права и обязанности закреплены в Уставе школы-интернат.

VIII. Профилактика правонарушений.

Работа по профилактике правонарушений среди воспитанников школы-интерната проводится в тесном сотрудничестве с подразделением ПДН УВД, комиссией по делам несовершеннолетних при администрации города, прокуратурой, следственным комитетом. В школе-интернат создан совет по профилактике правонарушений, цель которого предупреждение правонарушений и преступлений, укрепление дисциплины среди воспитанников.

Основные направления работы. - обучающие семинары, педсоветы для педагогов по формам и методам профилактической работы; 

- «круглые столы», беседы, встречи для воспитанников;

 - вовлечение трудных подростков в систему дополнительного образования и трудовую деятельность;

 - организация индивидуальной работы с детьми «группы риска»;

 - внутришкольный учет воспитанников, склонных к правонарушениям, индивидуальное наставничество - сотрудничество с органами ПДН;

 - анализ проблемных ситуаций и выработка методов коррекционной работы.

IX. Совершенствование содержания и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.

В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства педагогов, занимающихся непосредственно воспитательной деятельностью, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах, в школе-интернат организована работа методических объединений воспитателей, классных руководителей. Основные задачи методических объединений: - повышение духовной культуры и научно-практической подготовки педагогов в области воспитания детей; - освоение современных концепций воспитания и педагогических технологий; - выработка единых требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности; - углубление знаний педагогов о методах воспитательной работы, оказание помощи в совершенствовании индивидуального педагогического мастерства; - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по воспитанию учащихся и созданию нового опыта на основе рекомендаций педагогической науки. Формы и методы работы методических объединений различны: методические занятия, семинары, педагогические чтения, семинары-тренинги, деловая игра и др. руководителями школьных МО назначаются более опытные педагоги, работающие творчески, склонные к исследовательской деятельности. Заместитель директора по воспитательной работе курирует деятельность методических объединений классных руководителей, воспитателей, оказывает им педагогическую помощь, направляет и координирует совместные усилия на совершенствование воспитательной деятельности. Одним из средств совершенствования мастерства педагогов является самообразование.

Схема планирования работы по самообразованию:

 - тема самообразования;

- цели и задачи работы по теме;

- сроки работы над темой;

- основные вопросы, намеченные для изучения;

- этапы переработки материала;

- литература, которую необходимо изучить по теме;

- чей опыт предполагается изучить по теме самообразования;

- творческое сотрудничество по теме;

- практические выходы в процессе проработки темы или после проработки (реферат, доклад, статья, методические разработки внеклассных мероприятий).

 Схема анализа работы по самообразованию: 

- перечень наиболее интересных работ, с которыми познакомился в процессе самообразования;

 - вопросы, которые оказались наиболее трудными;

 - какие, у кого и по каким вопросам посетил уроки и внеклассные мероприятия;

- знакомство с передовым опытом на семинарах, конференциях, совещаниях;

- какой опыт воспитательной работы был заимствован и применен на практике, какие результаты; - где и когда, по каким вопросам выступал с собственным опытом работы;

- самооценка: что дала работа по самообразованию для повышения теоретического уровня, для совершенствования методического мастерства;

- выводы по окончанию работы над темой.

Заключение.

 Анализ постинтернатного становления выпускников школы-интернат показывает, что в современных условиях социально-экономического развития, функционирования рынка труда и проявления безработицы воспитательная система школы-интерната обеспечивает подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни и оптимальному самоопределению, формирует у них способность ориентироваться в новых условиях в новых условиях, помогает выпускнику перейти из довольно специфического мира интернатного учреждения в сложный и трудный мир общества, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио.

Актуальность и значимость, основной смысл портфолио, основные подходы к формированию портфолио в начальной школе...

Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио.

Презентация к выступлению ШМО по теме "Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио...

Статья «Инновационные подходы к организации работы педагога-организатора в школе»

Новые веяния времени требуют и от педагога-организатора постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов воспитания....