Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио.
презентация к уроку на тему

Актуальность и значимость, основной смысл портфолио, основные подходы к формированию портфолио в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио.

Потребность в успехе учебно-познавательной деятельности –                         вполне законное явление (после потребности в развитии,

которое мыслится как преодоление препятствий и трудностей)

Успех – это достижение общезначимой и личностно

намеченной цели в результате напряжённого труда.

                                                                          Ш.А. Амонашвили

I.  Актуальность и значимость проблемы

Все вы знаете цель школьного обучения: «Выпускник школы должен быть инициативным, самостоятельным, способным к самоконтролю и самооценке, ответственным». Основой  для этого является начальная школа, задача которой состоит в развитии способности младших школьников к формированию  общеучебных умений и навыков, самостоятельной контрольно-оценочной деятельности, о чём говорится в «Стандартах начального общего образования», в рубрике «Общеучебные умения, навыки и способы деятельности».

Как педагог, я считаю, что должна помочь становлению личности ученика, раскрытию его индивидуальных возможностей, что в дальнейшем будет способствовать его самореализации. Так на начальном этапе (1 – 4 классы) необходимо формировать  у учащихся способность  к самостоятельной контрольно-оценочной деятельности. На следующем подростковом этапе (5 – 9 классы) – развивать способность подростков самостоятельно ставить цели, задачи, решать их и оценивать результаты. А на этапе самоопределения (10 – 11 классы) – способность сделать выбор профиля, учиться на основе индивидуальной образовательной программы. Только соблюдая эти этапы молодые люди закончат школу инициативными, самостоятельными, ответственными, способными к самоконтролю и самооценке.

Данные задачи  мы можем решать при помощи альтернативных способов оценивания достижений учащихся. Особое внимание хотелось бы уделить  ученическому «Портфолио», как средству формирования самоконтроля.

Давайте рассмотрим преимущества «Портфолио»:

  • органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание;
  • позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
  • поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»

Что такое «портфолио»?

Совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.

Под портфолио (в широком смысле слова) обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. При этом портфолио обычно определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях», что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания.

Опыт использования портфолио показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных (то есть отвечающих задачам образования и рассматриваемых в реальном контексте) индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат, который можно связать с достижением того или иного уровня компетенции, по крайней мере – в решении учебных и учебно-практических задач. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле, которые, как правило, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Еще одной особенностью использования портфолио является возможность с его помощью представить отчет по процессу образования каждого учащегося, отследить индивидуальный прогресс обучающихся в широком образовательном контексте.

Опыт использования портфолио показывает, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Эти и другие особенности портфолио позволяют использовать его для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям ФГОС к основным результатам начального образования.

Основные подходы к формированию портфолио в начальной школе:

Как уже отмечалось, портфолио благодаря своим особенностям в принципе может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования – предметных, метапредметных и личностных. Однако использование портфолио в этих целях возможно только при соблюдении ряда условий.

Первым из важнейших условий является необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального образования:

- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие:

- дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ;

- интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;

- продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания;

- индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, в сфере саморегуляции.

Второе условие обусловлено общими требованиями к системе оценки достижения планируемых результатов. Как известно, одним из принципов построения новой системы оценки является критериально-ориентированный подход. Следовательно, и портфолио должен строиться на критериальной основе. Это означает, что оценивание портфолио происходит, только если установлены критерии для оценки всех материалов портфолио в целом и для каждой его отдельной составляющей.

Третье условие относится к возможности независимой перепроверки общей оценки портфолио и оценок составляющих его материалов иными лицами (например, администрацией образовательного учреждения, педагогами-коллегами, родителями, экспертами, инспекцией и др.). Отсюда, в частности, следует, что оценки, выставляемые учителем в ходе и по результатам учебного процесса (в том числе текущие и промежуточные) за каждый материал, включаемый в состав портфолио, должны фиксироваться письменно и храниться в определенной системе. Только при соблюдении этого условия создается возможность получить обоснование и провести перепроверку правомерности и правильности выставленной итоговой оценки, и, значит, только в этом случае портфолио может получить признание как элемент системы оценки достижения планируемых результатов начального образования.

Следует отметить, что соблюдение этого условия потребует дополнительных усилий со стороны учителя, однако оно же в значительной степени и повысит эффективность его труда. Разумный компромисс видится в том, что в ходе дальнейших разработок необходимо выделить и минимизировать не только необходимый и достаточный состав документации, но и оптимизировать и технологизировать способы фиксации, накопления и хранения текущих и промежуточных оценок.

Четвертое условие обусловлено тем обстоятельством, что названные выше основные результаты начального образования достигаются как в школьной, так и во внешкольной деятельности учащихся. Поэтому в составе портфолио должны содержаться материалы, характеризующие результаты, достигаемые обучающимися в ходе:

1.  школьной деятельности:

– учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса), проводимых традиционно в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;

– групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;

– общеклассных и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.);

2.  внешкольной деятельности:

– групповых и индивидуальных учебных занятий, реализуемых общеобразовательным учреждением во второй половине дня в рамках программы дополнительного образования;

– внеклассных и/или внешкольных мероприятий, реализуемых общеобразовательным учреждением в рамках программы дополнительного образования (например, районные и городские олимпиады);

– свободно избираемой образовательной деятельности, реализуемой учеником и семьей в рамках программы дополнительного образования (в том числе – участие в конкурсах, олимпиадах, посещение музыкальной школы, изостудии, спортивных секций и т.п.);

– свободно избираемой социальной и/или трудовой деятельности, реализуемой учеником и семьей (например, работа на приусадебном участке, помощь семье, соседям и т.п.).

       Необходимо отметить, что первой из названных выше составляющих портфолио в настоящее время уделяется неоправданно мало внимания, в то время как собственно учение и обучение, учебная деятельность является для младших школьников основной, ведущей весь процесс их развития. Она же является и основной задачей школы.

Одним из основных аргументов для такого ограниченного использования портфолио служит тот факт, что учебные достижения детей фиксируются в ходе контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем. Но, как уже отмечалось, эта деятельность направлена, как правило, на получение узконаправленной дифференцированной оценки освоения изученного учебного материала – преимущественно на оценку уровня освоения основных понятий, определений, фактов, овладения стандартными алгоритмами решения, рассуждения, описания и т.д. Значительно реже (или даже никогда) контрольно-оценочная деятельность учителя направляется на проверку комплексного результата, проявляющегося в умении решать учебно-практические задачи, на оценку сформированности универсальных коммуникативных, социальных, регулятивных способов действий. В то же время именно в этих результатах и проявляется достижение основных требований стандарта, причем большинство из этих результатов может быть зафиксировано и оценено в ходе текущей учебной деятельности.

Поэтому в формируемой системе оценивания эта составляющая портфолио – результаты, достигаемые обучающимися в ходе общеобразовательных учебных занятий, – занимает важнейшее место.

Реализация на практике четвертого условия (в составе портфолио должны содержаться материалы, характеризующие результаты, достигаемые обучающимися в ходе школьной и внешкольной деятельности) предполагает несколько следствий.

Во-первых, в состав портфолио должны быть включены формальные и творческие работы, выполненные детьми в ходе учебного процесса.

Во-вторых, состав портфолио должен быть пополнен систематизированными материалами текущей оценки учителя начальных классов и иных учителей-предметников, дополняющими традиционную систему контроля и направленными на оценку сформированности наиболее значимых для продолжения образования составляющих универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).

В-третьих, поскольку в ходе учебного процесса возможно зафиксировать и оценить многие – но не все! – из планируемых результатов, отражающих сформированность универсальных учебных действий, состав портфолио должен быть пополнен систематизированными материалами текущей оценки учителя начальных классов, выступающего в роли классного руководителя, а также систематизированными материалами текущей оценки организатора воспитательной работы и школьного психолога.

Необходимо отметить, что реализация данных требований предполагает как разработку качественно иного инструментария, так и обучение педагогов, работающих в начальной школе, навыкам использования этого инструментария (включая навыки использования критериальной системы оценки).

Пятое условие превращения портфолио в важнейший элемент системы внутренней накопительной оценки связано с ожидаемой эффективностью разрабатываемого портфолио. Опыт показывает, что учителя будут применять этот инструмент только в том случае, если технология его использования не будет чрезмерна перегружена дополнительными по отношению к основным обязанностям учителя требованиями и процедурами, а также если сформированный портфолио будет реально сказываться на их деятельности.

Вывод:

Суммируя сказанное, можно сделать следующее общее заключение о составе портфолио в начальной школе. Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Примерами такого рода работ могут быть:

- по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, решение учебно-практических задач, математические модели,  материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по предметам эстетического цикла – фото - и видео - изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по технологии – фото - и видео - изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

- по физкультуре – видео - изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

2. Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:

- оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;

- результаты специальных испытаний (при необходимости).

3. Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.

4. Результаты и материалы тематических проверочных работ.

     5. Материалы итогового контроля.

6. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

  В практике работы можно выделить следующие основные направления использования портфолио как элемента оценки достижения планируемых результатов:

1) принятие решения об итоговых оценках выпускников по отдельным изучаемым предметам. Решение о той или иной итоговой оценке принимается педагогическим советом школы на основании результатов анализа материалов портфолио и годовых оценок выпускника за два последних года обучения наряду с результатами итоговых работ по математике, русскому языку и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

2) подготовка характеристики выпускника начальной школы. Характеристика выпускника начальной школы призвана дать качественную оценку выполнения требований стандартов к результатам начального образования применительно к сформированности опорной системы знаний и способов действий, сформированности умения учиться и индивидуальному прогрессу выпускника в основных сферах личностного развития.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

На основе материалов портфолио указываются основные образовательные достижения выпускника в отдельных областях, отмечается вклад семьи и школы в достижения учащегося. На основе материалов портфолио в характеристике отмечаются также проблемные зоны и даются обоснованные рекомендации по организации образования на следующей ступени обучения.

3) принятие решения об аттестации учителя начальных классов

Формирование портфолио позволяет резко упростить процедуры аттестации педагогов, делает ненужным проведение дополнительных тестирований учащихся начальной школы.

Опыт показывает, что о квалификации учителя в достаточной мере говорит его отношение к подбору материалов для портфолио и используемая для его оценки критериальная система.

Нормативные документы, позволяющие использовать «Портфолио»

 как средство в формировании контрольно-оценочной

 деятельности у младших   школьников.

ПОЛОЖЕНИЕ  О «ПОРТФОЛИО»

как индивидуальной накопительной папке достижений

учащихся начальной школы.

1. Общие положения.

«Портфолио» – накопительная папка, которая вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.

 Индивидуальная накопительная оценка («Портфолио») – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, являющихся основой для определения динамики в обучении, развитии и воспитании  младшего школьника.

В рамках школы устанавливаются единые подходы и критерии построения и ведения «портфолио», которые объявляются обучающимся, их родителям (законным представителям) и учитываются  при переходе в основную школу.

2. Задачи «Портфолио»:

  • поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников;
  • содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.

Этапы и условия ведения портфеля ученика

В первом классе я сама  распределяю материал по файлам, привлекая к этой работе и родителей. Здесь преследуются следующие цели:

  • помощь в отборе и оформлении,
  •  особое внимание к особенностям их чад, - поддержка и коррекция умений

Очень часто бывает, что даже в таком возрасте родители не всё знают о своих детях: о чём они думают? что переживают? Рассматривая на собраниях «Портфолио» своих детей, родители в какой-то степени  лучше узнают своего ребёнка, пересматривают свои взгляды  и своё отношение на некоторые вещи. Родители в основном принимают это новшество, поддерживают и участвуют в этом процессе. Вот некоторые рекомендации для родителей  по оформлению «папок достижений», с которыми они  знакомятся на родительских собраниях, консультациях:

  • Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования портфолио как копилки его успехов.
  • Не отказывайтесь от помощи в сборе материалов: можно напоминать о пересмотре достижений, помогать в систематизации, обсуждать достижения, своевременно пополнять копилку успехов.
  •  Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
  • Привлекайте самого ученика к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам.
  • Помогайте школьнику вести его портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и индивидуальных особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!
  • Ученику надо предоставить возможность периодически пересматривать свои работы и заменять их по желанию.

На завершающем этапе начальной школы учащимся требуется уже меньше помощи от  родителей. Однако они могут помочь своему ребенку оформить его сообщение о жизненных планах, а также отзывы и рекомендательные письма, которые смогли дать различные педагоги или просто люди, хорошо его знающие.

Во втором классе эта работа делается вместе с детьми, а с третьего - самостоятельно, с рекомендациями учителя. В четвёртом классе ученики уже полностью самостоятельно контролируют процесс отбора материалов в файлы, по мере необходимости  обращаясь к своим одноклассникам.

Папка достижений помогает ученикам в презентации своих успехов на классных часах, конкурсах. Ребята анализируют свои достижения в учёбе, спорте, кружках и решают на какую номинацию себя выдвинуть. Самые лучшие защиты самими детьми рекомендуются на школьный конкурс «Ученик года». Вот некоторые номинации, которые выдвинули сами дети:

- «Самый, самый, самый» (успешен как в во урочной так и во внеурочной деятельности).

- «Самый любознательный» (творческие и исследовательские работы).

- «Самый спортивный».

- «Самый устремлённый» (не всё получается, но я стремлюсь).

Виды «портфолио»

  • Портфолио документации
  • Портфолио процесса
  • Портфолио показательное (презентационное)
  • Портфолио рабочее (работ)
  • Портфолио оценочное
  • Портфолио тематическое, проблемное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к контрольно – оценочной деятельности.

Выступление на МО учителей начальных классов...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио.

Презентация к выступлению ШМО по теме "Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио...

Инновационные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

        В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся. Сюда входят: - оценочные листы, в которых фиксируется ...