Статья " Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бодякшина Елена Евгеньевна

Доклад или сообщение  для выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64

Доклад

 « Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности

в начальной школе»

Выполнила: Бодякшина Елена Евгеньевна

                                                                           учитель начальных классов

                                                           МБОУ СОШ№64

                                                                Московского района

г. Нижний Новгород

2014 г

Содержание

1.Актуальность темы.

2. Этапы и условия  развития оценочной  самостоятельности  у  младших школьников.

3.Требования по оцениванию планируемых результатов начального общего образования.

4.Оценивание личностных,  метапредметных  и предметных результатов образования.

5. Новые виды контроля и оценочной деятельности учащихся.

Актуальность темы.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью и конструктивностью мышления.

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами - это основной вектор взросления. Школа отвечает за одну, но черезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. Но от того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.

Изменение в содержании современного образования, перенос акцентов с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий требует определенных изменений  в системе контрольно- оценочной деятельности.

В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс  переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха, т.е формированию ключевых компетенций учащихся.

Согласно концепции модернизации Российского образования, при оценивании учебных достижений учащихся важно акцентировать внимание на процесс становления ключевых компетенций будущего специалиста. А для этого следует устранить недостатки в традиционной системе оценивания знаний:

  • затрудняет индивидуализацию обучения;
  • не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности;
  • является малоинформативной (по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний, определить, над чем именно поработать, чтобы заполнить, устранить пробелы в знаниях). В процессе проверки преподаватели ориентируются преимущественно на проверку знаний и базовых алгоритмических умений, а не способность самостоятельно действовать в новых ситуациях; необъективно отражает динамику достижений учащихся;
  • неправильная мотивация учащихся: желание получить хорошую оценку ради оценки;
  • часто имеет травмирующий характер(полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления на ребенка, что в свою очередь приводит к снижению интереса в обучении, к росту психологического дискомфорта учащегося, его тревожности и даже к ухудшению физического здоровья);
  • отсутствие четкой системы контроля, которая бы позволяла бы отслеживать усвоение учащимися всех элементов содержания образования на каждом этапе обучения;

Необходим поиск принципиально нового подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Исходя из выше сказанного - необходима другая система оценки результатов учебного труда - нужны сугубо индивидуальные параметры оценки каждого ученика.

Контроль и оценка – наиболее трудные, уязвимые стороны учебного процесса, поскольку они определяют конечный результат учебной деятельности, т. е то, что волнует детей и их родителей.

Контрольно- оценочная деятельность на этапе начальной школы.

Проблема оценивания знаний и стремления учащегося к знаниям, в особенности учащегося начального звена всегда была и остается актуальной, тем более таковой она является в сегодняшнее время.

Продуктивное формирование оценочной деятельности, развитие оценочных умений в современной школе не возможно без глубокого понимания и всестороннего анализа используемых понятий: «учебная деятельность»,

«оценка», «отметка», «умения», «оценочные умения».

Оценка и отметка не являются синонимами.

Оценка- это мнение о ценности, уровне или качестве чего- либо или кого- либо;

Отметка- это установленное государством обозначение степени знаний ученика.

Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной проделанной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, за ней проявляется сам процесс получения знаний.

Самооценка-это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является одним из важнейших регуляторов поведения личности.

Благополучное развитие детской самооценки(её адекватности, устойчивости-независимости от внешних обстоятельств, дифференцированности) возможно только в ситуации сложившейся положительной общей самооценки, т.е безусловного общего принятия ребенка окружающими. Особенно важно это для первоклассников, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени нуждается в поддержке и понимании, принятии его учителем. В начале школьной жизни 6-7летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих его взрослых людей. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.

Выделяют следующие этапы и фазы становления действий контроля и оценки. На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года последовательно решаются задачи контрольно - оценочной деятельности.

  • В рамках начального этапа образования:

1этап-переход от дошкольного к школьному образованию (1класс);

Основная цель 1 класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности - научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (и не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие, научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности 1класса закладываются два вида оценки:

  • Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует оценке учителя. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся, как особую задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, ступеньки, оценочные листы и т.д), включаются в урок  специальные упражнения, задания по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение и анализ расхождений в оценке. Необходимо заметить, что в 1 классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность);
  • Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях - являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (для чего мне это нужно). Учащиеся должны иметь право на сомнение и ошибку, ребенок должен понять, что у него есть возможность в любой момент потренироваться, исправить. Ребенок может сам для себя придумать специальные знаки, которыми он будет отделять, отмечать известное от неизвестного (что знаю хорошо, а над каким материалом предстоит еще поработать)

В ходе первого года обучения взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком. Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня показать учителю или сверстникам для оценивания. Такой подход к оцениванию побуждает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

К концу обучения в 1 классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях учащиеся могут:

  • Сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
  • По заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
  • Предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
  • Отделить известное от неизвестного в знаниях ( способах действия с предметом)

2этап-совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества(2-й класс - первое полугодие 4-го класса);

На втором этапе (2-4классы) происходит совершенствование работы  учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи - определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен, только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных зданий во 2 классе начинается работа над формированием другого вида контроля - рефлексивного, направленного на анализ основания способа действия. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся с использованием «стола помощников» и «стола заданий».

Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны увидеть свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ осуществления формализованной оценки (например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена»-1 балл, а другие задания оценивают сами дети, класс. Вычисляется максимальная возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает  свой результат.

На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на уровень «притязания»- из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения.

На конец 2 этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников происходит:

  • определить возможные «ошибкоопасные» места, например в тексте;
  • установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
  • установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
  • классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
  • формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев);

3этап-рефлексивный - переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го класса- 5 класс). На данном этапе учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строится в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися младших классов. Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников, план подготовки  к работе  с ними, собственные действия пятиклассников по отношению к малышам, знаково-символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления. С этой целью на данном этапе учащиеся начинают работу по созданию «карты знаний» и по использованию ее для отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся  по итогам начального этапа образования  должен включать:

  • определение того, что будет проверяться (работа с критериями);
  • составление проверочных заданий (в том числе с «ловушками») под составленные критерии;
  • выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;
  • создание или поиск образца для проверки задания (работы);
  • сопоставление полученных данных с образцом;
  • характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;
  • составление или поиск корректировочных заданий и новой индивидуальной проверочной работы с последующим их выполнением;
  • сообщение учителю (сверстнику) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки;
  • В ходе учебного года:

1фаза – совместной (учащимися и учителем)  постановки и планирования задач года (сентябрь);

Основные ее задачи:

- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;

- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены;

- создать ситуацию определенных «дефицитов» в знаниях, способах действия с целью определения дальнейших путей их ликвидации;

На основе полученных данных педагог и учащиеся совместно определяют задачи на текущий учебный год (составляют карту проблем и вопросов).

Центральное место в этой фазе занимает «стартовая проверочная работа», с которой учащиеся работают в течение месяца. С помощью ее учащиеся сосредотачивают свое внимание на организации собственных действий контроля и оценки результатов своей стартовой работы, в частности, на умение анализировать свои результаты, искать причины возникающих ошибок и трудностей и на их основе выстраивать собственную коррекционную работу вне урока.

Образовательный процесс в этой фазе может строиться через организацию концентрированного обучения, что, с одной стороны, даст возможность в более сжатые сроки поставить предметные задачи года, а с другой стороны, организовать индивидуальную коррекционную самостоятельную работу учащихся вне уроков с публичным предъявлением результатов обучения.

2фаза - коллективного решения предметных задач года (октябрь и первая половина апреля);

Во второй фазе учебного года полностью разворачивается весь арсенал видов действий контроля и оценки: от рефлексивного контроля и оценки  через диагностирующий пооперационный контроль и констатирующую оценку к результативному контролю и прогностической оценки. Основная роль контрольно-оценочной деятельности учителя в данной фазе - работать исключительно «по запросу» учащихся, выполняя внешнюю экспертную функцию, относительно отдельных учащихся. Для этой цели вводится специальная организационная форма- учебное занятие, на котором.  в отличие от урока решаются конкретные задачи, поставленные каждым ребенком самостоятельно.

3фаза – рефлексивная (апрель-май) состоит из этапов:

- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;

- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных задач  в начале учебного года и установление соответствующих причин (работа с картой знаний);

- работа учащихся по подготовке к публичной презентации «портфолио» ученика, его личных достижений по результатам учебного года;

Основной акцент на этой фазе учебного года делается на  восстановлении учащимися «пути» движения в учебном материале (со всеми остановками по ходу маршрута) и публичной презентации своих достижений, используются творческие мастерские.

Таким образом, основными педагогическими условиями развития контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников должны стать:

  1. безотметочная система, а оценочная система, как основа для изменения учебной мотивации школьников в сторону увеличения учебно - познавательной составляющей, с другой стороны, для построения контрольно-оценочной самостоятельности;
  2. деятельностный подход в организации образовательного процесса. Контроль и оценка в начальной школе могут рассматриваться только  в контексте учебно-познавательной деятельности учащихся, как особые действия, направленные на эффективное управление ею;
  3. поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы проблемных задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;
  4. ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленных на формирование желания и основы умения учиться;
  5. классно-урочная система должна перестать быть единственной и основной формой организации учебного процесса;

Оценивание личностных,  метапредметных  и предметных результатов образования.

Система оценки — сложна и многофункциональна, включает текущую и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. Предлагаемая система оценки включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же

содержательной и критериальной основе.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе

службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т.д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. Внутренняя оценка обеспечивает положительную мотивацию учения, стимулирует обучение учащихся: ориентирует на успех, отмечает даже незначительные продвижения, поощряет учащихся, отмечает сильные стороны, позволяет продвигаться в собственном темпе и т.д.

В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которая включает разнообразные методы оценивания:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.);
  • оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
  • тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ);
  • оценку открытых ответов (т.е. даваемых учениками в свободном формате) как устных, так и письменных;
  • оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом, также допускающиеся как устные, так и письменные ответы учащихся);
  • оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.).

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к

представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных

достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

 Стандарт устанавливает три основные группы результатов — личностные,

метапредметные и предметные. Общая характеристика этих результатов и их специфика, отражающая особенности возрастной группы обучающихся, представлены в Требованиях  стандарта к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами  понимаются универсальные способы

деятельности — познавательные, коммуникативные — и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Оценка личностных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. 

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных

программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся.  

Оценка метапредметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.

Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:

накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Проверку названных результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ: 1) итоговой работы по русскому языку; 2) итоговой работы по математике и 3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Решение о целесообразности проведения итоговых работ по другим предметам, а также о разработке инструментария для них следует отнести к компетенции региона и образовательных учреждений.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями,

необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы  оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями,

необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать

однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями. Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ — область компетенции педагогов и школы.

Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы. Проведение итоговых работ обусловлено необходимостью получения объективных и сопоставимых данных о достигаемых системой начального образования уровнях образовательных результатов. Как уже отмечалось, итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

Комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе. Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания.

Как учебно-методический комплект «Начальная школа 21века» помогает формировать способность учащихся к  взаимо- и самоконтролю,  взаимо- и

самооценке?

Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп продвижения и успешность каждого ученика при  выполнении  любой работы по русскому языку, литературному чтению, математике и другим предметам. Дети учатся контролю и самоконтролю, осуществляют проверку каждого этапа работы, обосновывают свое решение, получая простейшие навыки построения алгоритмов, определяют границы своего знания и незнания. В содержании и структуре средств обучения комплекта отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся. 

В начальной школе рекомендуется использовать следующие  виды оценивания(диагностирования):
Стартовая диагностика (на входе) в 1 классах она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.
В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. 

Комплексная работа проводится в конце года и  включает в себя разнообразные комплексные задания по тексту по разным предметам. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Все  результаты заносятся в общий   лист анализа.
Также учитывается и внеурочная деятельность ученика.
Разработанная педагогическая диагностика позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Сравнение результатов разных диагностических работ показывает, насколько ребенок продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности. То есть педагогическая диагностика позволяет проследить уровень самоконтроля и самооценки учеников.

В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, оцениваются в образовательном учреждении традиционной системой отметок по 5-балльной шкале, но наполнение бальной отметки уточнено и переосмыслено.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Критерии оценивания:

Базовый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится») и усвоенные знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось:  

- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться»);

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

      Если ребенок не справляется с заданиями базового уровня, его работа относится к низкому уровню.

Оценочные шкалы (2-4 класс)

Успешность освоения учебных программ учащихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»

Развивающие тетради, разработанные авторами комплекта помогают формировать умения самоконтроля и самооценки. Специальные виды упражнений с 1 по 4 класс позволяют воспитывать самостоятельность в выборе действий, формировать умения самоконтроля.

Помимо приемов, предлагаемых авторами УМК «Начальная школа ХХI века», для развития у учащихся умения определять уровень само- и взаимооценки  мы используем следующие методики.

 Методика «Лесенка».

При помощи такой «лесенки» учащиеся определяют уровень своей оценки.  В 1-м классе мы начинали с лесенки, которая содержала только три ступеньки.  Отдельно на магнитной доске вывешивалась (нарисованная лесенка) или рисовалась, а дети приклеивали  смайлик со своим именем на выбранные ими ступеньки лесенки.

 «Лесенка» может содержать разное количество ступенек. Во 2 классе(во 2 полугодии) используем до 10 ступенек. Высокому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 8-10 ступеньку лесенки, уверен в себе при выборе заданий, берётся за решение трудных задач, сам ищет причины неудачи. Среднему уровню соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 5-7-ю ступеньку, уверен в себе, но при первой неудаче теряется, принимает новое задание с недоверием. Низкому уровню соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя ниже 5-й ступеньки, имеет низкий уровень притязаний, обычно выбирает самые лёгкие задания. Динамику развития самооценки можно занести в таблицу (по каждому предмету или по итогам каждого дня, где ребенок анализирует всю свою работу на каждом предмету). Каждая колонка может быть поделена на две части: слева оценивает себя ученик, справа-учитель, и цвет может совпадать, а может быть разным.  

Удобным инструментом оценивания  может стать «Линеечка», которая напоминает ребёнку измерительный прибор. С помощью линеечки можно измерить всё, что угодно. Часто в работе бывает несколько линеечек, например, «правильность» и «аккуратность». Такая оценка позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребёнка можно оценить как «успешного»), помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочные линеечки – только в собственной тетрадке). Когда самооценка стала достаточно осознанной и адекватной, детям была предложена самооценка предстоящей работы, когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения. Перед тем как приступить к выполнению задания, ребёнок фиксирует на вертикальной линии  желаемую оценку (цель, к которой стремится), затем оценивает себя по итогу выполнения задания, а учитель, в свою очередь, соглашается с первым или вторым вариантом самооценки ученика, либо предлагает собственный, третий. Это так называемая прогностическая самооценка. Основной смысл её заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно рассчитывать свои силы.

Для этой же цели нами используются  так называемые «Оценочные карточки».

Такую форму работы мы начали проводить во втором  полугодии 2-го класса. Такая карточка, прежде всего, фиксирует отношения ученика с самим собой, фиксирует его статус как учащегося. Это форма самовыражения и самоутверждения, которая позволяет увидеть уровень своих достижений, лучше понимать себя. Перечислим те критерии, по которым дети оценивали себя, другого, группу, весь класс в форме линеечек, расположенных на одной карточке: Пр. – правильность, Ст. – старание, З. –затруднение, Пон. –понимание, В. – выдумка, Инт. – интерес, Ак. – аккуратность.

С помощью свободного передвижения значков по линеечке дети фиксируют свои результаты. Заметим, что дети оценивают себя по карточке без особого комплекса и страха ошибки. Главное для них – самовыразиться. Однако при организации рефлексивного этапа  на уроке иногда возникали трудности. Без помощи взрослого некоторым детям было очень трудно, в особенности тем, которые дома постоянно находятся в ситуации, когда взрослые лучше знают, что для него нужнее. Нелегко было детям также определить взаимную зависимость разных критериев оценки (например, «…мне не было трудно, я внимательно слушал и поэтому всё понял, но я допустил 2ошибки»). На вопрос «В чём же причина твоей ошибки?» ученик не всегда может дать объективный ответ.

Рефлексивный этап урока с использованием «оценочных карточек» занимает много времени, и всё же необходимо использовать его каждый день. Последовательность в работе оправдывается умением детей рефлексировать, а, следовательно, учиться.

Фиксировать успехи ученика можно в виде графиков, диаграмм. Например, использование индивидуальных и групповых графиков техники  чтения учащихся.

По русскому языку в таблицах индивидуальных достижений отмечалось количество ошибок на ту или иную орфограмму или пунктограмму, а также то, как ребёнок справляется с различными видами грамматического разбора. По вертикали видно, какие орфограммы встретились, как  ученик справился с контрольной работой, какие задания вызвали наибольшую трудность, над чем ещё предстоит поработать, а по горизонтали – динамику развития навыков у каждого, отдельно взятого ученика. По математике для фиксирования результатов контроля и оценки знаний мы стали использовать цветовую гамму. Красным цветом обозначали высокий уровень обученности, зеленым - базовый (средний), синим-низкий уровень. Кроме того, здесь так же можно проанализировать выполнение каждой работы каждым учеником в отдельности и отследить динамику развития его математических навыков.

Во многом изменилась и оценочная деятельность учителя. Часто он  не исправляет допущенную ошибку, а только фиксирует место, где она имеется (например, слабым ученикам подчёркивается слово с ошибкой, более сильным – строчка или предложение). Этот приём способствует развитию у школьников самоконтроля. Информация, содержащаяся в таблицах, является открытой для ученика и родителей. Таблица  позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся и давать необходимые рекомендации учащимся и родителям.

Во 2-4 классах для оценки результатов учебной деятельности применяется принцип  критериального оценивания, предполагающий предъявление детьми  вместе с  учителем к каждой работе (до её выполнения учеником)  критериев оценки, отражающих  цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ 
учебных результатов всем участникам образовательного процесса. 
Например, к устному ответу по литературному чтению могу быть предъявлены такие требования:                                                                                 Выразительное чтение; 

   Пересказ;

      Объяснение значения слов;

           Нахождение ключевых фраз; 

               Ответы на вопросы учителя и класса.

Перед  проверкой домашнего задания по литературному чтению «Зима недаром злится» детьми были придуманы критерии: выразительность чтения, интонация, громкость, правильное произношение слов, ответы на вопросы. Оценивать учащегося может каждый по желанию, может выбрать сам ученик, который отвечает, может выбрать учитель.

Одной из форм итоговой аттестации, наиболее соответствующей особенностям  младшего школьного возраста, служит «портфолио» заранее спланированное учеником собрание достижений, дает возможность удачно сочетать оценку учителя и самооценку. Учитель и ученики договариваются, какие задачи они будут решать на определенном отрезке времени, затем определяют вместе форму портфолио. Ребёнок сам определяет, что он положит в своё портфолио. Это могут быть и рисунки, и сочинения, и первые тетради, и грамоты и т.д.  Учитель может добавить в детское портфолио разные пожелания, советы, не только ученику, но и  его родителям, положить записки с различными интересными, веселыми высказываниями ребенка, забавными  историями на уроке.

Речь.

Недостаточность пятибалльной шкалы, которая ставит участников образовательного процесса в жесткие рамки и необъективно отражает динамику достижений учащихся требует  создания  другой  системы оценки результатов учебного труда - нужны сугубо индивидуальные параметры оценки каждого ученика. Контроль и оценка – наиболее трудные, уязвимые стороны учебного процесса, поскольку они определяют конечный результат учебной деятельности, т. е то, что волнует детей и их родителей.

Оценка и отметка не являются синонимами.

Оценка- это мнение о ценности, уровне или качестве чего- либо или кого- либо; Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной проделанной работе конкретного ребенка.

Отметка- это установленное государством обозначение степени знаний ученика. Когда учитель ставит отметку, за ней проявляется сам процесс получения знаний.

Самооценка-это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Чтение по слайду № 3

Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует оценке учителя. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся, как особую задачу. В 1 классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания.

Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях - являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (для чего мне это нужно). Учащиеся должны иметь право на сомнение и ошибку, ребенок должен понять, что у него есть возможность в любой момент потренироваться, исправить. Ребенок может сам для себя придумать специальные знаки, которыми он будет отделять, отмечать известное от неизвестного (что знаю хорошо, а над каким материалом предстоит еще поработать)

2этап. На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы «Справлюсь ли я с решением?» Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны увидеть свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3 этап выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

4 слайд- пропустить

5 слайд- читать

6 слайд-  

Работая по программе « Начальная школа 21 века» использую следующие виды контрольно-оценочной деятельности.

Диагностики

Стартовая диагностика (на входе) в 1 классах она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.
В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. 

Комплексная работа проводится в конце года и  включает в себя разнообразные комплексные задания по тексту по разным предметам. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Балльная шкала оценивания переводится в отметку.

7 слайд- Оцени себя.

Специальные виды упражнений с 1 по 4 класс позволяют воспитывать самостоятельность в выборе действий, формировать умения самоконтроля.

8слайд   Методика «Лесенка».

При помощи такой «лесенки» учащиеся определяют уровень своей оценки.  В 1-м классе мы начинали с лесенки, которая содержала только три ступеньки.  Отдельно на магнитной доске вывешивалась (нарисованная лесенка) или рисовалась, а дети приклеивали  смайлик со своим именем на выбранные ими ступеньки лесенки.

  «Лесенка» может содержать разное количество ступенек. Во 2 классе(во 2 полугодии) используем до 10 ступенек. Высокому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 8-10 ступеньку лесенки, уверен в себе при выборе заданий, берётся за решение трудных задач, сам ищет причины неудачи. Среднему уровню соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 5-7-ю ступеньку, уверен в себе, но при первой неудаче теряется, принимает новое задание с недоверием. Низкому уровню соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя ниже 5-й ступеньки, имеет низкий уровень притязаний, обычно выбирает самые лёгкие задания.

9 слайд Динамику развития самооценки можно занести в таблицу (по каждому предмету или по итогам каждого дня, где ребенок анализирует всю свою работу на каждом предмету). Каждая колонка может быть поделена на две части: слева оценивает себя ученик, справа-учитель, и цвет может совпадать, а может быть разным.  

10 слайд

«Линеечка» напоминает ребёнку измерительный прибор. С помощью линеечки можно измерить всё, что угодно. Часто в работе бывает несколько линеечек, например, «правильность» и «аккуратность». Такая оценка позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребёнка можно оценить как «успешного»), помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочные линеечки – только в собственной тетрадке).

11 слайд  

Перед тем как приступить к выполнению задания, ребёнок фиксирует на вертикальной линии  желаемую оценку (цель, к которой стремится), затем оценивает себя по итогу выполнения задания, а учитель, в свою очередь, соглашается с первым или вторым вариантом самооценки ученика, либо предлагает собственный, третий. Это так называемая прогностическая самооценка. Основной смысл её заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно рассчитывать свои силы.

12 слайд

«Оценочные карточки».

Такую форму работы мы начали проводить во втором  полугодии 2-го класса. Такая карточка, прежде всего, фиксирует отношения ученика с самим собой, фиксирует его статус как учащегося. Это форма самовыражения и самоутверждения, которая позволяет увидеть уровень своих достижений, лучше понимать себя. Перечислим те критерии, по которым дети оценивали себя, другого, группу, весь класс в форме линеечек, расположенных на одной карточке: Пр. – правильность, Ст. – старание, З. –затруднение, Пон. –понимание, В. – выдумка, Инт. – интерес, Ак. – аккуратность.

13 слайд – показать  образец

Во 2-4 классах для оценки результатов учебной деятельности применяется принцип  критериального оценивания, предполагающий предъявление детьми  вместе с  учителем к каждой работе (до её выполнения учеником)  критериев оценки, отражающих  цели учебного задания.

14 слайд  «портфолио» заранее спланированное учеником собрание достижений, дает возможность удачно сочетать оценку учителя и самооценку. Учитель и ученики договариваются, какие задачи они будут решать на определенном отрезке времени, затем определяют вместе форму портфолио. Ребёнок сам определяет, что он положит в своё портфолио. Это могут быть и рисунки, и сочинения, и первые тетради, и грамоты и т.д.  Учитель может добавить в детское портфолио разные пожелания, советы, не только ученику, но и  его родителям, положить записки с различными интересными, веселыми высказываниями ребенка, забавными  историями на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к контрольно – оценочной деятельности.

Выступление на МО учителей начальных классов...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио.

Актуальность и значимость, основной смысл портфолио, основные подходы к формированию портфолио в начальной школе...

Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио.

Презентация к выступлению ШМО по теме "Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Портфолио...

Проектная деятельность: инновационный подход к изучению английского языка в начальной школе

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответстве...

Инновационные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

        В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся. Сюда входят: - оценочные листы, в которых фиксируется ...