Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кулько Зоя Ивановна

Организация внеурочной деятельности школьников при введении  ФГОС НОО. Направления внеурочной деятельности. Маршрутный лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие подходы

к организации внеурочной деятельности школьников при введении

ФГОС НОО

«В каждом человеке живёт солнце,

только дайте ему светить»

                             Сократ

 древнегреческий философ

Слайд 2

В соответствии с первоначальным вариантом Стандарта внеурочная деятельность рассматривалась как составная часть учебного плана. Поэтому предполагалось, что описание внеурочной деятельности должно быть представлено в разделе «Учебный план начального общего образования» основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

Однако в связи с изменениями, которые внесены в ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241), внеурочная деятельность выведена за пределы учебного плана.

Слайд 3

Цитата из изменений: «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность».

Слайд 4

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В широком смысле внеурочная деятельность –  это любая деятельность ребенка, которой он занимается в свободное от уроков время (в школе, в учреждениях дополнительного образования детей, в своей семье и пр.). В узком смысле внеурочная деятельность – это деятельность, осуществляемая ребенком после уроков в школе.

Организуемая внеурочная деятельность младших школьников должна находиться в отношении преемственности с основными образовательными программами основного общего образования. 

Слайд 5

Цель внеурочной деятельности - это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.

Ребенок, «пробуя» себя в различной деятельности, начинает постепенно различать: что ему нравится, а что не очень; что у него получается, а что не получается; от чего он может отказаться, а от чего не может и не хочет и пр. Новые школьные стандарты предоставляют младшему школьнику возможность выбора, и в первую очередь, - внеурочной деятельности.

Слайд 6

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе (удачное соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки),
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся (связь внеаудиторной деятельности и предметных областей),
  • улучшить условия для развития ребенка (нормирование нагрузки, УУД формируются в урочной и внеурочной деятельности),
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (виды и формы деятельности, особые потребности),  письмо ДОО Минобрнауки от 12.05.2011г. № 03-296,

развитие воспитательной системы образовательного учреждения

Организация внеурочной деятельности младших школьников является одной из сложных задач в условиях реализации ФГОС НОО.

В основе организации внеурочной деятельности как части ФГОС НОО должен лежать системно-деятельностный подход. В первую очередь это должно проявляться в методиках, технологиях, формах, используемых в процессе внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность должна оказывать значительное влияние на становление личностных характеристик выпускника.

Слайд 7

В связи с этим при планировании внеурочной деятельности необходимо ориентироваться на «портрет выпускника начальной школы».

 «Портрет выпускника начальной школы»:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Достижение всех трех групп результатов должно обеспечиваться в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности младших школьников.

Результаты освоения основной образовательной программы, являясь основой для ее разработки, должны являться основой и для проектирования внеурочной деятельности младших школьников в целом и программ курсов внеурочной деятельности в частности.

С 2011 года наша школа работает над реализацией ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность организуется нашим образовательным учреждением по следующим направлениям развития личности

Слайд 8

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Проектирование внеурочной деятельности младших школьников целесообразно осуществлять не для отдельно взятого класса или параллели, а для всей ступени начального общего образования. Такой подход будет обеспечивать преемственность в организации внеурочной деятельности с 1-го по 4-й классы в начальной школе

Слайд 9 (вынесено на слайд, но читать)

Внеурочная деятельность может быть реализована через:

- учебный план (его часть, формируемую участниками образовательного процесса: дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочных);

- дополнительные образовательные программы самого образовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы и пр.);

- деятельность иных педагогических работников ((если есть)педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Слайд 10

Методические условия эффективной организации внеурочной деятельности:

  • наличие необходимой учебно-материальной базы
  • наличие  подготовленных кадров
  • родительский запрос
  • привлечение родителей и учащихся к составлению программ внеурочной деятельности
  • соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания
  • соотношение аудиторных и внеаудиторных занятий (не более 50% аудиторных занятий)

Слайд 11

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет самостоятельно образовательное учреждение.

Слайд 12

Мы начали с выявления склонностей и потребностей учащихся младших классов, а также анализа дополнительных образовательных потребностей родителей. С этой целью в начале учебного года провели анкетирование родителей

1.Назовите, пожалуйста, три любимых занятия вашего ребёнка.

2.Какие игры предпочитает Ваш ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие?

3.Посещал ли Ваш ребенок кружки, секции? Укажите, какие.

4.В чем, по-вашему, талантлив Ваш ребёнок?

5.Какой кружок хотели бы Вы, чтобы посещал Ваш ребёнок?

6.Какую бы помощь Вы могли оказать школе в организации внеурочной деятельности?

7.Какие Ваши семейные увлечения?

 и предложили им самим выбрать направления внеурочной деятельности, которые совместно с ними смогли бы организовать в школе в рамках внеурочной деятельности. Так как  у детей 6-8 лет слабо сформированы свои интересы, помочь определиться ребенку должен взрослый человек: педагог и родитель.

Слайд 13

Слайд 14

Подводя итоги анкет родителей, складывается таблица, по результатам которой организуется внеурочная деятельность в классе.

Слайд 15

Спортивно-оздоровительное представлено через

  • 15Подвижные игры
  • 16Весёлые старты
  • 17Соревнования
  • 18Турпоходы

Цель этого направления: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического развития обучающихся; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом; формирование навыков здорового образа жизни.

Слайд 19

Научно-познавательное направление:

  • 19«Умники и умницы»
  • 20« Мир информатики»
  • Участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Инфознайка»

Цель этого  направления:  воспитание, развитие и становление личности младших школьников на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, людям, себе.

Слайд 21

Художественно-эстетическое направление:

  • 21«Сказочная мастерская»
  • 22«Палитра»
  • Творческие конкурсы
  • 23Концерты
  • Фестивали
  • «Минута славы»

Цель этого  направления: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о формах поведения в обществе и т.д) , понимания социальной реальности и повседневной жизни, развитие творческих способностей.

Проектная деятельность не только на уроке, но она неразрывно связана с ВД.

  • 24«Моя родословная»
  • 25«История моей семьи в истории школы»
  • 26«Моё родное село»

27 Акции

28Работа с ветеранами

29Трудовой десант

Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям, проведению для них выставки, открытых  занятий.

В результате у каждого ученика 1-4 классов  создан индивидуальный учебный план внеурочной деятельности, который корректируется 1 раз в полугодие.

Ожидаемые результаты:

 1.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

 2.Развитие способностей ,участие в различных конкурсах.

 3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

 4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

 5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.

 6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности. (Индивидуальная программа внеурочной деятельности), мониторинг посещаемости детей кружков, секций, участие в различных конкурсах, мероприятиях (подводятся итоги в рейтинге класса), личностные и метапредметные результаты в Портфолио ученика.

Подводя итог, можно сказать, что мы ещё в начале пути. Есть положительный опыт, но и есть проблемы, нерешённые вопросы. Дружным коллективом мы стараемся находить выходы из сложных ситуаций, ищем пути решения проблем.

 Наша задача – реализовать девиз ФГОС НОО: «От действий – к мысли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социально-педагогических проектов в организации внеурочной деятельности школьников.

Одним из интенсивных методов воспитания является социально- педагогическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

«ПРОЕКТ» - ЭФФЕКТИВНЕЙШИЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ....

Организация внеурочной деятельности школьников в современной начальной школе.

Много сказано о том, что мотивация учения является залогом успешного освоения детьми учебных предметов. Работа над созданием у детей мотивации ведется учителем постоянно, но все же он ограничен рамкам...

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников....

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников....

Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО

Общие подходы к организации внеурочной деятельности школьников при введении ФГОС НОО (презентация к выступлению)...