Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
статья по теме

Коробейникова Ольга Владимировна

 

В статье на примере работы над проектом показана этапность организации

проектной деятельности в начальной школе.

 
  

Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИП

ТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В УЧЕНИИ,  САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Организация проектной деятельности в начальной школе  с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

Автор статьи: Коробейникова Ольга Владимировна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 504 г. Санкт - Петербург

В статье на примере работы над проектом показана этапность организации

проектной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИП

ТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В УЧЕНИИ,  САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

.

          2013 г.

        

         Происходящее в последние годы реформирование отечественного образо-

вания затронуло образовательный процесс современной школы, в том

числе и начальной, акцентируя внимание на развитие творческих возмож-

ностей ребенка и формирование стремления учащихся к самообразованию.

Данная позиция нашла отражение в новом принципе – принципе творчест-

ва (креативности), который многие отечественные ученые и педагоги стали

считать одним из центральных принципов современного образования.

Принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального

подхода, субъективности в обучении требуют в первую очередь новых

приёмов обучения, которые формируют активную, самостоятельную

позицию учащихся в учении; способствуют самореализации творческого

потенциала и формированию готовности к предстоящей творческой

деятельности: развивают проектные, рефлексивные, самооценочные

умения и навыки, познавательный интерес учащихся; реализуют принцип

связи обучения с жизнью, формируют информационные и коммуникатив-

ные компетенции. К таким  технологиям  можно отнести метод проектов,

который не является принципиально новым в педагогической практике, но

в настоящее время относится к педагогическим технологиям ХХ1 века.

Метод проектов получил широкое применение как в классно-урочной, так и во внеурочной деятельности.

  В 2010 году     Россия      готовилась отмечать 65- ю  годовщину со дня победы Советского Союза над фашистской Германией.                                                      

  В нашей школе проводился ряд мероприятий, посвященной этой дате:

- цикл бесед о Великой Отечественной войне,

- встречи с ветеранами войны и тыла,

- конкурс чтецов стихотворений, посвященных Великой Отечественной    

  войне,

- акция «Солдатский платок»,

- просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне,

- чтение книг о Великой Отечественной войне и т.д.

Эти мероприятия послужили основой для  создания социального проекта под названием                               

«Нет в России семьи такой, где б не был памятен свой герой…»

Цели:   

1. Воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к её истории, развитие национального самосознания.

2. Осознание значимости преемственности и единения поколений.  

3. Узнать историю своей семьи и её роль в достижении победы над фашизмом.

Задачи:

  1. Формировать представление о патриотизме, как о ценности в жизни человека.
  2. Изучать историю России.
  3. Воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории.
  4. Формировать у ребёнка активную  морально-нравственную  позицию по отношению к обществу.
  5. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности.

  1. Подготовительный этап:

   На подготовительном этапе в классе были проведены:

     - цикл бесед о Великой Отечественной войне,

- встреча с ветераном войны и тыла,

- конкурс чтецов стихотворений, посвященных В.О.в.,

- акция «Солдатский платок»,

     - просмотр к/ф «Сын полка»,

- чтение и обсуждение книги Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

    В ходе бесед выяснилось, что в семьях учеников были родственники, которые участвовали в В.О.в, но  конкретных знаний у детей не было. Обозначилась проблема: отсутствие знаний у детей истории своей семьи,  героического прошлого своих родственников.

       Дети поставили перед собой цель: узнать отдельные страницы истории своей семьи и рассказать о родственниках – участниках войны и тыла, об их вкладе в победу в Великой Отечественной войне.

Во время обсуждения этой проблемы, ребята назвали следующие задачи:

  1. «Мне интересно узнать об участии моих родных в Великой Отечественной войне. Я хочу всегда помнить о них.»

  1.  « Я хочу испытывать гордость за свою страну, за своих родных, совершивших подвиг во имя победы».

  1. «Я хочу, чтобы граждане России помнили о своих предках, о их подвигах, героизме и самопожертвовании в достижении одной великой цели – победе над фашизмом.»

Для решения этих задач были определены  следующие пути их решения:

  1. Узнать исторические факты о В.О.в. из литературных произведений, справочной литературы, периодической печати ,к/ф и т.д.
  2. Провести поисковую работу в архивах семьи каждого участника проекта.
  3. Узнать историю семью из устных рассказов родственников, документов, периодической печати.
  4. Создать индивидуальную минипрезентацию по собранным материалам.

          Был оговорён срок  выполнения проекта – 2 недели.

  1. Основной  (Поисково-исполнительный) этап:

В связи с тем, что в начальной школе дети только знакомятся с технологией проекта и ещё не владеют  ИКТ, то возникает необходимость помощи родителей, что положительно сказывается на результатах работы и способствует улучшению отношений между родителями и детьми: происходит дополнительное общение, возникают общие интересы, духовная близость и  единство.

Чтобы достичь поставленных целей, учащиеся:

  1. собирали  и обобщали  материал о своих родственниках – участниках В.О.в., собирали статьи периодической печати различных годов, фотографии, письма, награды, устные воспоминания родных и т.д..
  2. оформляли отобранный материал  в виде слайдов мини-презентации.

     Впоследствии была создана одна общая презентация класса, состоящая

     из индивидуальных работ учащихся.

        -

3. Заключительный этап (Презентация и защита готового продукта проекта):

      При показе презентации каждый участник защищал свою часть проекта: по ходу показа презентации дети рассказывали о своих родственниках, их подвигах, наградах, письмах и т.д. Всё это сопровождалось песнями о В.О.в.

4. Рефлексивный этап (Анализ результатов и оценка качества выполнения проекта):

В ходе рефлексии каждый участник проекта задавал себе и давал ответ на следующие вопросы:

- Выполнил ли я то, что задумал?

- Что было сделано хорошо, а что плохо?

- Что было выполнить легко, а что неожиданно трудно?

- Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

- Получил ли я удовлетворение от выполненной работы.

Помимо этого  дети высказывали свое мнение о ходе работы, о её значении и своих впечатлениях.

Презентация была продемонстрирована на родительском собрании и произвела огромное впечатление на родителей.

Анализ:

 В ходе работы были решены все задачи и достигнуты поставленные цели:

- Учащиеся осознали: Россия – страна героев. Эти герои жили и живут в их семьях, им есть кем гордиться, о ком рассказать будущим поколениям.

- Патриотизм для детей стал не отвлеченным понятием, а конкретным.

- Ученики открыли для себя новые факты из истории России, связав их с судьбой своих родственников.

- Данная работа позволила учащимся показать свою активную жизненную позицию, а также раскрыла возможности для проявления патриотических чувств каждого.

-  Проектная деятельность была личностно-ориентирована.

    -   Имела воспитательную направленность: воспитание патриотизма,

        любви к Родине.

-  Она принесла удовлетворение детям, вызвала  у них стойкий  

    познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

План работы педколлектива по организации проектной деятельности в начальной школе.

Организация работы педколлектива начальной школе по освоению и внедрению в практику работы  " Технологии проектной деятельности"....

Организация проектной деятельности в начальных классах (описание опыта)

Описание опыта работы учителя начальных классов по организации проектной деятельности в начальных классах....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять ...

«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы)....

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...