Главные вкладки

    Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Хлынцева Юлия Викторовна

    В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой проекта. Специальные упражнения учат ребят находить проблему, нестандартные пути её решения, а игровые моменты чётко планировать действия и эффективно сотрудничать в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc106.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ  СОШ №10 г.о.Кинель Самарской области

    Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    Хлынцева Юлия Викторовна учитель начальных классов.

                                               

    2010 г.

    Введение.

    2010 год президент России Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему  приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно – исследовательской работы?

    Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось,  заниматься проектной деятельностью достаточно сложно  физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что  для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей (см. Приложение 1), которая теперь размещена на моём сайте http://www.meloc.ucoz.ru/, по оказанию помощи детям в работе над проектом. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты: «Водный голод планеты», « Путешествие Ботаника вокруг школы», «Тайна школьного портфеля», а в 3 классе попробовали делать индивидуальные «Свойства магнитов», «Как сохранить зрение», «История деревянной ложки». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, декоративно – прикладного искусства, природные явления, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования.  Но все равно они  - исследователи, первооткрыватели!

    Целью своей работы  я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

    Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

    Проекты  моих  учеников  показались  мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.

    Основная часть.

    Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [1]

    Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 

    Проект – это «пять П»:

    • Проблема
    • Проектирование (планирование)
    • Поиск информации
    • Продукт
    • Презентация

    Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

    В методе проектов на первое место становится деятельность.

    Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

    Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов

    Задачи проектной деятельности:

    - Обучение планированию;

    - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

    - Умение анализировать;

    - Умение составлять письменный отчет;

    - Формировать позитивное отношение к работе.

    В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

    Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы (см. Приложение 2). Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.

    На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.  

    Вопросы:

    1. Что мне интересно больше всего?
    2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
    3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
    4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из  изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
    5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [3]

    Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат географическую карту. Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?»,  который и перерос в проект «Свойства магнитов». Эта работа помогла экспериментально выяснить какими свойствами обладают магниты, где и как они используются, были предложены свои направления использования магнитов, путём изготовления игрушек.

    Тему для другого проекта подсказал случай в столовой. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в большой проект «Водный голод планеты». Дети наблюдали  и подсчитывали, сколько тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько учеников начальной школы закрывают за собой кран. Узнавали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Результатом проекта было оформление плакатами  о бережном отношении к воде школьной столовой. На I Окружной конференции младших школьников «Я – исследователь»  работа Красношеевой А. заняла 2 место.

    Следующая тема возникла после вопроса дедушки нашего ученика: «Почему у тебя такой тяжёлый портфель? Что ты там носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля». Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы, выявили учебники-«нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин, предложили свои способы решения проблемы. Проект Проскурякова Р. занял 1 место на I Окружной конференции младших школьников «Я – исследователь»  и стала Лауреатом на Международном фестивале детского творчества «Звёзды нового века».

    Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др. 

    • Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве  и  т.д.»
    • Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
    • Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо»,  «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».[4]

    На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры.

    1. Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.
    • Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.
    • Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.
    • Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке.
    • Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
    1. Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.

    Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

    Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что  я чувствую по поводу данной проблемы?

    Чёрная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

    Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

    Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

    Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.

    Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.

    Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю  работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.  

    Заключение.

    Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты за прошедший год:

    Мероприятие

    Фамилия, имя ученика

    Результат

    Школьная олимпиада по русскому языку

    Проскуряков Р.

    Красношеева А.

    1 место

    3  место

    Школьная олимпиада по математике

    Котина Е.

    2 место

    Конкурс «Русский медвежонок»

    Панкратова Н.

    Красношеева А.

    1 место в школе

    2 место в школе

    Математический конкурс «Кенгуру»

    Забарин Н.

    Панкратова Н.

    1 место в школе

    2 место в школе

    Конкурс рисунков и сочинений на приз газеты «Комсомольская правда»

    Сандов В.

    Котина К.

    Панкратова Н.

    Билеты в цирк

    Подарок от книжного магазина

    Молодежный чемпионат «Старт»

    Панкратова Н.

    Забарин Н.

    Денисова Т.

    1 место в районе

    2 место в районе

    3 место в районе

    Литературный конкурс «Золотое руно»

    Красношеева А.

    Сандов В.

    1 место в районе

    3 место в районе

    Городской конкурс «Супер-школьница!»

    Команда

    2 место

     I Окружная конференция «Я - исследователь»

    Проскуряков Р.

    Красношеева А.

    1 место

    2 место

    Конкурс «Человек и природа»

    Александрович А.

    3 место  в районе

    Международный фестиваль детского творчества «Звёзды нового века»

    Проскуряков Р.

    Лауреат

    Детская Международная творческая олимпиада (художественное фото и изобразительное искусство)

    Команда

     Дважды Лауреат III степени

    С учениками теперь уже 4 класса мы продолжаем работать в этом направлении. Сейчас мы уже начали работать над новым коллективным проектом, результатом которого будет книга с дворовыми играми родителей, бабушек и дедушек учеников для школьной библиотеки.

    Приложение 1. Роль родителей  на этапах  выполнения проекта [6]

    Этапы проектной деятельности

    Возможные действия родителей

    Выдвигаются первоначальные идеи.

    Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.

    Выбирается и формулируется тема проектной работы.

    Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

    Формулируется задача проекта.

    Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

    Разрабатывается план  выполнения проекта.

    Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.

    Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.

    Обдумайте с ребенком возможные результаты.

    Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

    Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

    Распределяются обязанности между участниками проектной группы.

    Может потребоваться разъяснение обязанностей.

    Изучаются источники и литература по теме проекта.

    Посодействуйте в посещении  библиотеки.

    Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

    Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

    Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

    Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

    Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

    Подскажите основные правила оформления документов.

    Проект готовится к презентации.

    Помогите прорепетировать выступление.

    Публичная презентация проектной работы.

    Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

    Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

    Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

    Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!

    Приложение 2.

     

    Список   использованной литературы:

    1. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].
    2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — С. 41-45.
    3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара:  Издательство Учебная литература, 2005
    4. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.
    5. http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
    6. http://www.meloc.ucoz.ru/ - рабочий сайт Хлынцевой Ю.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

    Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены  этапы работы над проектом....

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

    Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

    Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

    Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

    «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы)....

    Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

    Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...