Главные вкладки

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
    статья по теме

    Новик Светлана Анатольевна

    Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены  этапы работы над проектом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность

    в начальной школе

     (из опыта работы)

    презентация

           

    Выступление на ГМО      

                    29.12.2011 г.

    Учитель  МОУ№2  Новик С.А.

    Актуальность темы:

    «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

    «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

    Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

      Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

       Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

    Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

    1) отвечает современным требованиям времени,

    2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

    3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

    4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

    5) вызвала у меня самой большой интерес.

    Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

    В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

    1. способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
    2. способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
    3. выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.

       Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.

    1 этап:

    Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность  учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

    На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

    Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).

    Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД

    (по Андриянову П.Н.)

    ЭТАПЫ

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

    Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

    2.Технологическая разработка идеи.

    Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

    3. Практическая работа над идеей.

    Практическая реализация идеи.

    4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы.

    Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

      В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

        Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями ПД.

    2 этап.

    На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.   Так же с учениками  создаем презентации  по материалам  пройденных уроков и внеклассных мероприятий.

    Так  проект «Мой город» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята  с удовольствием приносили  материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки. Также подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город».

        Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний.  При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

    На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

    2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков,  так и с использованием компьютерных презентаций.

    3 этап.

      На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

    Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся подготовили газету и презентацию «История жизни в истории школы…», посвящённую 70-летию нашей школы.

    Проект «Красная книга» представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.

    Какова же роль учителя в ПД?

    Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

      Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

    Правила, по которым нужно строить свою работу  в ПД:

    1. Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.
    2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
    3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
    4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
    5. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
    6. Тесно сотрудничать с родителями.
    7. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.

    Ожидаемые результаты

    1. повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
    2. развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
    3. приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

    Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

    Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)

    В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования....

    Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы.

    В данной статье даётся краткая справка о проектной деятельности в начальной школе. Показана работа учителя начальных класов МОУ  "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области" ...

    Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы

    Данный материал содержит презентацию, котарая познакомит с опытом работы педагов по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...

    «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы)....