Главные вкладки

    Выступление на педсовете по теме "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)"
    материал (1, 2, 3, 4 класс)

    Грицаенко Юлия Александровна

    Проектная деятельность младших школьников, из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Индивидуальная и групповая проектная деятельность

     в начальной школе (из опыта работы)»

    Выступление

    учителя начальных классов

    МАОУ «Лицей №19»   Грицаенко Ю.А.

    на педагогическом совете

    11.01.2016г.

    Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого- либо действия.

    Реформирование содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации проектной деятельности.

    Проектная деятельность школьников является творческой по своей сути. К творческой деятельности учащихся надо готовить. Она протекает внутри учебного процесса, что накладывает на нее значительный  отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности.

    Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться».

    Таким образом, необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества и производства.

    Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

    Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

    • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
    • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
    • Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
    • Структурирование этапов выполнения проекта;
    • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

    Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но  это возможно.

    Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

    • Возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
    • Содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
    • Навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
    • Заинтересованностью ученика в работе.

    Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

    Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

    Приступая к проектированию младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации в работе, незаконченному проекту.

    Проектная деятельность один из видов деятельностного подхода в обучении.

    Анализ проектной деятельности показывает, что на первом этапе проектной деятельности, когда вырабатывается стратегия создания проекта, информационная подготовка к его выполнению, формирование общего замысла, одновременно и усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности. На втором этапе реализации проектной деятельности происходит выработка решения, создание композиции: превращение общего замысла в упорядоченную совокупность проектно- конструкторских действий, что соответствует выполнению учебных действий в составе учебной деятельности.

    Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

    В рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности в нашем лицее есть курс «Юный исследователь», рассчитанный на 1ч в неделю. Мы занимаемся по рабочим тетрадям «Учусь создавать проекты» из серии «Юным умникам и умницам» (издательство РОСТ). (слайд). Это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Рабочие тетради помогают школьникам научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

    Поделюсь своим опытом работы. Создание проекта в начальной школе невозможно без помощи взрослых, поэтому на первом школьном собрании я познакомила родителей с некоторыми аспектами проектной деятельности младших школьников, чтобы они понимали, какая помощь может понадобится их детям. В первом классе на уроках «Юный исследователь» мы пошагово знакомились  с теоретическими понятиями: тема проекта, проблема, цель, задачи, гипотеза и т.д. (Слайд 2 – рассмотреть странички из учебника). К празднику «Прощание с букварём» ребята выполнили индивидуальные проекты «Моя любимая азбука».  В конце года, по желанию, создавали проекты на свободные темы («Моё домашнее животное», «Моя любимая игрушка»…).  

    Проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Нигде больше, как в младшей школе не происходит интеграция различных учебных предметов. Во втором классе на уроках информатики ребята знакомились с программой Microsoft Power Point, и в нашем курсе «Юный исследователь» тоже есть уроке, посвященные этой теме, поэтому   одним из продуктов проектной деятельности стали презентации, защиты проектов стали проходить более наглядно, ярко, с анимационными эффектами.

    Если в первом классе создание индивидуального проекта было по желанию детей, то во втором – каждый должен был поработать над проектом на свободную тему, которая значима именно для него.  Приведу несколько примеров тем проектов: «Эти интересные кристаллы», «Горнолыжный спорт», «Каштановое дерево, выращенное в домашних условиях», «Секреты туризма», «Значение соли в нашей жизни»…  Вот такое многообразие интересов у моих учеников!  (Предложить проекты на бумажном носителе, можно рассмотреть один подробно-цель, задачи, ход проекта, выводы, список литературы).

    В конце второго класса мы пошли на прогулку в Лосиный остров. Получив массу положительных эмоций, ребята решили назвать команду нашего класса «Юные путешественники» (слайд – команды) и запланировали двухдневный поход в конце третьего класса.  Эта идея стала благодатной почвой для  разработки программы по внеклассной работе «Краеведение «Мое Подмосковье». Целью которой, стало   создание условий для изучения своего родного края, путем привлечения детей к краеведческой работе.            Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к своему родному краю.  У каждого из нас есть потребность не только любить, но и  как можно больше узнавать о своем крае, о том месте, где мы родились.  Краеведение создает условие для развития исследовательской деятельности учащихся. В процессе собрания краеведческих материалов работа чаще всего выполняется коллективно, что способствует возникновению общих интересов у учащихся, чувства ответственности друг перед другом. Изучая историю и культурные традиции  родного края, мы прививаем  любовь к  своей Родине, к своей стране. Изучение природных ресурсов Подмосковья (растительного и животного мира, полезных ископаемых, водоемов и т.д.) помогает формированию экологической культуры обучающихся.  Нельзя переоценить значение краеведения, ведь деятельность учащихся направлена на всестороннее изучение родного края, а собранный краеведческий материал поможет в изучении школьного предмета «Окружающий мир». В первом полугодии темой наших проектов была наша малая родина – г. Королев, во втором – Подмосковье. В рамках этой программы были выполнены командные  проекты «Мой родной город Королев» по разным темам (слайд защита проектов, разные формы защиты – презентации, слайд - видеоролики). Чтобы вызвать интерес детей к изучению Подмосковья, был проведен классный час «Родное Подмосковье глазами художников», и только потом самостоятельная работа по подготовке проектов «Родное Подмосковье» (слайды – стенд, индивид. Проекты4), создание  командного проекта «Родное Подмосковье» (слайд – темы командных проектов 1, защита проекта команды «Навигаторы» 3, Жостово 1) и конечно запланированный двухдневный поход «Мой родной край», к которому мы готовились заранее (слайд 3).

    За год был накоплен большой материал, и мы решили участвовать в  городском конкурсе «Полет времен» в номинации «Город Королев – город космической славы» (слайд 2)  Это был творческий проект класса, каждый принял участие в подготовке проекта. Наш класс стал призером и получил диплом второй степени. Дети были очень довольны, ведь они получили высокую оценку проделанной работе. ( Слайд - Видеоролик)

    Ещё хочу сказать несколько слов о создании классного проекта «Книга памяти», приуроченного к 70-летию празднования Великой победы. (Не принесла, есть отдельные странички) (Слайд – обложка, эпиграф – слова песни из к/ф «Офицеры»), (слайд – страницы книги в школьном музее 3). (Рассказать про Литвишко).

    Подводя итог всем нашим выступлениям, хочу сказать, что проектная деятельность обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную деятельность. Много времени и сил учителя, родителей и учеников требуется для создания проектов. Но это того стоит.

    Но, нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.  

    Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

    Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены  этапы работы над проектом....

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

    Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

    Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

    Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

    «Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

    laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...