Главные вкладки

    Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"
    материал по теме

    Мигутина Галина Юрьевна

    Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичная презентация результатов своей профессиональной деятельности перед общественностью и профессиональным сообществом

    Я, Мигутина Галина Юрьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального казенного  общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 города Макарьева. Педагогический стаж работы 25лет. Стаж работы в данном учреждении 5лет.

    Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.

    Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса:

     Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.  Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.

     Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

    Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

    Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  

    Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.

    1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют ее успех. 

    2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.    Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.

    3.  Создавать группы количеством  не более 5 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов.

    4. Избежать «подводных камней»: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

    Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

    Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

    1.  проявить себя,
    2.  попробовать свои силы,
    3. приложить свои знания,
    4. принести пользу,
    5. показать публично достигнутый результат.

    Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:

    1. Газета

    2. Игра

    3. Костюм

    4. Альбом

    6. Спектакль

    7. Урок

    8. Публикация

    9. Справочник

    10. Презентация

    11. Учебное пособие

    12. Буклет

    13. Афиша

    14. Устный журнал

    15. Тематические выставки рисунков, поделок 

    16. Диафильм

    17. Набор открыток

    18. Памятка

    19. Реклама

    20. Плакат

    21. Мероприятие

    22. Раскладушка

    23. Макет

    24. Модель

    25. Папка

    26. Экскурсия

    В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

    1. Проектировочные
    2. Исследовательские
    3. Информационные
    4. Коммуникативные
    5. Экспериментальные
    6. Рефлексивные
    7. Презентационные.

    Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам  и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышается. Дети выполняют уже довольно сложные работы. Теперь мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц и более.

    Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:

    1. туристический проект «Приезжайте в гости к нам»,
    2. акция отряда ЮИДД «Внимание, весна!»,
    3. экологический проект «Пусть не смолкнут птичьи голоса»,
    4. проект «Занимательная азбука»,
    5. рукотворная книга «Мир вокруг нас»,
    6. альбом по правилам безопасности «Ты один дома» и другие.

    Над туристическим проектом «Приезжайте в гости к нам» дети работали более месяца: фотографировали достопримечательности города, собирали информацию из разных источников, составляли план экскурсии, продумывали такие моменты, как время года, в которое будет проведена эта экскурсия, пункты питания, где туристы смогут пообедать, транспортное сообщение и другие вопросы. Данная работа получила высокую оценку как на муниципальном, так и на региональном уровне – в обоих случаях заняли первое место.

    Экологический проект «Пусть не смолкнут птичьи голоса» по продолжительности занял еще больше времени – 7месяцев. Работа над ним началась еще осенью, когда мы с ребятами изучали литературу о птицах, собирали, заготавливали  для них корм, совместно с родителями мастерили кормушки. С ноября по март включительно подкармливали птиц как на школьной кормушке, так и возле своих домов. При этом вели наблюдение за птицами: как они ведут себя на кормушке, какой корм предпочитают и т.д. Вели дневник наблюдений, делали фотографии, оформляли творческие работы о птицах. Все свои материалы и результаты деятельности оформили в экологический проект под названием «Пусть не смолкнут птичьи голоса». Данная работа приняла участие в региональном экологическом конкурсе «Костромская земля», где вошла в пятерку лучших проектов.

    Дети моего класса являются членами отряда юных инспекторов дорожного движения и регулярно проводят акции на дорогах города по правилам дорожного движения. Руководит и помогает нам в этой работе инспектор ГИБДД Чикилевская Ольга Николаевна. Но одну из таких акций мы разработали и провели самостоятельно – акция под названием «Внимание, весна!». Самой акции предшествовала значительная работа в течение трех недель. Сначала провели «мозговой штурм», в результате которого выбрали самую интересную идею проведения акции. Автор ее – Андриянова Валерия. Затем продумали слова, с которыми дети будут обращаться к участникам дорожного движения, и творческие работы, которые будут им вручать, а также необходимое оформление. Автором лучшей эмблемы стал Павлов Никита. Плакаты, кораблики и буклеты с материалами по правилам дорожного движения делали в течение двух недель. Когда все было готово, успешно провели акцию на улицах города. Во время акции дети поговорили о правилах безопасного поведения на дорогах в весеннее время более чем со 100 пешеходами и водителями транспортных средств.

    Также была выполнена коллективная проектная работа «Этот удивительный мир растений». Распределились, кто чем будет заниматься, готовясь к празднику. В результате обсуждения  разделились на несколько творческих групп по виду деятельности, которой решил заняться ребёнок: учёные-ботаники (ответы – мини-рассказы на интересующие вопросы  о растениях), писатели и поэты (собственные сочинения, рассказы), художники (рисунки), фотокорреспонденты (фотографии), кулинары (рецепты блюд), умельцы (поделки), издатели (книжки). На реализацию был срок три недели. А затем состоялся праздник - презентация проекта – под названием «Осенние посиделки».  На праздник пригласили  учащихся из параллельного класса. Дети испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.

    О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.

    При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности.  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

    Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

    Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

    Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены  этапы работы над проектом....

    Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

    Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

    Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

    "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

    Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

    В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

    Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"

    ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...