Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
    статья (чтение, 3 класс) по теме

    Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_opyta_uchitelya_mousosh.doc16.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование элементов технологии проблемного                                                                                                         обучения на уроках  литературного чтения».

       Осуществляя личностно – значимое обучение на уроках чтения, я использую элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

       1. Проблемная  ситуация с удивлением.

    Приемы:

    - одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;

    - столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.

       2. Проблемная ситуация с затруднением.

    Приемы:

    - дать практическое задание, не выполнимое вообще;

    - дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

        На уроках чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, а продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.

        Покажу на примере рассказа Л.Толстого «Акула» возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения.

     Основными этапами изучения произведения будут:

        1) выявления общего читательского восприятия;

        2) постановка проблемы и решение её через анализ текста;

        3) выводы, идеи.

     После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.

       - Понравился ли рассказ? Чем?

       - Какие эпизоды запомнились лучше всего?

    Далее ставлю первый проблемный вопрос:

       - Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?

        а)   радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;

        б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.

                Разрешение этой проблемы.

      - Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя.

     - Какова его основная мысль?  С помощью каких слов она выражается?

    ( День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно»)

     - Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару.

     - Найдите эпизод купания мальчиков.

     - Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте.

    («плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали»).

     - Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.

     - Как вы понимаете выражение « артиллерист, бледный как полотно»?

     - Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)

     - Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)

     - Какими словами передано чувство страха?

     - Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей?    (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).

         Выводы.

     - Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)

     - Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).

    Второй проблемный вопрос:

     - Кто является главным героем рассказа?

     - Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).

     - Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).

     - Чьи черты характера переданы  наиболее полно?

    а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).

      - Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)

     б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).

     в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)

      Третий проблемный вопрос.

     - Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)

     - Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.

     - Как переданы переживания артиллериста?

     - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?            (мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).

     - Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)

     - Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)

     - Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)

     - Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

       На данном уроке, как мне кажется, принципиально важна исследовательская направленность в работе, которая побуждала детей к осмысливанию текста, а так же к выборочному и выразительному чтению.

       Ставя пред своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников, находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

    Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе

    Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....

    Технология продуктивного обучения на уроках литературного чтения

    Как использовать технологию продуктивного обучения на уроках литературного чтения для полноценного анализа литературного произведения и составления цитатного плана произведения....

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"

    Статья "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"...

    Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

    Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...